Риторика архитектуры в византийском контексте: пример храма Гроба Господня

Ключевые слова: архитектурная риторика, ars memoriae, память, Гроб Господень, святыня, эдикула, Гробница Христа, Иерусалим, патриарх Фотий, игумен Даниил, византийская архитектура, сакральное пространство, место религиозного поклонения

Аннотация

В данной статье исследуется риторический потенциал архитектуры, точнее – «риторика архитектуры», а не обычно изучаемая «риторика об архитектуре». В этой работе риторика архитектуры понимается как кодифицированные визуальные и архитектурные конвенции, как серия транспозиций, которые формируют определённые значения, отличные от видимых и пространственных. Предполагаемая здесь «риторика архитектуры» к тому же связана в большей степени с её способностью выступать в качестве «мнемонического инструмента» и «ремесла композиции», а не с убеждением других или репрезентацией, основанной на точном сходстве. Эта концепция особенно важна при создании священного. Сосредоточившись на архитектуре важнейшего здания – храма Гроба Господня, окружавшего гробницу Христа в Иерусалиме и описанного патриархом Фотием в IX веке и игуменом Даниилом в начале XII века, эта статья выдвигает доводы в пользу признания мнемонических связей, которые византийцы, видимо, использовали не только для запоминания Гроба Христа, но и для нескольких реконструкций самого храма Гроба Господня в Иерусалиме, а также для воплощения значений Иерусалима и Нового Иерусалима в своих церквах, построенных в иных местах.

Биография автора

Е. Богданович, Университет штата Айова

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-14-49

Е. Богданович
Университет штата Айова, Эймс, США
jelenab@iastate.edu
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0431-5686
Перевод с англ. Е. П. Артамоновой
под ред. С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой

Аннотация
В данной статье исследуется риторический потенциал архитектуры, точнее – «риторика архитектуры», а не обычно изучаемая «риторика об архитектуре». В этой работе риторика архитектуры понимается как кодифицированные визуальные и архитектурные конвенции, как серия транспозиций, которые формируют определённые значения, отличные от видимых и пространственных. Предполагаемая здесь «риторика архитектуры» к тому же связана в большей степени с её способностью выступать в качестве «мнемонического инструмента» и «ремесла композиции», а не с убеждением других или репрезентацией, основанной на точном сходстве. Эта концепция особенно важна при создании священного. Сосредоточившись на архитектуре важнейшего здания – храма Гроба Господня, окружавшего гробницу Христа в Иерусалиме и описанного патриархом Фотием в IX веке и игуменом Даниилом в начале XII века, эта статья выдвигает доводы в пользу признания мнемонических связей, которые византийцы, видимо, использовали не только для запоминания Гроба Христа, но и для нескольких реконструкций самого храма Гроба Господня в Иерусалиме, а также для воплощения значений Иерусалима и Нового Иерусалима в своих церквах, построенных в иных местах.

Ключевые слова: архитектурная риторика, ars memoriae, память, Гроб Господень, святыня, эдикула, Гробница Христа, Иерусалим, патриарх Фотий, игумен Даниил, византийская архитектура, сакральное пространство, место религиозного поклонения

Библиография

Adamnan 1895 – Adamnan, abbot of Iona. The Pilgrimage of Arculfus in the Holy Land (about the year A. D. 670). Transl. and annotated by J. R. Macpherson. London, 1895.

Anna Comnena 2001 – Anna Comnena Alexias. Ed. by D. R. Reinsch,
A. Kambylis. Berlin, 2001.

Aristotle 1926 – Aristotle. Rhetoric. Transl. by J. H. Freese. Cambridge, London, 1926.

Auxentios 1999 – Auxentios of Photiki, bishop. The Paschal Fire in Jerusalem: A study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre. Berkeley, 1999.

Barthes 1977 – Barthes R. The Rhetoric of the Image. Barthes R. Image, Music, Text. Ed. and transl. by S. Heath. New York, 1977. P. 32–51.

Bernardus 1852 – Bernardi itinerarium. Factum in loca sancta anno DCCCLXX. Patrologiae cursus completus. Series latina. Vol. 121. Ed. by J.-P. Migne. Paris, 1852. Col. 569–574.

