Изображения в христианской мысли ΙΙΙ–VI вв.: от богословия к педагогике

Ключевые слова: раннее христианство, образ, изображения, педагогика, иконоборчество, иллюстрации, Библия, отцы Церкви, простолюдины

Аннотация

В статье рассматривается проблема использования произведений искусства в христианской педагогической традиции. Вопрос об отношении к произведениям изобразительных искусств исследован главным образом внутри философского дискурса. Мы же исключаем из сферы внимания религиозную проблематику образа (отказываясь от рассмотрения проблемы «портрета» и его статуса) и анализируем изображения, не предполагавшие культового использования. В статье показано, что в античной педагогической мысли подчёркивалось значение художественной образности и поэтической наглядности и признавалось, что они по качеству и онтологической ценности превосходят «внешние образы». Изобразительные искусства считались при этом агентами знаний, пригодными для обучения простолюдинов. Фактическая роль изобразительности в эллинистическом обществе и гражданской коммуникации была высока. Однако поскольку образование носило элитарный характер, то тема наглядности не получала специального осмысления. Развитие иудейского и христианского изобразительного искусства показывает, что оно принимает принципы использования изображений, характерные для эллинистических городов, но с рядом определённых оговорок, касающихся культового использования образов. Стены синагог, домов христианских собраний, катакомб, церквей и пр. расписывались фресками и украшались мозаиками; не менее важны были малые изобразительные формы (предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрированные кодексы). Анализ изобразительного наследия подтверждает его связь с религиозным образованием. В заключительной части статьи рассматривается христианская рецепция роли изобразительного искусства, развивающая мысль античных педагогов об изображениях как агентах знания. Христианские авторы распространили на изображения (внешние образы) те концепции, которые раннее касались только поэтической и умозрительной образности; часто звучала мысль о психоэмоциональном воздействии изображений. Латинские авторы, вполне разделяя эти идеи, подчёркивали, что изображения особенно хороши для научения безграмотных. Важным является представление об ограниченной агентности изображений: они требуют пояснения и даже могут вводить в заблуждение.

Биография автора

З. А. Лурье, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-244-261

З. А. Лурье
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
zlure@hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8621-5560

Аннотация
В статье рассматривается проблема использования произведений искусства в христианской педагогической традиции. Вопрос об отношении к произведениям изобразительных искусств исследован главным образом внутри философского дискурса. Мы же исключаем из сферы внимания религиозную проблематику образа (отказываясь от рассмотрения проблемы «портрета» и его статуса) и анализируем изображения, не предполагавшие культового использования. В статье показано, что в античной педагогической мысли подчёркивалось значение художественной образности и поэтической наглядности и признавалось, что они по качеству и онтологической ценности превосходят «внешние образы». Изобразительные искусства считались при этом агентами знаний, пригодными для обучения простолюдинов. Фактическая роль изобразительности в эллинистическом обществе и гражданской коммуникации была высока. Однако поскольку образование носило элитарный характер, то тема наглядности не получала специального осмысления. Развитие иудейского и христианского изобразительного искусства показывает, что оно принимает принципы использования изображений, характерные для эллинистических городов, но с рядом определённых оговорок, касающихся культового использования образов. Стены синагог, домов христианских собраний, катакомб, церквей и пр. расписывались фресками и украшались мозаиками; не менее важны были малые изобразительные формы (предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрированные кодексы). Анализ изобразительного наследия подтверждает его связь с религиозным образованием. В заключительной части статьи рассматривается христианская рецепция роли изобразительного искусства, развивающая мысль античных педагогов об изображениях как агентах знания. Христианские авторы распространили на изображения (внешние образы) те концепции, которые раннее касались только поэтической и умозрительной образности; часто звучала мысль о психоэмоциональном воздействии изображений. Латинские авторы, вполне разделяя эти идеи, подчёркивали, что изображения особенно хороши

Ключевые слова: раннее христианство, образ, изображения, педагогика, иконоборчество, иллюстрации, Библия, отцы Церкви, простолюдины

Библиография

Барышников 2010 – Барышников А. Е. Головы римских императорских статуй в реках Альбиона: к проблеме интерпретации источников // Античный мир и археология. 2010. Вып. 14. С. 163–172.

Безансон 1999 – Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. Москва, 1999.

Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.

Гончарова 2012 – Гончарова Н. Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2012. Т. 3 (2). С. 33–37.

Григер 2015 – Григер М. В. Свидетели иудаизма ΙΙΙ века (фресковый цикл синагоги Дура-Европос) // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. Кн. 3. С. 141–151.

Дюмулен 2002 – Христианское вероучение: догматические тексты учительства Церкви (ΙΙΙ–ΧΧ вв.) / Пер. с фр. Н. Соколовой, Ю. Куркиной; отв. ред. П. Дюмулен. Санкт-Петербург, 2002.

Журбина 2010 – Журбина Е. В. Сюжеты и образы в мозаиках римской Африки // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 1. C. 108–119.

Каргальцев 2022 – Каргальцев А. В. «Весьма часто бывает град, который всё уничтожает»: христиане как виновники городских бедствий // Диалог со временем. 2022. Вып. 80. С. 310–316.

Лурье, Татти 2021 – Лурье З. А., Татти Е. А. О роли иллюстраций в дидактических произведениях Мартина Лютера // Средние века. 2021. Т. 82. № 3. С. 91–112.

Лучицкая 2002 – Лучицкая С. И. Слово и образ в средневековой культуре: вместо предисловия // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002. С. 5–8.

