Дискуссия о подлинности сакрального пространства Лорето в записках Василия Григоровича-Барского

Ключевые слова: Santuario della Santa Casa, Марияцелл, Лорето, Назарет, Василий Григорович-Барский, паломнические записки, церковная археология, реликвии

Аннотация

В статье анализируются три фрагмента из путевых заметок Василия Григоровича-Барского о паломнических объектах, отождествляемых с домом Девы Марии, в Марияцелле, Лорето и Назарете. Путешественника, жившего в XVIII столетии, исповедующего православие и получившего образование, близкое к университетскому, интересовал не только облик и история этих комплексов, но и подлинность объектов поклонения. Тексты о Марияцелле и Лорето имеют характер некритических описаний, тогда как при обращении к святыне в Назарете Барский задаётся вопросом о подлинности увиденного им ранее. Приводя аргументы научного характера, он убеждается в поддельности католической святыни в Лорето и неистинности легенды о переносе домика Девы Марии. Его рассуждения, на первый взгляд, являются естественной частью межконфессиональной полемики, но при обращении к традиции лоретанской критики выясняется, что автор включается в полемику, начавшуюся в европейских религиозных и научных кругах задолго до него. Его рассуждения представляют интерес с точки зрения истории Церкви, поскольку он опровергает католическую практику, опираясь на аргументы научного характера, а не на богословие.

Биография автора

Ю. Н. Бузыкина , Музеи Московского Кремля

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-78-92

Ю. Н. Бузыкина
Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
yuliabuzykina@kremlin.museum.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0003-3744-269X

Аннотация
В статье анализируются три фрагмента из путевых заметок Василия Григоровича-Барского о паломнических объектах, отождествляемых с домом Девы Марии, в Марияцелле, Лорето и Назарете. Путешественника, жившего в XVIII столетии, исповедующего православие и получившего образование, близкое к университетскому, интересовал не только облик и история этих комплексов, но и подлинность объектов поклонения. Тексты о Марияцелле и Лорето имеют характер некритических описаний, тогда как при обращении к святыне в Назарете Барский задаётся вопросом о подлинности увиденного им ранее. Приводя аргументы научного характера, он убеждается в поддельности католической святыни в Лорето и неистинности легенды о переносе домика Девы Марии. Его рассуждения, на первый взгляд, являются естественной частью межконфессиональной полемики, но при обращении к традиции лоретанской критики выясняется, что автор включается в полемику, начавшуюся в европейских религиозных и научных кругах задолго до него. Его рассуждения представляют интерес с точки зрения истории Церкви, поскольку он опровергает католическую практику, опираясь на аргументы научного характера, а не на богословие.

Ключевые слова: Santuario della Santa Casa, Марияцелл, Лорето, Назарет, Василий Григорович-Барский, паломнические записки, церковная археология, реликвии

Библиография

Бузыкина 2020 – Бузыкина Ю. Н. Критикуя святыню. Василий Барский – первый русский исследователь христианского Восто-
ка // Российский журнал истории Церкви. 2020. Том 1. № 1. С. 13–21.

Бузыкина 2022 а – Бузыкина Ю. Н. Византийские иконы и другие сакральные образы в записках Григоровича-Барского // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 12. Санкт-Петербург, 2022. С. 148–166.

Бузыкина 2022 б – Бузыкина Ю. Н. Египетские зарисовки Василия Григоровича-Барского и их возможные прототипы // Fabrica mundi. Иллюстрирование научных идей в Средневековье и Новое время. Материалы научной конференции / Отв. ред. Е. А. Ефимова. Москва, 2022. C. 186–203.

Григорович-Барский 1885 – Странствования Василья Григоровича-Барскаго по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть 1. Санкт-Петербург, 1885.

Григорович-Барский 1886 – Странствования Василья Григоровича-Барскаго по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть 2. Санкт-Петербург, 1886.

Лидов 2009 – Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2009.

Прохоров 1997 – Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер., комм. Г. М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси. Том 4. Санкт-Петербург, 1997. С. 26–117.

Chevalier 1906 – Notre-Dame de Lorette. Étude historique sur l’authenticité de la Santa Casa, par le chanoine Ulysse Chevalier, correspondant de l’Institut. Paris, 1906.

Misson 1691 – Misson F. M. Nouveau voyage d’Italie, fait en l’année 1688, avec un mémoire contenant des avis utiles à ceux qui voudront faire le mesme voyage. Vol. 2. La Haye, 1691.

Naud 1702 – Naud R. P. Voyage nouveau de la Terre-Sainte, enrichi de plusieurs remarques particulières qui servent à l’intelligence de la Sainte Ecriture. Paris, 1702.

Roger 1664 – La Terre Sainte, ou description topographique tres-particuliere des saints Lieux, & de la Terre de Promission par
F. Eugène Roger. Paris, 1664.

Thurston 1912 – Thurston H. Santa Casa di Loreto. The Catholic Encyclopedia. Vol. 13. New York, 1912.
URL: http://www.newadvent.org/cathen/13454b.htm.

Сведения об авторе

Юлия Николаевна Бузыкина
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник
Музеи Московского Кремля
Российская Федерация, 103132 , Москва, Кремль
E-mail: yuliabuzykina@kremlin.museum.ru

Для цитирования:
Бузыкина Ю. Н. Дискуссия о подлинности сакрального пространства Лорето в записках Василия Григоровича-Барского // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 78–92.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-78-92

Опубликован
2023-06-28
Раздел
Статьи
Просмотров
3120
Скачиваний
67