Biddle 1999 – Biddle M. The Tomb of Christ. Gloucestershire, 1999.

Bogdanović 2008 – Bogdanović J. Canopies: The Framing of Sacred Space in the Byzantine Ecclesiastical Tradition. Princeton, 2008.

Bonnery 1991 – Bonnery A. L’Édicule du Saint-Sépulcre de Narbonne. Recherche sur l’iconographie de l’Anastasis. Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. 1991. Vol. 22. P. 7–41.

Bork 2011 – Bork R. The Geometry of Creation: Architectural Drawing and the Dynamics of Gothic Design. Farnham, 2011.

Bouras 1982 – Bouras Ch. Nea Moni on Chios: History and Architecture. Athens, 1982.

Brubaker 2003 – Brubaker L. Text and Picture in Manuscripts: What’s Rhetoric Got to Do With It? Rhetoric in Byzantium. Papers from the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies. Ed. by E. Jeffreys. Aldershot, 2003. P. 255–272.

Bühren 1998 – van Bühren R. Die Werke der Barmherzigkeit in der Kunst des 12.–18. Jahrhunderts. Zum Wandel eines Bildmotivs vor dem Hintergrund neuzeitlicher Rhetorikrezeption. Hildesheim, Zürich, New York, 1998.

Canard 1965 – Canard M. La destruction de l’Église de la Résurrection par le calife Hākim et l’histoire de la descente du feu sacré. Byzantion. 1965. Vol. 35. P. 16–43.

Carruthers 1990 – Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1990.

Carruthers 2008 – Carruthers M. The Craft of Thought: Meditation, Rhetoric, and the Making of Images, 400–1200. New York, 2008.

Carruthers 2010 – Rhetoric Beyond Words: Delight and Persuasion in the Arts of the Middle Ages. Ed. by M. Carruthers. Cambridge, 2010.

Carruthers, Ziolkowski 2002 – The Medieval Craft of Memory:
An anthology of texts and pictures. Ed. by M. Carruthers,
J. Ziolkowski. Philadelphia, 2002.

Cedrenus 1838–1839 – Cedrenus G. Historiarum compendium. Vol. 1–2. Ed. by I. Bekker. Bonn, 1838–1839.

Cicero 1995 – Cicero. On the Genres of Rhetoric. Transl. by J. F. Tinkler. 1995. URL: http://medieval.ucdavis.edu/20a/cicero.html#delib-inv.

Conley 1986 – Conley T. Byzantine Teaching on Figures and Tropes:
An Introduction. Rhetorica. 1986. Vol. 4 (4). P. 335–374.

Corbo 1981–1982 – Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme: aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Vol. I–III. Jerusalem, 1981–1982.

Cormack 2007 – Cormack R. Painter’s Guides, Model-Books, Pattern-Books and Craftsmen. L’artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale. Ed. by M. Bacci. Pisa, 2007. P. 11–29.

Crook 2000 – Crook J. The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West c. 300 c. 1200. Oxford, 2000.

Colvin 1991 – Colvin H. Architecture and the After-Life. New Haven, London, 1991.

Costa Meyer 2009 – Costa Meyer da E. The Place of Place in Memory. Spatial Recall: Memory in Architecture and Landscape. Ed. by
M. Treib. Routledge, 2009. P. 176–193.

Couasnon 1974 – Couasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem. London, 1974.

Hill, Helmers 2004 – Defining Visual Rhetorics. Ed. by Ch. A. Hill,
M. Helmers. New York, 2004.

Daniel 1971 – Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land: 11061107 A. D. Palestine Pilgrims Text Society (PPTS). Vol. 4. New York, 1971.

Didi-Huberman 2003 – Didi-Huberman G. The Power of the Figure: Exegesis and Visuality in Christian Art. Umeå, 2003.

Didi-Huberman 2005 – Didi-Huberman G. Confronting Images. Questioning the Ends of a Certain History of Art. The Pennsylvania State University Press, 2005.

Dvornik 1953 – Dvornik F. The Patriarch Photius and Iconoclasm. Dumbarton Oaks Papers. 1953. Vol. 7. P. 68–97.

