Сакральная топика русского города (12). Образ Давида и визуальные коды средневекового Владимира

Ключевые слова: русский город, сакральное пространство, Владимир на Клязьме, православный храм, скульптурный декор, собор святого Димитрия, образ царя Давида, культурный код, семантика сакрального образа, культурная идентичность

Аннотация

Традиционный русский город представляет собой не только рационально спланированное место обитания, обеспечивающее его жителям безопасность и реализацию утилитарных потребностей, но и произведение градостроительного искусства, воплощающее собой базовые установки аксиологически окрашенной эстетики. Более того, как всякое классическое произведение искусства, русский средневековый город задумывается, строится и функционирует как пространственный визуальный текст – сообщение о тех фундаментальных мировоззренческих идеях, которые составляют несущее ядро русской культуры и на которых основывается отечественная культурная идентичность. В статье анализируется роль экстерьерной декорации соборов города Владимира с точки зрения фиксации и трансляции значимых смыслов, выступающих основой культурной идентичности. На конкретных примерах показано, как применение культурных кодов открывает реципиенту доступ к коннотативному слою сакрального изображения. Образ библейского Давида интерпретируется в зависимости от кода и контекста как символ праведного правителя, псалмопевца, святого угодника и пророка. Каждая из этих интерпретаций связана с демонстрацией определённой теологической идеи и имеет локальную привязку, позволяющую прочитывать Владимир как сакральный текст. Согласно этому тексту, Владимир воспринимается как город, управляемый благочестивой властью, как место славы Божией, как сообщество, находящееся под высшим покровительством, и как пространственная икона Небесного Града. Указанные идеи формируют интегральный образ Владимира и лежат в основе его культурной идентичности.

Биография автора

С. С. Аванесов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-276-311

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
iskiteam@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

Аннотация
Традиционный русский город представляет собой не только рационально спланированное место обитания, обеспечивающее его жителям безопасность и реализацию утилитарных потребностей, но и произведение градостроительного искусства, воплощающее собой базовые установки аксиологически окрашенной эстетики. Более того, как всякое классическое произведение искусства, русский средневековый город задумывается, строится и функционирует как пространственный визуальный текст – сообщение о тех фундаментальных мировоззренческих идеях, которые составляют несущее ядро русской культуры и на которых основывается отечественная культурная идентичность. В статье анализируется роль экстерьерной декорации соборов города Владимира с точки зрения фиксации и трансляции значимых смыслов, выступающих основой культурной идентичности.
На конкретных примерах показано, как применение культурных кодов открывает реципиенту доступ к коннотативному слою сакрального изображения. Образ библейского Давида интерпретируется в зависимости от кода и контекста как символ праведного правителя, псалмопевца, святого угодника
и пророка. Каждая из этих интерпретаций связана
с демонстрацией определённой теологической идеи и имеет локальную привязку, позволяющую прочитывать Владимир
как сакральный текст. Согласно этому тексту, Владимир воспринимается как город, управляемый благочестивой властью, как место славы Божией, как сообщество, находящееся под высшим покровительством, и как пространственная икона Небесного Града. Указанные идеи формируют интегральный образ Владимира и лежат в основе его культурной идентичности.

Ключевые слова: русский город, сакральное пространство, Владимир на Клязьме, православный храм, скульптурный декор, собор святого Димитрия, образ царя Давида, культурный код, семантика сакрального образа, культурная идентичность

Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 24-18-00672 «Культурный код города: человек, история, идентичность», https://rscf.ru/project/24-18-00672/

Библиография

Аванесов 2022 а – Аванесов С. С. Визуальный текст средневекового Владимира: к анализу доминантного образа экстерьерной пластики соборов // Слово.ру: Балтийский акцент. 2022. Т. 13. № 4. С. 43–58.

Аванесов 2022 б – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (11). Визуализация сакрально-политической темы во владимирской храмовой декорации // Визуальная теология. 2022. Том 4. № 1. С. 67–98.

