Искусство и священное

Ключевые слова: сакральное искусство, художественный канон, иконография, визуальная теология, аксиология творчества

Аннотация

Предлагаемый читателю текст послужил исходным материалом для последней (XXVI) главы подготовленной к печати книги «Теория искусства. Введение». Это текст лекций, читанных автором примерно 15 лет назад на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова для студентов-искусствоведов. Круг обсуждаемых здесь тем воспроизводит концептуальную ситуацию и положение дел в границах такого контекста функционирования искусства, который следует именовать «Художественное и Сакральное». Этот контекст отражает сугубо искусствоведческий (не религиоведческий, не эстетический, не антропологический и не исторический) взгляд, в свете которого искусство всегда остаётся творческой практикой, то есть формообразующей и смыслопорождающей активностью человека. Стилистика и риторика предлагаемого текста отличаются сочетанием научной дискурсивности и облегчённой концептуальной эссеистичности. Признак полу-популярного, полу-дидактического нарратива – отсутствие научного аппарата (при наличии достаточно подробной библиографии). Автор очень надеется, что данный – отчасти сыроватый, отчасти замысловатый – поток мыслей и чувств придётся кстати как для задач науки, так и для обстоятельств жизни.

Биография автора

С. С. Ванеян , Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-151-172

С. С. Ванеян
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
vaneyans@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0000-0001-5890-1360

Аннотация
Предлагаемый читателю текст послужил исходным материалом для последней (XXVI) главы подготовленной к печати книги «Теория искусства. Введение». Это текст лекций, читанных автором примерно 15 лет назад на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова для студентов-искусствоведов. Круг обсуждаемых здесь тем воспроизводит концептуальную ситуацию и положение дел в границах такого контекста функционирования искусства, который следует именовать «Художественное и Сакральное». Этот контекст отражает сугубо искусствоведческий (не религиоведческий, не эстетический,
не антропологический и не исторический) взгляд, в свете которого искусство всегда остаётся творческой практикой,
то есть формообразующей и смыслопорождающей активностью человека. Стилистика и риторика предлагаемого текста отличаются сочетанием научной дискурсивности и облегчённой концептуальной эссеистичности. Признак полу-популярного, полу-дидактического нарратива – отсутствие научного аппарата (при наличии достаточно подробной библиографии). Автор очень надеется, что данный – отчасти сыроватый, отчасти замысловатый – поток мыслей и чувств придётся кстати как
для задач науки, так и для обстоятельств жизни.

Ключевые слова: сакральное искусство, художественный канон, иконография, визуальная теология, аксиология творчества

Сведения об авторе

Степан Сергеевич Ванеян
доктор искусствоведения,
профессор кафедры всеобщей истории искусства
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова
Российская Федерация, 119992, Москва,
пр-т Ломоносовский, 27, корп. 4
E-mail: vaneyans@gmail.com

Для цитирования:
Ванеян С. С. Искусство и священное // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 151–172. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-151-172

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Ванеян , С. С. (2025). Искусство и священное. Визуальная теология, 7(1), 151-172. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/156
Раздел
Эссе
Просмотров
16
Скачиваний
3