Egeria 1999 – Egeria. Itinerarium Egeriae. Egeria’s Travels to the Holy Land. Ed. and transl. by J. Wilkinson. Warminster, 1999.

Elsner 2007 – Elsner J. The Rhetoric of Buildings in the De Aedificiis of Procopius. Art and Text in Byzantine Culture. Ed. by L. James. Cambridge, 2007. P. 33–57.

Evangelatou 2003 – Evangelatou M. Ο κίονας ως σύμβολο του Χριστού σε έργα βυζαντινής τέχνης [The Pillar as Symbol of Christ in Byzantine Art]. Αρχαιολογία και Τέχνες. 2003. Vol. 88. P. 52–58.
In Greek.

Eusebius 1965 – Eusebius. The History of the Church. Transl. by
G. A. Williamson. New York, 1965.

Fleming 2003 – Fleming J. D. The Very Idea of a ‘Progymnasmata’. Rhetoric Review. 2003. Vol. 22 (2). P. 105–120.

Folda 1995 – Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098–1187. Cambridge, New York, 1995.

Fōskolou 2004 – Fōskolou B. A. Απεικονίσεις του Παναγίου Τάφου και οι συμβολικές προεκτάσεις τους κατά την ύστερη βυζαντινή περίοδο [Representations of the Holy Sepulchre and Their Symbolism in the Late Byzantine Era]. Δελτίον ΧΑΕ [Deltion ChAE]. 2004. Vol. 25. P. 225–236. In Greek.

Garitte 1973 – Expugnationis Hierosolymae A. D. 615: Recensiones Arabicae. Ed. by G. Garitte. Louvan, 1973.

Gray 2001 – Gray M. The Pilgrimage as Ritual Space. Holy Ground.
Ed. by A. T. Smith, A. Brookes. Oxford, 2001. P. 91–97.

Hajitryphonos 2010 – Hajitryphonos E. Presentations and Representations of Architecture in Byzantium: The Thought Behind the Image. Architecture as Icon. Perception and Representation of Architecture in Byzantine Art. Ed. by S. Ćurčić, E. Hajitryphonos. New Haven, London, 2010. P. 113–154.

Hoppe 1994 – Hoppe L. J. The Synagogues and Churches of Ancient Palestine. Collegeville, 1994.

Ioannis Scylitzae 1973 – Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum.
Ed. by I. Thurn. Berlin, New York, 1973.

James 2007 – James L. ‘And Shall These Mute Stones Speak?’ Text as Art. Art and Text in Byzantine Culture. Ed. by L. James. Cambridge, 2007. P. 188–206.

Jeffreys 2008 – Jeffreys E. Rhetoric. The Oxford Handbook of Byzantine Studies. Ed. by E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. Oxford, 2008. P. 827–837.

Jeffreys 2003 – Jeffreys E. Introduction. Rhetoric in Byzantium. Papers from the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies. Ed. by E. Jeffreys. Aldershot, 2003. P. 1–5.

Jerusalem Pilgrims 2002 – Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Ed. and transl. by J. Wilkinson. Warminster, 2002.

John of Damascus 1994 – John of Damascus. Exposition of the Orthodox Faith. Nicene and Post-Nicene Fathers. Vol. 9. Hilary of Poitiers, John of Damascus. Ed. by P. Schaff, H. Wace. Oxford,
New York, 1994.

Jokilehto 2002 – Jokilehto J. History of Architectural Conservation. London, 2002.

Kalavrezou 1978 – Kalavrezou I. The Knotted Column. Fourth Annual Byzantine Studies Conference. Abstracts of Papers.
Ann Arbor, 1978. P. 31–32.

Kazhdan 1987 – Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo. Byzantion. 1987. Vol 57 (2). P. 422–426.

Kazhdan et al. 1991 – Kazhdan A., Jeffreys E. M., Cutler A. Rhetoric. Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. III. Ed. by A. Kazhdan. New York, Oxford, 1991. P. 1788–1790.

Kirkbride 2008 – Kirkbride R. Architecture and Memory. The Renaissance Studioli of Federico da Montefeltro. New York, 2008.