Аванесов 2023 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города. Москва, 2023.

Августин 2000 – Августин Блаженный. Творения. Т. 2: Теологические трактаты. Санкт-Петербург, Киев, 2000.

Акопян 2007 – Акопян З. В. Образ «Рая» во внешней декорации памятников средневековой Армении и Древней Руси // Пятые чтения памяти профессора Николая Фёдоровича Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний.
Москва, 2007. С. 7–20.

Алексеева 2015 – Алексеева М. С. Скульптурная интерпретация ирландского манускрипта «Видение Тнугдала» // Идеи и идеалы. 2015. № 3 (25). Т. 2. С. 101–110.

Антыпко 2008 – Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева монастыря и древнерусская традиция оформления храмовых врат // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Москва, 2008. С. 251–266.

Бобров 2010 – Бобров Ю. Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. Москва, 2010.

Бобровницкая 1976 – Бобровницкая И. А. Серебряный панагиар из Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. II. Москва, 1976.
С. 116‒122.

Бочаров, Выголов 1970 – Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александровская слобода. Москва, 1970.

Булкин 2015 – Булкин В. А. По поводу сцен VI регистра Васильевских врат // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2015. Вып. 5. С. 333–337.

Буслаев 1908 – Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 1. Санкт-Петербург, 1908.

Вагнер 1962 – Вагнер Г. К. К вопросу о владимиро-суздальской эмблематике // Историко-археологический сборник. Артемию Владимировичу Арциховскому к шестидесятилетию со дня рождения. Москва, 1962. С. 254–264.

Вагнер 1969 – Вагнер Г. К. Дмитриевский собор. Архитектура
и скульптура Дмитриевского собора во Владимире. Ленинград, 1969.

Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII–ХV веков. Т. 1: ХII столетие. Москва, 1961.

Воронин 1967 – Воронин Н. Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. Москва, 1967.

Высоцкий 2002 – Высоцкий А. М. Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII–XIII вв. Sic et non // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. Санкт-Петербург, 2002. С. 255–269.

Гиппиус, Лащук 2021 – Гиппиус А. А., Лащук С. А. Надписи на Васильевских вратах 1336 г. // Вестник сектора древнерусского искусства. 2021. № 2. С. 67–100.

Гладкая 1997 – Гладкая М. С. Рельефная пластика Дмитриевского собора XII века во Владимире. Некоторые результаты работы
над «Каталогом» // Вестник РГНФ. 1997. № 4. С. 154–161.

Гладкая 2001 – Гладкая М. С. Древовидные мотивы в резьбе Димитриевского собора
во Владимире // Церковные древности. Москва, 2001. С. 116–131.

Гладкая 2009 – Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире. Опыт комплексного исследования. Москва, 2009.

Голубинский 1881 – Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 1. Часть 2. Москва, 1881.

Грилихес и др. 2006 – Грилихес Л., прот., Ткаченко А. А., Петров А. Е., Лукашевич А. А., Журавлёва И. А. Давид // Православная энциклопедия. Т. XIII. Москва, 2006. С. 544‒555.

Грушевой 2008 – Грушевой А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. Санкт-Петербург, 2008.

Даркевич 1964 – Даркевич В. П. Образ царя Давида
во владимиро-суздальской скульптуре // Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. 1964. Вып. 99. С. 46–53.

Даркевич 1976 – Даркевич В. П. Об одном рельефе Дмитриевского собора во Владимире // Средневековая Русь. Москва, 1976. С. 204–208.

Ендольцева, Скаков 2020 – Ендольцева Е. Ю., Скаков А. Ю. Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX–XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 9–27.

Заграевский 2015 – Заграевский С. В. Вопросы реконструкции первоначального вида суздальского собора Рождества Богородицы начала XIII века // На пороге тысячелетия.
Суздаль в истории и культуре России. Владимир, 2015.
С. 75‒84.

Иоанн Дамаскин 1997 ‒ Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер., комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. Москва, 1997.

Иоанн Дамаскин 2002 – Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / Пер., комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. Москва, 2002.

