Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (2). Вооружённые угодники и страстотерпцы

Ключевые слова: ранние христиане, византийская иконография, воины-исповедники, оружие, доспехи, боевой конь, иконическая символика

Аннотация

Это вторая статья из серии, посвящённой каноническому образу святых-порубежников в раннехристианской, ранневизантийской, поздневизантийской и поствизантийской иконографии. Наиболее репрезентативными и своеобычными иконографическими образами, с точки зрения христианской теологии, являются лики воинов-исповедников, ставших жертвами гонений и подвергшихся мучительной смерти в эпоху раннего христианства. Их образ концептуально отличается от бескровных ликов отшельников: воины Христа обретались в гуще людской массы, передислоцируясь с места на место, хорошо знали окружающий мир. С виду они ничем не отличались от остальных военнослужащих, потому на фресках, иконах и барельефах изображались телесно крепкими, ухоженными, твёрдыми в своих намерениях мужами, с благородными чертами лица, облачёнными в красивые одежды и дорогие доспехи. Иконописцы словно намеренно стремились подчеркнуть телесность их образа и тесную связь с бренным бытием этого мира. Однако когда вставала дилемма выбора между мучительной исповеднической смертью и отказом от веры ради сохранения жизни или высокого социального положения, жизнелюбие этих знатных молодых людей не препятствовало им сделать выбор в пользу бессмертия души, поступиться ценностями дольнего мира ради славы Горнего престола. Со временем произошла трансформация образа воинов-исповедников: из жертв перманентных гонений, религиозной нетерпимости и произвола римских властей они превратились в воплощённых воинов Христа, защитников веры, пополнивших ряды Небесного воинства под командованием Архистратига Михаила. Этим объясняется иконографическое сходство образов земных воинов-христиан и воинства небесного.

Биография автора

Е. Г. Маргарян, Российско-Армянский университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-202-226

Е. Г. Маргарян
Российско-Армянский университет, Ереван, Армения
ervand.margaryan@rau.am
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7396-2399

Аннотация
Это вторая статья из серии, посвящённой каноническому образу святых-порубежников в раннехристианской, ранневизантийской, поздневизантийской и поствизантийской иконографии. Наиболее репрезентативными и своеобычными иконографическими образами, с точки зрения христианской теологии, являются лики воинов-исповедников, ставших жертвами гонений и подвергшихся мучительной смерти в эпоху раннего христианства. Их образ концептуально отличается от бескровных ликов отшельников: воины Христа обретались в гуще людской массы, передислоцируясь с места на место, хорошо знали окружающий мир. С виду они ничем не отличались от остальных военнослужащих, потому на фресках, иконах и барельефах изображались телесно крепкими, ухоженными, твёрдыми в своих намерениях мужами, с благородными чертами лица, облачёнными в красивые одежды и дорогие доспехи. Иконописцы словно намеренно стремились подчеркнуть телесность их образа и тесную связь с бренным бытием этого мира. Однако когда вставала дилемма выбора между мучительной исповеднической смертью и отказом от веры ради сохранения жизни или высокого социального положения, жизнелюбие этих знатных молодых людей не препятствовало им сделать выбор в пользу бессмертия души, поступиться ценностями дольнего мира ради славы Горнего престола.
Со временем произошла трансформация образа воинов-исповедников: из жертв перманентных гонений, религиозной нетерпимости и произвола римских властей они превратились в воплощённых воинов Христа, защитников веры, пополнивших ряды Небесного воинства под командованием Архистратига Михаила. Этим объясняется иконографическое сходство образов земных воинов-христиан и воинства небесного.

Ключевые слова: ранние христиане, византийская иконография, воины-исповедники, оружие, доспехи, боевой конь, иконическая символика

Библиография

Войкова 2018 – Войкова В. В. Символическое значение лошади в древнерусской иконописи. Москва, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zelomi.ru/journalloshad (дата обращения: 01.12.2021).

Губарева, Турцова 2013 – Губарева О. В., Турцова Н. М. Великомученик Георгий Победоносец. Санкт-Петербург, 2013.

Джурич 2000 – Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония / Пер. с серб. Москва, 2000.

Дрезден 1977 – Дрезден М. Мифология древнего Ирана / Пер. М. И. Стеблин-Каменского // Мифология древнего мира. Москва, 1977. С. 337–365.

Квливидзе 2005 – Квливидзе Н. В. Благословенно воинство Небесного Царя // Православная энциклопедия. Том 5. Москва, 2005. С. 324–325.

Крутова 2007 – Крутова М. С. Метафоры и символы в названиях рукописных книг XIV–XIX вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 54–56.

Лазарь 1666 — Лазарь (Баранович), архиеп. Меч духовный, еже естъ глагол Божий на помощь Церкви воюющей, из уст Христовых поданый, или Книга проповедей слова Божьего. Киев, 1666 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archeos.org.ua/?p=5354 (дата обращения: 02.07.2022).

Лопухин 2010 – Лопухин А. П. Толкования Священного Писания. Оптина Пустынь, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bible.optina.ru/new:ef:06:14 (дата обращения: 01.08.2022).

Лосский, Успенский 2014 – Лосский В. Н., Успенский Л. А. Смысл икон / Пер. с фр. Москва, 2014.

Маргарян 2001 – Маргарян Е. Г. Очерки истории духовной культуры древней Армении. Ереван, 2001. На армянском языке.

Маргарян 2022 – Маргарян Е. Г. Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (1). Приевфратская пограничная зона и христианство // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 39–57.

Медведев 1990 – Сказания о чудесах. Русская фантастика XI–XVI вв. Антология / Сост. Ю. Медведев. Москва, 1990.

Петров 2017 – Петров А. В. Воинский доспех в православной иконографии и богослужебном обиходе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 9–17.

Райкен и др. 2005 – Словарь библейских образов / Ред. Л. Райкен, Д. Уилхойт, Т. Лонгман. Пер. с англ. Б. А. Скороходова. Санкт-Петербург, 2005.

Саргсян 2021 – Саргсян М., архим. Теория Справедливой войны. Св. Эчмиадзин, 2021. На армянском языке.

Топоров 1992 – Топоров В. Н. Фарн // Мифы народов мира. Том 2. Москва, 1992. С. 557–558.

Bailly 1943 – Bailly H. W. Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books. Oxford, 1943.

Comfort, Elwell 2014 – Comfort Ph., Elwell W. A. The Complete Book of Who’s Who in the Bible. London, 2014.

David 2017 – David. That Which is Caesar’s: The “Church Militant” Icon. Icons and their Interpretation. Information for the Objective Student of Russian, Greek, and Balkan Icons. 16.05.2017. URL: https://russianicons.wordpress.com/tag/blessed-is-the-army-of-the-heavenly-king-icon/ (accessed: 16.08.2022).

Smith 1890 – Smith W. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities. Part 1. London, 1890.

Сведения об авторе

Ерванд Грантович Маргарян
доктор исторических наук, профессор,
зав. кафедрой всемирной истории и зарубежного регионоведения
Российско-Армянский университет
Армения, 0019, Ереван, пр-т Маршала Баграмяна, 24
E-mail: ervand.margaryan@rau.am

Для цитирования:
Маргарян Е. Г. Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (2). Вооружённые угодники и страстотерпцы // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 202–226. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-202-226

Опубликован
2022-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
362
Скачиваний
149