Kirschbaum 1959 – Kirschbaum E. The Tombs of St. Peter and
St. Paul. New York, 1959.

Krautheimer 1942 – Krautheimer R. Introduction to an ‘Iconography of Medieval Architecture’. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 1–33.

Krautheimer, Ćurčić 1986 – Krautheimer R., Ćurčić S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, London, 1986.

Kress, van Leeuwen 1996 – Kress G., van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. New York, 1996.

Kroetch 2013 – Kroetch K. J. ‘And You Will Find the Truth Here’:
A Neglected Seventh-Century Description of the Holy Sepulchre. Honor Thesis for the Department of Art History. Tufts University, 2013.

Krsmanović 2001 – Krsmanović B. The Rise of Byzantine Military Aristocracy in the 11th Century [Успон воjног племства у Византиjи XI века]. Belgrade, 2001. In Serbian.

Krüger 2000 – Krüger J. Die Grabkirche zu Jerusalem: Geschichte, Gestalt, Bedeutung. Regensburg, 2000.

Kunze 1988 – Kunze D. Architecture as Reading: Virtuality, Secrecy, Monstrosity. Journal of Architectural Education. 1988. Vol. 41 (4).
P. 28–37.

Lidov 2006 a – Lidov A. The Canopy over the Holy Sepulchre: On the Origin of Onion Shaped Domes. Jerusalem in Russian Culture. Ed. by A. Batalov, A. Lidov. New York, Athens, 2006. P. 171–180.

Lidov 2006 b – Lidov A. The Holy Fire and the Translations of New Jerusalems: Hierotopical and Art-Historical Aspects. New Jerusalems. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2006. P. 58–70.

Lidov 2009 – Lidov A. The Holy Fire: Hierotopical and Art-Historical Aspects of the Creation of New Jerusalems. New Jerusalems: Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2009. P. 293–312.

Macrides, Magdalino 1998 – Macrides R., Magdalino P. The Architecture of Ekphrasis: Construction and Context of Paul the Silentiary’s Poem on Hagia Sophia. Byzantine and Modern Greek Studies. 1998. Vol. 12 (1). P. 47–82.

Maguire 1994 – Maguire H. Art and Eloquence in Byzantium. Princeton, 1994.

Maguire 1974 – Maguire H. Truth and Convention in Byzantine Descriptions of Works of Art. Dumbarton Oaks Papers. 1974. Vol. 28.
P. 113–140.

Majeska 1984 – Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984.

Malpas 2006 – Malpas J. Heidegger’s Topology. Being, Place, World. Cambridge (MA), 2006.

Mango 1986 – Mango C. The Art of the Byzantine Empire 3121453. Toronto, 1986.

Marković 2009 – Marković M. The First Voyage of St. Sava to Palestine and Its Importance for Serbian Medieval Art [Прво путовање светог Саве у Палестину и његов значај за српску средњовековну уметност]. Belgrade, 2009. In Serbian.

Marutyan 1989 – Marutyan T. Architectural monuments: Zvartnots, Avan, Hripsime, Cathedral of Ani [Архитектурные памятники: Звартноц, Аван, Рипсиме, Собор Анийской богоматери]. Erevan, 1989. In Russian.

Matsen et al. 1990 – Readings from Classical Rhetoric. Ed. by P. P. Matsen, P. B. Rollinson, M. Sousa. Carbondale, 1990.

Menander 1981 – Menander Rhetor. Ed. and transl. by D. A. Russell, N. G. Wilson. Oxford, 1981.

Meyers 2005 – Meyers G. E. Vitruvius and the Origins of Roman Spatial Rhetoric. Memoirs of the American Academy in Rome. 2005. Vol. 50. P. 67–86.

Mihaljević 2010 – Mihaljević M. Constantinopolitan Architecture of the Komnenian Era (10801180) and Its Impact in the Balkans. PhD Dissertation. Princeton, 2010.

Mihaljević 2012 – Mihaljević M. Change in Byzantine Architecture: Architects and Builders. Approaches to Byzantine Architecture and its Decoration. Ed. by M. Johnson, A. Papalexandrou, R. Ousterhout. Surrey, 2012. P. 109–115.

