Выносные иконы и шитые плащаницы в богослужениях драматического характера Древней Руси

Ключевые слова: богослужение, Типикон, икона, плащаница, шитье, история, Древняя Русь

Аннотация

Богослужебный цикл в новгородском соборе Святой Софии включал знаменитые песенные последования (ᾀσματική ἀκολουθία) согласно Типикону Святой Софии в Константинополе. Их описания известны в новгородских литургических рукописях с XIII в. С конца XV в. важную роль в совершении песенных последований в Новгороде играли аналойные двусторонние иконы, уникальный комплекс которых с образами Спасителя, Богоматери, святых и библейских сюжетов был создан в это время. Организация серии позволяла как выкладывать на аналой в наосе храма в праздничный день одну икону, так и выносить иконы с образами святых на площадь близ Св. Софии в дни свершения действа Новолетия 1 сентября или в Неделю о Страшном суде. Иконы сменяли друг друга на аналое в Страстную седмицу. Плащаницу с шитым изображением мёртвого Христа выносили из алтаря на стол посредине наоса в Страстную Субботу, его сменяла икона «Воскресение (Сошествие во ад)» ранним утром Пасхального Воскресения. Это была подлинная «мистерия образов».

Биография автора

Л. М. Евсеева , Музей русской иконы имени Михаила Абрамова

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-22-45

Л. М. Евсеева
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова,
Москва, Россия
lilia.m.evseeva@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0009-0006-3208-460X

Аннотация
Богослужебный цикл в новгородском соборе Святой Софии включал знаменитые песенные последования (ᾀσματική ἀκολουθία) согласно Типикону Святой Софии в Константинополе. Их описания известны в новгородских литургических рукописях с XIII в. С конца XV в. важную роль в совершении песенных последований в Новгороде играли аналойные двусторонние иконы, уникальный комплекс которых с образами Спасителя, Богоматери, святых и библейских сюжетов был создан в это время. Организация серии позволяла как выкладывать на аналой в наосе храма в праздничный день одну икону, так и выносить иконы с образами святых на площадь близ Св. Софии в дни свершения действа Новолетия 1 сентября или в Неделю о Страшном суде. Иконы сменяли друг друга на аналое в Страстную седмицу. Плащаницу с шитым изображением мёртвого Христа выносили из алтаря на стол посредине наоса в Страстную Субботу, его сменяла икона «Воскресение (Сошествие во ад)» ранним утром Пасхального Воскресения. Это была подлинная «мистерия образов».

Ключевые слова: богослужение, Типикон, икона, плащаница, шитье, история, Древняя Русь

Библиография

Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.

Вздорнов 2007 – Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода: Софийские святцы. Москва, 2007.

Голубцов 1899 – Голубцов А. Чиновник новгородского Софийского собора // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. 2 (189). Москва, 1899.

Голубцов 1908 – Голубцов А. П. Чиновники  московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. Москва, 1908.

Голубцов 1911– Голубцов А. П. Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад, 1911.

Греков 1924 – Греков Б. Д. Монастырское хозяйство
XVI–XVII веков. Ленинград, 1924.

Дмитриевский 1884 – Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской церкви в XVI веке. Часть I: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884.

Дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. А. Чин пещного действа // Византийский временник. 1894. Том 1. Вып. 3–4. С. 533–600.

Дмитриевский 1895 – Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Том 1. Киев, 1895.

Дмитриевский 1907 – Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы Святогробской, Иерусалимской и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование. Киев, 1907.

Евсеева 1998 – Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в. Москва, 1998.

Евсеева 2013 – Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. Москва, 2013.

Зелинский 1978 – Зелинский А. Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст-1978. Москва, 1978. С. 62–135.

Зонова 1971 – Первая роспись Успенского собора. Выдающийся памятник монументальной живописи древней Москвы /
Текст О. Зоновой. Ленинград, 1971.

Казакова, Лурье 1955 – Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV –
начала XVI вв. Москва, Ленинград, 1955.

Квливидзе 1998 – Квливидзе Н. В. Икона Софии Премудрости Божией и особенности новгородской литургической традиции в конце XV в. // Сакральная топография средневекового города. Москва, 1998. С. 86–99.

