Typus-Casa Horne: связь с восточно-христианскими образами и репрезентация теологического нарратива в работах итальянских художников XII–XVI веков

Аннотация

Casa-Horne-Typus вводится Панофским для обозначения христоцентричного типа итальянской «Пьеты», ориентированного на византийские образцы imago pietatis,
для фиксации его отличия от Pietà-Nordica, восходящей к североевропейскому Vesperbild, центром композиции которой является фигура Девы Марии. Панофский полагает, что
Der Schmerzensmann mit Maria из Музея Хорна во Флоренции является в данном случае прототипом и представляет из себя пример перехода от чистой «репрезентации» иконы к Andachtsbild – образу, посредством которого преодолевается спиритуалистическая дистанция между субъектом и объектом молитвенного созерцания. Опираясь на новые научные данные, автор статьи доказывает необходимость внесения корректировок в теорию Панофского о происхождении христоцентричного типа итальянской «Пьеты» и на основе анализа визуального ряда разрабатывает новую формулу типа. Данный подход позволяет включить в анализ возможных прототипов древнерусскую и северомакедонскую фрески «Оплакивания» из Пскова и Нерези. Придерживаясь методологии формирования Andachtsbilders, предложенной Панофским, автор статьи впервые обосновывает тезис, что рассматриваемый тип итальянской «Пьеты» идёт не по пути формирования нового образа, но по пути урезания уже существующей в восточно-христианском искусстве композиции «Оплакивания». Для отражения такого процесса целесообразно введение термина Typus-Mirozh взамен Typus-Casa Horne.
На примере работ-антитез итальянских мастеров XIV–XVI веков в статье доказывается использование ими двух художественных схем (Pietà-Nordica и Typus-Mirozh) для формирования различных теологических нарративов. Pietà Nordica, восходящая к североевропейскому Vesperbild, призвана помогать верующим отождествлять собственные чувства со страданиями Богоматери, в то время как христоцентричные изображения, относящиеся к Typus-Mirozh, должны транслировать темы крестной Жертвы
и Воскресения.

Биография автора

Е. В. Яковлева, Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-206-227

Е. В. Яковлева
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
iakovleva.ek.vl@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0009-0000-1314-1601

Аннотация
Casa-Horne-Typus вводится Панофским для обозначения христоцентричного типа итальянской «Пьеты», ориентированного на византийские образцы imago pietatis,
для фиксации его отличия от Pietà-Nordica, восходящей к североевропейскому Vesperbild, центром композиции которой является фигура Девы Марии. Панофский полагает, что
Der Schmerzensmann mit Maria из Музея Хорна во Флоренции является в данном случае прототипом и представляет из себя пример перехода от чистой «репрезентации» иконы к Andachtsbild – образу, посредством которого преодолевается спиритуалистическая дистанция между субъектом и объектом молитвенного созерцания. Опираясь на новые научные данные, автор статьи доказывает необходимость внесения корректировок в теорию Панофского о происхождении христоцентричного типа итальянской «Пьеты» и на основе анализа визуального ряда разрабатывает новую формулу типа. Данный подход позволяет включить в анализ возможных прототипов древнерусскую и северомакедонскую фрески «Оплакивания» из Пскова и Нерези. Придерживаясь методологии формирования Andachtsbilders, предложенной Панофским, автор статьи впервые обосновывает тезис, что рассматриваемый тип итальянской «Пьеты» идёт не по пути формирования нового образа, но по пути урезания уже существующей в восточно-христианском искусстве композиции «Оплакивания». Для отражения такого процесса целесообразно введение термина Typus-Mirozh взамен Typus-Casa Horne.
На примере работ-антитез итальянских мастеров XIV–XVI веков в статье доказывается использование ими двух художественных схем (Pietà-Nordica и Typus-Mirozh) для формирования различных теологических нарративов. Pietà Nordica, восходящая к североевропейскому Vesperbild, призвана помогать верующим отождествлять собственные чувства со страданиями Богоматери, в то время как христоцентричные изображения, относящиеся к Typus-Mirozh, должны транслировать темы крестной Жертвы
и Воскресения.

Ключевые слова: Pietà, Typus-Casa Horne, Typus-Mirozh, Andachtsbild, Vesperbild, Пьета, иконография, иконология, теория типов, визуальная репрезентация

Библиография

Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа
до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.

Лазарев 2000 – Лазарев В. Н. Искусство древней Руси. Мозаики
и фрески. Москва, 2000.

