Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково как прототип годуновской Святая Святых

  • C. Ю. Кавтарадзе Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7525-908X
Ключевые слова: церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, храм Соломона, Святая Свя-тых, Москва, Иван IV, Борис Годунов, многопрестольные храмы, образ Иерусалима

Аннотация

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове – уникальный памятник, не имеющий аналогов ни в русской, ни в мировой архитектуре. Это многостолпное сооружение, возведённое всего в нескольких сотнях метров от храма Вознесения в Коломенском и во многом схожее с собором Покрова на Рву в Москве, однако имеющее купольное, а не шатровое завершение. Как правило, исследователи, опираясь на посвящение главного престола, датируют здание в пределах, очерченных годами жизни Ивана IV. Однако иконографический анализ композиции храма, включающего квадратное в плане основание и центрический объём верхнего яруса, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что данная композиция была задумана как повторение форм ветхозаветного Храма Соломона и крепостных стен Иерусалима, какими их представляли в XV–XVI веках. Это обстоятельство, а также факт сходства пластического решения стен с тем, как их декорировали на рубеже XVI–XVII веков, позволяет предположить, что данное произведение – проект Бориса Годунова, точнее – натурный макет задуманного им здания Святая Святых в Московском Кремле. Вероятно, царь Борис хотел символически повторить известный библейский эпизод, когда Давид – основатель династии и великий воин – подготовил всё для строительства Первого Храма, но, по слову пророка, оставил возможность воплотить этот замысел своему сыну Соломону. В этом случае получает объяснение и выбор места для столь необычного сооружения. Именно в данном районе в 1591 году развернулись боевые действия против подошедшего к Москве войска крымского хана Казы-Гирея, где ярко проявились полководческие таланты Бориса Годунова.

Биография автора

C. Ю. Кавтарадзе, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-182-201

С. Ю. Кавтарадзе
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Москва, Россия
skavtaradze@hse.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0002-7525-908X

Аннотация
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове – уникальный памятник, не имеющий аналогов ни в русской, ни в мировой архитектуре. Это многостолпное сооружение, возведённое всего в нескольких сотнях метров от храма Вознесения в Коломенском и во многом схожее с собором Покрова на Рву в Москве, однако имеющее купольное, а не шатровое завершение. Как правило, исследователи, опираясь на посвящение главного престола, датируют здание в пределах, очерченных годами жизни Ивана IV. Однако иконографический анализ композиции храма, включающего квадратное в плане основание и центрический объём верхнего яруса, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что данная композиция была задумана как повторение форм ветхозаветного Храма Соломона и крепостных стен Иерусалима, какими их представляли в
XV–XVI веках. Это обстоятельство, а также факт сходства пластического решения стен с тем, как их декорировали на рубеже XVI–XVII веков, позволяет предположить, что данное произведение – проект Бориса Годунова, точнее – натурный макет задуманного им здания Святая Святых в Московском Кремле. Вероятно, царь Борис хотел символически повторить известный библейский эпизод, когда Давид – основатель династии и великий воин – подготовил всё для строительства Первого Храма, но, по слову пророка, оставил возможность воплотить этот замысел своему сыну Соломону. В этом случае получает объяснение и выбор места для столь необычного сооружения. Именно в данном районе в 1591 году развернулись боевые действия против подошедшего к Москве войска крымского хана Казы-Гирея, где ярко проявились полководческие таланты Бориса Годунова.

Ключевые слова: церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, храм Соломона, Святая Святых, Москва,
Иван IV, Борис Годунов, многопрестольные храмы, образ Иерусалима

Библиография

Баталов 1994 – Баталов А. Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994. С. 154–171.

Баталов 1996 – Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи. Москва, 1996.

Баталов 1998 – Баталов А. Л. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Русская художественная культура XV–XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. XI. Москва, 1998. С. 220–239.

Баталов, Вятчанина 1988 – Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI–XVII веков // Архитектурное наследство. Вып. 36. Москва, 1988. С. 22–42.

Державина 1951 – Временник Ивана Тимофеева / Подг. к печати, пер., комм. O. A. Державиной. Москва, Ленинград, 1951.

Державина, Колосова 1955 – Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста, комм. О. А. Державиной, Е. В. Колосовой. Москва, Ленинград, 1955.

Ильин 1980 – Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века: Проблемы и гипотезы, идеи и образы. Москва, 1980.

Кавельмахер 1990 – Кавельмахер В. В. К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьяково. Москва, 1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/kavelmakher15.htm (дата обращения: 14.09.2022).

Кавтарадзе 2019 – Кавтарадзе С. Ю. «По подобию Святой Скинии». К вопросу о происхождении русских шатровых храмов // Пространство иконы. Иконография и иеротопия. Москва, 2019. С. 161–185.

Мартынов, Снегирёв 1848 – Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества / Сост. А. Мартынова, текст И. М. Снегирёва. Изд. 2-е. Часть 1. Москва, 1848.

Масса 1937 – Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. / Пер., предисл., прим. А. А. Морозова. Москва, 1937.

Масса, Геркман 1874 – Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России. Санкт-Петербург, 1874.

Минцлов 1868 – Сказания иностранных писателей о России, изданные Археографическою комиссиею. Том II: Известия голландцев Исаака Массы и Ильи Геркманна / Изд. подг.
Р. Минцловым. Санкт-Петербург, 1868.

Подъяпольский 1983 – Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. Москва, 1983. С. 34–50.

ПСРЛ 1910 – Полное собрание русских летописей. Том XIV.
Санкт-Петербург, 1910.

ПСРЛ 1978 – Полное собрание русских летописей. Том XXXIV. Москва, 1978.

Рихтер 1850 – Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с замечательнейшими деталями украшений каменной высечки и живописи / Сост. и изд. под руководством Ф. Рихтера. Москва, 1850.

Романов 1925 – Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Известия Российской академии истории материальной культуры. 1925.
Том 4. С. 209–241.

Balfour 2012 – Balfour A. Solomon’s Temple: Myth, Conflict, and Faith. Wiley-Blackwell, 2012.

Freiberg 2014 – Freiberg J. Bramante’s Tempietto, the Roman Renaissance, and the Spanish Crown. Cambridge University Press, 2014.

Konrad von Grünenberg 1487 – Beschreibung der Reise von Konstanz nach Jerusalem durch Konrad von Grünenberg, um 1487.
Cod. St. Peter. Pap. 32. URL: https://digital.blb-karlsruhe.de/blbhs/content/pageview/3853500 (accessed: 15.09.2022).

Moore 2017 – Moore K. B. The Architecture of the Christian Holy Land: Reception from Late Antiquity through the Renaissance. Cambridge University Press, 2017.

Worm 2011 – Worm A. Text – Bild – Kontext. Jerusalem in Hartmann Schedels Liber Chronicarum. Bild und Text im Mittelalter. Wien, Köln, Weimar, 2011. S. 175–203.

Сведения об авторе

Сергей Юрьевич Кавтарадзе
старший преподаватель Школы дизайна
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 109028, Москва, Покровский бульвар, 11
E-mail: skavtaradze@hse.ru

Для цитирования:
Кавтарадзе С. Ю. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково как прототип годуновской Святая Святых // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 182–201.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-182-201

Опубликован
2022-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
355
Скачиваний
293