Красносельцев 1895 – Красносельцев Н. Ф. Новый список русских богослужебных «Действ» XVI–XVII вв. // Труды восьмого археологического съезда в Москве. 1890. Том II. Москва, 1895. С. 34–37.

Лазарев 1977 – Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Москва, 1977.

Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.

Лисицын 1911 – Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археологическое исследование. Санкт-Петербург, 1911.

Макарий 1981 – Макарий (Веретенников), архим. Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский // Журнал Московской патриархии. 1981. № 6. С. 69–78.

Мансветов 1885 – Мансветов И. Д. Церковный устав (типик): его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. Москва, 1885.

Машнина 1968 – Архангел Михаил. Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора Московского Кремля / Текст В. Машниной. Ленинград, 1968.

Маясова 1971 – Маясова Н. А. Древнерусское шитьё. Москва, 1971.

Нерсесян 2006 – Иконы Владимира и Суздаля /
Гл. ред. Л. В. Нерсесян. Москва, 2006.

Описи 1876 – Описи московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. Том 3. Санкт-Петербург, 1876. Ст. 295–874.

Пентковский 2001 – Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. Москва, 2001.

Попов 1975 – Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. Москва, 1975.

Сазонова 2016 – Сазонова Н. И. Действо о Страшном суде в православном богослужении России в XVII в.: К проблеме типологических характеристик богослужебного действа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 53–65.

Симеон 1897 – Симеон, митр. Солунский. Книга о храме /
Пер. И. И. Дмитревского // Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение литургии.
Санкт-Петербург, 1897. С. 373–424.

Смирнова и др. 1982 – Смирнова Э. С., Лаурина В. К.,
Гордиенко Э. А
. Живопись Великого Новгорода. XV век. Москва, 1982.

Успенский 1978 – Успенский Н. В. Чин всенощного бдения
(Ἡ ἈΓΡΥΠΝΙΑ) на православном востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. Вып. 19. Москва, 1978. С. 3–69.

Финдейзен 1928 – Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. Вып. II. Москва, Ленинград, 1928.

Цицинова 2016 – Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV – начала XX века. Каталог / Сост., вступ. ст. О. А. Цициновой. Москва, 2016.

Шалина 2009 – Шедевры Русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог / Научный редактор И. А. Шалина. Москва, 2009.

Baud-Bovy 1938 – Baud-Bovy S. Sur un « Sacrifice d’Abraham » de romanos et sur l’Existence d’un théâtre religieux à Byzance. Byzantion. 1938. Vol. 13. 1. Pp. 321–334.

Flier 1992 – Flier M. The Iconology of Royal Ritual in Sixteenth-Century Muscovy. Byzantine Studies. Essays on the Slavic World and the Eleventh Century. New York, 1992. Pp. 53–76.

La Piana 1936 – La Piana G. The Byzantine Theatre. Speculum.
A Journal of Medieval Studies
. 1936. Vol. XI. 2. Pp. 171–211.

Mango – Mango C. The Art of the Byzantine Empire. 312–1453. Sources and Documents. Englewood Cliffs (NJ), 1972.

Mateos 1962 – Le Typicon de la Grande Église. Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Mateos. S. I. Tome I: Le cycle des douze mois. Roma, 1962.

Pallas 1965 – Pallas D. I. Die Passion und Bestattung Christi in Byzanz. München, 1965.

Vassilaki 2000 – Mother of God. Representation of the Virgin in Byzantine Art. Ed. by M. Vassilaki. Athens, 2000.

Velimirović 1962 – Velimirović M. M. Liturgical Drama in Byzantium and Russia. Dumbarton Oaks Papers. 1962. Vol. 16. Pp. 349–385.

Сведения об авторе

Лилия Михайловна Евсеева
кандидат искусствоведения
заместитель директора по научной работе
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова
Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 3, стр. 3
E-mail: lilia.m.evseeva@gmail.com

Для цитирования:
Евсеева Л. М. Выносные иконы и шитые плащаницы в богослужениях драматического характера Древней Руси // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 22–45.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-22-45

Опубликован
2023-06-28
Раздел
Статьи
Просмотров
3212
Скачиваний
116