Mullet 2003 – Mullet M. Rhetoric, Theory, and the Imperative of Performance: Byzantium and Now. Rhetoric in Byzantium. Papers from the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies. Ed. by E. Jeffreys. Aldershot, 2003. P. 151–170.

Nenadović 2002 – Nenadović S. Illustrated Dictionary of Expressions in National Architecture [Илустровани речник израза у народноj архитектури]. Belgrade, 2002. In Serbian.

Nicetas Choniates 1975 – Nicetae Choniatae Historia. Ed. by
I. van Dieten. Berlin, 1975.

Nikolaos Mesarites 1957 – Nikolaos Mesarites: Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople. Ed. by G. Downey. Transactions of the American Philological Association. 1957.
Vol. 47 (6). P. 897–918.

Orthodox Bible 2008 – The Orthodox Study Bible. Nashville, 2008.

Ousterhout 1989 – Ousterhout R. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre. Journal of the Society of Architectural Historians. 1989. Vol. 48. P. 66–78.

Ousterhout 2008 – Ousterhout R. Master Builders of Byzantium. Philadelphia, 2008.

Ousterhout 2009 – Ousterhout R. ‘Sweetly Refreshed in Imagination’: Remembering Jerusalem in Words and Images. Gesta. 2009.
Vol. 48 (2). P. 153–168.

Ousterhout 2010 – Ousterhout R. New Temples and New Solomons: The Rhetoric of Byzantine Architecture. The Old Testament in Byzantium. Washington, 2010. P. 223–253.

Pallasmaa 2009 – Pallasmaa J. Space, Place, Memory, and Imagination: The Temporal Dimension of Existential Space. Spatial Recall: Memory in Architecture and Landscape. Ed. by M. Treib. Routledge, 2009. P. 16–41.

Papadopoulos 1910 – Papadopoulos Ch. A. Ιστορία της Εκκλησίας Ιεροσολύμων [History of the Church of Jerusalem]. Jerusalem, 1910. In Greek.

Papalexandrou 2001 – Papalexandrou A. Text in Context: Eloquent Monuments and the Byzantine Beholder. Word and Image. 2001.
Vol. 17 (3). P. 259–283.

Papalexandrou 2007 – Papalexandrou A. Echoes of Orality in the Monumental Inscriptions of Byzantium. Art and Text in Byzantine Culture. Ed. by L. James. Cambridge, 2007. P. 161–187.

Papalexandrou 2010 – Papalexandrou A. The Memory Culture of Byzantium. A Companion to Byzantium. Ed. by L. James. Chichester, Malden, 2010. P. 108–122.

Patrich 1993 – Patrich J. The Early Church of the Holy Sepulchre in the Light of Excavations and Restoration. Ancient Churches Revealed.
Ed. by Y. Tsafrir. Jerusalem, 1993. P. 101–117.

Payne 2012 – Payne A. From Ornament to Object. Genealogies of Architectural Modernism. New Haven, London, 2012.

Pelikanides et al. 1973 – Pelikanides St., Christou P., Mavropoulou-Tsioumi Ch., Kadas S. Οι θησαυροι του Αγιου Όρους. Εικονογραφιμένα χειρόγραφα [The Treasures of Mount Athos. Illustrated manuscripts]. Vol. I. Athens, 1973. In Greek.

Peters 1985 – Peters F. E. Jerusalem: The Holy City in the Eyes of Chronicles, Visitors, Pilgrims, and Prophets from the Days of Abraham to the Beginning of Modern Times. Princeton, 1985.

Phocas 1889 – The Pilgrimage of Johannes Phocas in the Holy Land (in the Year 1185 A. D.). Transl. by A. Stewart. Palestine Pilgrims Text Society. Vol. 5. London, 1889.

Photios 2002 – Photios. Question 107 to Amphilochius. About the Tomb of Our Lord Jesus Christ. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Transl. by J. Wilkinson. Warminster, 2002.

Photius 1986 – Photius. Homilies. Vol. XVII. Transl. by C. Mango.
The Art of the Byzantine Empire 312–1453. Toronto, 1986.

Pringle 2007 – Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. A Corpus, III: The City of Jerusalem). Cambridge, 2007.