Овчарова 2020 – Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164)
и византийская живопись XII века. Москва, 2020.

Пивоварова 2017 – Пивоварова Н. В. Не рыдай Мене, Мати // Православная Энциклопедия. Т. 48. Москва, 2017. С. 479–482.

Пивоварова 2020 – Пивоварова Н. В. Положение во гроб // Православная Энциклопедия. Т. 57. Москва, 2020. С. 169–173.

Шалина 2002 – Шалина И. А. Икона «Христос во гробе» и Нерукотворный Образ на Константинопольской плащанице // Научные и богословские аспекты исследования Туринской Плащаницы и чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви. Материалы конференции. 30.01.2002.
URL: https://www.pravoslavie.ru/sretmon/turin/hristosvogrobe.htm (дата обращения: 03.12.2024).

Языкова 1995 – Языкова И. К. Богословие иконы. Москва, 1995.

Belting 1980 – Belting H. An image and its function in the liturgy:
the man of sorrows in Byzantium. Dumbarton Oaks Papers. 1980. Vol. 34/35. Pp. 1–28.

Belting 1996 – Belting H. Giovanni Bellini. La Pietà. Modena, 1996.

Gamba 1961 – Gamba C. Il Museo Horne a Firenze. Catalogo con
40 illustrazioni. Firenze, 1961.

Garrison 1949 – Garrison E. Italian Romanesque panel painting.
An illustrated index. Florence, 1949.

Kristof 1989 – Kristof J. Michelangelo as Nicodemus: The Florence Pieta. The Sixteenth Century Journal. 1989. Vol. 20. 2. Pp. 163–182.

Maguire 1977 – Maguire H. The depiction of sorrow in Middle Byzantine art. Dumbarton Oaks Papers. 1977. Vol. 31. Pp. 122–174.

Mazzotta et al. 2018 – Mazzotta A., Salsi C., Allegri A., Mori G. Vesperbild. Alle origini delle Pietà di Michelangelo. Milan, 2018.

Nagel 1996 – Nagel A. Observations on Michelangelo’s Late Pietà Drawings and Sculptures. Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1996. Vol. 59. Pp. 548–572.

Nardinocchi 2011 – Nardinocchi E. Museo Horne. Guida alla visita
del museo. Firenze, 2011.

Panofsky 2015 – Panofsky E. Imago pietatis. Un contributo alla storia tipologica dell’Uomo dei doloiri e della Maria Mediatrix (1927),
con una nota di J. Cooke. Annali di cricica d’arte. 2015. XI. Pp. 9–74.

Panofsky 1927 – Panofsky E. “Imago Pietatis” – ein Beitrag zur Typengeschichte des Schmerzensmann und der “Maria Mediatrix”. Festschrift für Max J. Friedländer zum 60. Geburtstage. Leipzig, 1927. Pp. 261–308.

Paolucci 1997 – Paolucci A. Michelangelo. Le tre Pietà. Milano, 1997.

Réau 1955–1956 – Réau L. Iconographie de I’art chretien. Vol. 1.
Paris, 1955–1956.

Schiller 1972 – Schiller G. Iconography of Christian art. Vol. 2.
The passion of Jesus Christ. London, 1972.

Tolnay 1960 – Tolnay Ch de. Michelangelo. Vol. 5: The final period. Princeton University Press, 1960

Verdon 2006 – Verdon T. Michelangelo e il Corpo di Cristo:
Il significato religioso della Pietà di Firenze . Wasserman J. La Pietà
di Michelangelo a Firenze
. Firenze, 2006. Pp. 143–163.

Wasserman 2006 – Wasserman J. La Pietà di Michelangelo a Firenze. Firenze, 2006.

Сведения об авторе

Екатерина Владимировна Яковлева
соискатель степени кандидата наук (искусствоведение)
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская площадь, 6
E-mail: iakovleva.ek.vl@gmail.com

Для цитирования:
Яковлева Е. В. Typus-Casa Horne: связь с восточно-христианскими образами и репрезентация теологического нарратива в работах итальянских художников XII–XVI веков // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 206–227. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-206-227

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Яковлева, Е. В. (2025). Typus-Casa Horne: связь с восточно-христианскими образами и репрезентация теологического нарратива в работах итальянских художников XII–XVI веков. Визуальная теология, 7(2), 206–227. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/158
Раздел
Статьи
Просмотров
93
Скачиваний
34