Иоанн Златоуст 1899 – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 5. Санкт-Петербург, 1899.

Иоаннисян 1985 – Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XIII вв. // Дубов И. В. Города, величеством сияющие. Ленинград, 1985. С. 140–181.

Колчин 1978 – Колчин Б. А. Гусли древнего Новгорода // Древняя Русь и славяне. Москва, 1978. С. 358‒366.

Комашко 2006 ‒ Комашко Н. Русская икона XVIII века.
Москва, 2006.

Кондаков 1905 – Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Санкт-Петербург, 1905.

Кутепов 2011 – Алексий (Кутепов), архимандрит. Святоотеческое учение о Божией Матери. Тула, 2011.

Куфтин 1949 – Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. 1. Тбилиси, 1949.

Лазарев 1953 – Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г. // Советская археология. 1953. Т. XVIII. С. 386–442.

Лазарев 1970 – Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. Москва, 1970.

Леонид 1884 – Леонид, архимандрит. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). Санкт-Петербург, 1884.

Лидов 1997 – Лидов А. М. О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII–XIII вв. // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в.
Санкт-Петербург, 1997. С. 172–184.

Лифшиц 2015 – Лифшиц Л. И. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси // История русского искусства. Т. 2. Часть 2. Москва, 2015. С. 354–431.

Лифшиц 2019 – Лифшиц Л. И. О программе резного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском // Искусствознание. 2019. № 3. С. 80–99.

Лифшиц и др. 2004 – Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века. Санкт-Петербург, 2004.

Лихачёв 1980 – Моление Даниила Заточника / Подг. текста, пер., комм. Д. С. Лихачёва // Памятники литературы древней Руси. XII век. Москва, 1980. С. 388‒399.

Лихачёва 1977 – Лихачёва В. Д. Византийская миниатюра.
Москва, 1977.

Ловягин 1875 – Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках / Пер. Е. Ловягина. Изд. 3-е. Санкт-Петербург, 1875.

Лосский 2010 – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. В. А. Рещиковой. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

Максимов 1976 – Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. Москва, 1976.

Манукян 2012 – Манукян А. М. Златые врата начала XIII в. собора Рождества Богородицы в Суздале: особенности конструкции // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2012. № 1. С. 118–130.

Марков, Штайн 2024 – Марков А. В., Штайн О. А. Торчком и изгибом: маскарон как философия города // Наука. Искусство. Культура. 2024. Вып. 4 (44). С. 152–159.

Насонов 1950 – Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. Москва, Ленинград, 1950.

Новаковская 1978 – Новаковская С. М. К вопросу о поздних рельефах в резьбе Дмитриевского собора во Владимире // Советская археология. 1978. № 4. С. 128–141.

Новаковская-Бухман 2002 – Новаковская-Бухман С. М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Санкт-Петербург, 2002. С. 172–186.

Орлова 2019 – Орлова М. А. О фасадном декоре Рождественского собора в Суздале. К проблеме реконструкции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 48–65.

Охоцимский 2022 – Охоцимский А. Д. Пей и живи! Римские золотые донца и раннехристианская иеротопия // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 10–38.

Павел Алеппский 1898 – Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса. Вып. 3. Москва, 1898.

Пастуро 2012 – Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с фр. Е. Решетниковой. Санкт-Петербург, 2012.

Петров 2009 – Петров В. В. «Кифара» и «псалтерий»
в символической органологии Античности и раннего Средневековья // Историко-философский ежегодник. 2008. Москва, 2009. С. 27–51.

Пивень 2022 – Пивень М. Г. Манускрипты хроник в картинах XV века. Иконографическая программа миниатюр в контексте миграции образов гуманистического искусства // Новое искусствознание. 2022. № 3. С. 54‒63.

Поветкин 1997 – Поветкин В. И. Музыкальные инструменты // Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997. С. 179–185.

Подосинов 2000 – Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов, их происхождение и значение. Москва, 2000.

Полунина 1970 – Полунина К. С. Владимир. Москва, 1970.