Prokofiev 1984 – Book of Pilgrimages. Notes of Russian Travelers XI–XV centuries. Ed. by N. I. Prokofiev [Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. Под ред. Н. И. Прокофьева]. Moscow, 1984. In Russian.

Psellus 1966 – Psellus M. Fourteen Byzantine Rulers. The Chronographia. Intr. and transl. by E. R. A. Sewter. Baltimore, 1966.

Sakharov 1849 – Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land: 11061107 A. D. [Путешествие игумена Даниила по святым местам]. Legends of the Russian nation [Сказания русского народа]. Ed. by I. P. Sakharov. St. Petersburg, 1849. In Russian.

Roochnik 1994 – Roochnik D. Is Rhetoric an Art? Rhetorica. 1994.
Vol. 12 (2) P. 127–154.

Roueche 2003 – Roueche Ch. The Rhetoric of Kekaumenos. Rhetoric in Byzantium. Papers from the Thirty-fifth Spring Symposium of Byzantine Studies. Ed. by E. Jeffreys. Aldershot, 2003. P. 23–37.

Sankovitch 1998 – Sankovitch A.-M. Structure/Ornament and the Modern Figuration of Architecture. Art Bulletin. 1998. Vol. 80 (4).
P. 687–717.

Saradi 1995 – Saradi H. The Kallos of the Byzantine City:
The Development of a Rhetorical Topos and Historical Reality. Gesta. 1995. Vol. 34 (1). P. 37–56.

Sorabji 2004 – Sorabji R. Aristotle on Memory. Chicago, 2004.

Spartharakis 1974 – Spartharakis I. The Proskynesis in Byzantine Art. Bulletin Antieke Beschaving. 1974. Vol. 49. P. 190–205.

Spence 1984 – Spence J. D. The Memory Palace of Matteo Ricci.
New York, 1984.

Talbot 2001 – Talbot A.-M. Byzantine Pilgrimage to the Holy Land from the Eighth to the Fifteenth Centuries. The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 97–110.

Tsamakda 2002 – Tsamakda V. The Illustrated Chronicle of Ionnes Skylitzes in Madrid. Leiden, 2002.

Voronin 1961 – Voronin N. N. Architecture of North-Eastern Russia XII–XV centuries [Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков]. Vol. 1. Moscow, 1961. In Russian.

Webb 1999 – Webb R. The Aesthetics of Sacred Space: Narrative, Metaphor, and Motion in ‘Ekphraseis’ of Church Buildings. Dumbarton Oaks Papers. 1999. Vol. 53. P. 59–74.

Webb 2009 – Webb R. Ekphrasis, Imagination and Persuasion in Ancient Rhetorical Theory and Practice. Farnham, Burlington, 2009.

Whyte 2006 – Whyte W. How Do Buildings Mean? Some Issues of Interpretation in the History of Architecture. History and Theory. 2006. Vol. 45 (2). P. 153–177.

Wilken 1988 – Wilken R. L. Byzantine Palestine: A Christian Holy Land. Biblical Archaeologist. 1988. Vol. 51 (4). P. 214–237.

Wright 1848 – Early Travels in Palestine, Comprising the Narratives of Arculf, Willibald, Bernard, Seawulf, Sigurd, Benjamin of Tudela, Sir John Maundeville, de la Brocquière, and Maundrell. Ed. by Th. Wright. London, 1848.

Yates 1966 – Yates F. A. The Art of Memory. Chicago, 1966.

Zonaras 1867–1875 – Zonaras. Epistome historiarum. Vol. I–VI. Ed. by L. Dindorf. Leipzig, 1867–1875.

Сведения об авторе

Елена Богданович
PhD (искусство и археология),
доцент отделения архитектуры колледжа дизайна.
Университет штата Айова.
715 Bissell Rd., Ames, IA, USA 50011
E-mail: jelenab@iastate.edu

Для цитирования:
Богданович Е. Риторика архитектуры в византийском контексте: пример храма Гроба Господня / Пер. с англ. Е. П. Артамоновой под ред. С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 14–49.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-14-49

Опубликован
2020-12-25
Раздел
Статьи
Просмотров
428
Скачиваний
150