Визуализация христианских ценностей в интерьере и экстерьере Ереванского государственного университета (на примере теологического факультета)
Аннотация
Статья посвящена анализу университетского пространства. В качестве эмпирического материала автор рассматривает интерьер и экстерьер теологического факультета Ереванского государственного университета (ЕГУ). Исследование представляет собой вариант культурно-семиотического дискурса университетского пространства, то есть является частью анализа Ереванского городского текста. Цель данного исследования заключается в детальном описании культурных и религиозных артефактов интерьерного и экстерьерного пространства ЕГУ. Методологической основой статьи послужил семиотический метаязык. В статье обосновывается следующий тезис: культурные и религиозные артефакты университетского пространства являются средством визуализации основных христианских ценностей, истории основания первопрестольного собора св. Эчмиадзина, дидактизации и мультипликации церковного и культурного наследия, а также имплицитной проповедью церковного учения. В статье коротко описывается история основания факультета, анализируются символические особенности двух хачкаров, одного барельефа и скульптурного изображения расцветшего посоха-креста, а также «сопровождающие» их тексты. Особое место уделяется основным национальным и транснациональным элементам визуальных текстов, таким как семя, солнце, круг, крест, расцветшие лепестки на кресте, орлы, колосья пшеницы, символы евангелистов, Ноев ковчег, золотой молот, виноградные гроздья, гранаты и т. д. В статье особое место уделяется символике и функциям расцветшего посоха-креста. На сравнительном материале татевского и эчмиадзинского посохов показывается, что установление посоха-креста на территории ЕГУ является ревитализацией армянской средневековой университетской традиции. Анализ эмпирического материала показал, что экстерьер и интерьер теологического факультета становится культурно-семиотическим пространством благодаря таким артефактам как хачкар, барельеф, расцветший посох-крест и т. д. Хачкары указывают на историю создания факультета, фиксируют в памяти грядущих поколений имя основателя факультета. «Локальная» история факультета и «общая» средневековая университетская традиция представляются в контексте трагедии армянского народа – геноцида 1915 года. Через разные визуальные объекты на факультетскую историческую память налагается учение Армянской апостольской церкви (таинства, язык хачкара т. д.). Расцветший посох-крест становится знаком продолжения средневековой армянской университетской традиции, функционирующей благодаря своей тернарной структуре – как Мировое Древо, Древо Познания и Древо Жизни, а с прагматической точки зрения – превращается в дидактический «учебник» по ознакомлению с церковными таинствами и имплицитный визуальный объект проповеди.