Об иконе Св. Софии в новгородском Софийском соборе

  • Игнатий, архиеп. Воронежский
Ключевые слова: икона Св. Софии, православная иконография, Софийский собор в Новгороде, семиотика иконы, визуальная теология.

Аннотация

Новгородская икона Святой Софии Премудрости Божией представляет собой оригинальный иконографический тип. Содержание и богословский смысл этого сакрального образа до сих пор являются предметом оживлённой дискуссии. Исследователи культурного наследия Новгорода всегда прямо или косвенно включались в эту дискуссию, сопровождая описание древней иконы своими интерпретациями её содержания, смысла, происхождения и её места в богослужебном порядке. Мы публикуем один из текстов XIX века, связанный с темой новгородской иконы Святой Софии. И автор этого краткого исследования (архиепископ Игнатий), и его издатель и комментатор (архимандрит Макарий) напрямую связаны с Новгородской духовной семинарией и новгородским монастырём св. Антония Римлянина. Автор и комментатор, вступая в заочный научный диалог, рассматривают вопросы, связанные с композицией иконы, её историей, её местом в храмовом пространстве, опираясь при этом на идеи и образы Священного Писания, богословские труды, свидетельства летописей и исторических документов, достижения учёных-историков. Оба придерживаются мнения о том, что новгородская икона Святой Софии предшествует киевской и имеет византийские корни; что референтом имени «София» и, соответственно, изображаемым на иконе лицом является Иисус Христос; что связь иконы Св. Софии с праздником Успения Богородицы обусловлена пониманием Матери Божией в качестве «дома» (или «храма») Христа как ипостасной Премудрости Божией. Публикация данного материала позволяет уточнить состояние «софиологической» дискуссии в середине XIX века, вернуть в научное поле малодоступный пример наиболее аргументированной позиции по визуально-теологическим аспектам иконографии Софии Премудрости Божией.

Биография автора

Игнатий, архиеп. Воронежский

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-138-160

Игнатий, архиепископ Воронежский
Предисл., прим. архим. Макария
Подг. к печати, введение: С. С. Аванесов

Аннотация

Новгородская икона Святой Софии Премудрости Божией представляет собой оригинальный иконографический тип. Содержание и богословский смысл этого сакрального образа до сих пор являются предметом оживлённой дискуссии. Исследователи культурного наследия Новгорода всегда прямо или косвенно включались в эту дискуссию, сопровождая описание древней иконы своими интерпретациями её содержания, смысла, происхождения и её места в богослужебном порядке. Мы публикуем один из текстов XIX века, связанный с темой новгородской иконы Святой Софии. И автор этого краткого исследования (архиепископ Игнатий), и его издатель и комментатор (архимандрит Макарий) напрямую связаны с Новгородской духовной семинарией и новгородским монастырём св. Антония Римлянина. Автор и комментатор, вступая в заочный научный диалог, рассматривают вопросы, связанные с композицией иконы, её историей, её местом в храмовом пространстве, опираясь при этом на идеи и образы Священного Писания, богословские труды, свидетельства летописей и исторических документов, достижения учёных-историков. Оба придерживаются мнения о том, что новгородская икона Святой Софии предшествует киевской и имеет византийские корни; что референтом имени «София» и, соответственно, изображаемым на иконе лицом является Иисус Христос; что связь иконы Св. Софии с праздником Успения Богородицы обусловлена пониманием Матери Божией в качестве «дома» (или «храма») Христа как ипостасной Премудрости Божией. Публикация данного материала позволяет уточнить состояние «софиологической» дискуссии в середине XIX века, вернуть в научное поле малодоступный пример наиболее аргументированной позиции по визуально-теологическим аспектам иконографии Софии Премудрости Божией.

Ключевые слова: икона Св. Софии, православная иконография, Софийский собор в Новгороде, семиотика иконы, визуальная теология

Опубликован
2020-06-26
Раздел
Архив
Просмотров
421
Скачиваний
167