Попова 2003 – Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. Москва, 2003.

Порфиридов 1996 – Порфиридов Н. Г. Искусство золотой наводки в Новгороде // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Москва, 1996. С. 284–290.

ПСРЛ 1846 – Полное собрание русских летописей. Т. 1.
Санкт-Петербург, 1846.

Раппопорт 1982 – Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Ленинград, 1982.

Рындина 1994 – Рындина А. В. О литургической символике древнерусских серебряных панагий // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 204–219.

Седов 2019 – Седов Вл. В. Церковь Покрова на Нерли и собор
в Модене // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2019. № 3. С. 161–181.

Сизоненко 2000 – Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас. Происхождение – развитие – символика. Москва, 2000. С. 501–524.

Солнцев 2012 – Солнцев Н. И. Концепт «Нового Иерусалима»
в строительной инициативе Андрея Боголюбского // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 275–281.

Столетов 1974 ‒ Столетов А. В. Георгиевский собор города Юрьева-Польского XIII века и его реконструкция // Из истории реставрации памятников культуры. Москва, 1974. С. 111–134.

Строганов 1849 – Древности Российского государства / Под ред. С. Строганова. Отделение 1. Москва, 1849.

Сычёва 2019 – Сычёва Ю. А. Типологический принцип
в программе миниатюр Штаммхаймского миссала //
Исторические исследования. 2019. № 13. С. 17–26.

Татарникова 2021 – Татарникова А. Иконография древа жизни
в христианском искусстве // Петербургские искусствоведческие тетради. 2021. Вып. 63. С. 197–212.

Творогов 1978 – Житие Феодосия Печерского / Пер., подг. текста О. В. Творогова // Памятники литературы древней Руси. XI ‒ начало XII века. Москва, 1978. С. 304‒391.

Трифонова 2015 – Трифонова А. Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород, 2015.

Уваров 1908 – Уваров А. С. Христианская символика. Часть 1: Символика древне-христианского периода. Москва, 1908.

Ухова, Писарская 1969 – Ухова Т., Писарская Л. Лицевая рукопись Успенского собора. Евангелие начала XV века из Успенского собора Московского Кремля. Ленинград, 1969.

Чернецов 1992 – Чернецов А. В. Золочёные двери XVI в. Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. Москва, 1992.

Чернецов 2002 – Чернецов А. В. Двери христианских храмов: иконография и символика // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 4. С. 6–14.

Шохин 1988 – Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). Источниковедческие проблемы. Москва, 1988.

Щенникова 2013 – Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России. Санкт-Петербург, 2013.

Этингоф 1999 – Этингоф О. Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции Влахернского Богородичного культа на Руси в XI–XII веках // Древнерусское искусство. Византия и древняя Русь. Санкт-Петербург, 1999. С. 290–305.

Этингоф 2000 – Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. Москва, 2000.

Andronikou 2023 – Andronikou A. La Serenissima in Cyprus: Aspects of Venetian Art on the Edge of a Maritime Empire, 1474/89–1570/1. Arts. 2023. 12. 53 p.

McBee 2011 – McBee 2011 – McBee R. Beit Alpha Mosaics
of The Akeidah. Richard McBee, Artist & Writer. September 11, 2001.
URL: https://richardmcbee.com/writings/jewish-art-before-1800/item/beit-alpha-mosaics-of-the-akeidah.

Rogov 2024 – Rogov M. A. Intervisuality in iconographical studies
of Speculum humanae salvationis // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 77–101.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры культурологии
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: iskiteam@yandex.ru

Для цитирования:
Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (12). Образ Давида и визуальные коды средневекового Владимира // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 276–311. https://doi.
org/10.34680/vistheo-2025-7-2-276-311

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Аванесов, С. С. (2025). Сакральная топика русского города (12). Образ Давида и визуальные коды средневекового Владимира . Визуальная теология, 7(2), 276-311. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/162
Раздел
Статьи
Просмотров
25
Скачиваний
3