Маковецкий, Дриккер 2019 – Маковецкий Е. А., Дриккер А. С. Искусство памяти в «Картинах» Филострата Старшего: аргументы и предположения // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. 2. С. 596–616.

Пантелеев 2019 – Пантелеев А. Д. Статуи «обычные» и «культовые»: границы художественного и религиозного в язычестве и иудаизме в начале новой эры // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2019. № 9. C. 80–89.

Пантелеев 2020 – Пантелеев А. Д. Что Афины Иерусалиму? Раннее христианство и Вторая софистика // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. Т. 14. 2. С. 567–586.

Пожидаева 2021 – Пожидаева А. Сотворение мира в иконографии средневекового Запада: Опыт иконографической генеалогии. Москва, 2021.

Раевская 2006 – Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2006. Вып. 2. С. 172–178.

Рыжов 2024 – Рыжов Ю. Философия иконы в традиции Востока и Запада // Электронная библиотека Marco Binetti. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_2.shtml#1 (дата обращения: 16.02.2024).

Херрин 1994 – Херрин Дж. Женщины и иконопочитание в ранней церкви / Пер. с англ. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 81–106.

Шварц 2023 – Шварц Д. Пайдейя и культ: Христианская инициация Феодора Мопсуестийского / Пер. с англ. З. А. Лурье. Санкт-Петербург, 2023.

Шёнборн 1999 – Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы / Пер. с нем. Е. М. Верещагина. Милан, Москва, 1999.

Шмитт 2002 а – Шмитт Ж.-Кл. Вопрос об изображениях в полемике между иудеями и христианами в ΧΙΙ в. / Пер. с фр. О. С. Воскобойникова // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002. С. 30–43.

Шмитт 2002 б – Шмитт Ж.-Кл. Историк и изображения / Пер. с фр. С. И. Лучицкой // Одиссей. Человек в истории. Москва, 2002. С. 9–29.

Brendel 1979 – Brendel O. Prolegomena to the Study of Roman Art. New Haven, 1979.

Brown 1971 – Brown P. H. The World of Late Antiquity: AD 150–750. London, 1971.

Brown 2003 – Brown P. H. The Rise of Western Christendom: Triumph and Diversity, A.D. 200–1000. London, 2003.

Carruthers 1990 – Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1990.

Carruthers 1998 – Carruthers M. The Craft of Thought: Meditation, Rhetoric, and the Making of Images, 400–1200. Cambridge, 1998.

Charles-Murray 1981 – Charles-Murray M. Rebirth and Afterlife: A Study of the Transmutation of Some Pagan Imagery in Early Christian Funerary Art. Oxford, 1981.

Charles-Murray 2007 – Charles-Murray M. The Emergence of Christian Art. Picturing the Bible: The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 51–63.

Chazelle 1990 – Chazelle C. Pictures, Books, and the Illiterate: Pope Gregory I’s Letters to Serenus of Marseilles. Word & Image. 1990. Vol. 6. 2. Pp. 138–153.

Deichmann 1983 – Deichmann F. W. Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983.

Donner 2020 – Donner S. A. Using Art in Adult Christian Education: An Option for Reflecting on Scripture and Building Relationships amongst Internally Displaced Adults in Colombia. Christian Education Journal: Research on Educational Ministry. 2020. Vol. 17. 1. Pp. 38–51.

Duby 2000 – Duby G. Art and Society in the Middle Ages. Cambridge, 2000.

Duggan 1989 – Duggan L. G. Was Art Really the ‘Book of Illiterate’? Word & Image. 1989. Vol. 5. 3. Pp. 227–251.

Elsner 1997 – Elsner J. Art and the Roman Viewer. The Transformation of Art from the Pagan World to Christianity. Cambridge, 1997.

Elsner 2002 – Elsner J. The Verbal and the Visual Cultures of Ekphrasis in Antiquity. Cambridge, 2002.

Fine 2005 – Fine S. Art and Judaism in the Greco-Roman World: Toward a New Jewish Archaeology. Cambridge, 2005.

Freedberg 1989 – Freedberg D. The Power of Images: Studies in the History and Theory of Response. Chicago, London, 1989.

Hadley 2014–2015 – Hadley J. T. Early Christian Perceptions of Sacred Spaces. Material Culture Review. 2014–2015. Vol. 80–81. Рp. 89–107.

Halbertal 1998 – Halbertal M. Coexisting with the Enemy: Jews and Pagans in the Mishnah. Tolerance and Intolerance in Early Judaism and Christianity. Cambridge, 1998. Pp. 159–172.

Heal 2017 – Heal B. A Magnificent Faith: Art and Identity in Lutheran Germany. Oxford, 2017.

Henry 1987 – Henry A. Biblia Pauperum: A Fifteenth-Century. Aldershot, 1987.

Jensen 2007 – Jensen R. M. Early Christian Images and Exegesis. Picturing the Bible. The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 65–85.

Karivieri 2016 – Karivieri A. Divine or Human Images? Neoplatonic and Christian Views on Works of Art and Aesthetics. Numen. 2016. Vol. 63. 2–3. Pp. 196–209.

Kessler 2000 – Kessler H. L. Spiritual Seeing: Picturing God’s Invisibility in Medieval Art. Philadelphia, 2000.

Kraeling 1979 – Kraeling C. H. The Synagogue (Excavations at Dura Europos, Final Report 8, Pt. 1). New York, 1979.

Loewe, Firth 2022 – Loewe A., Firth K. Martin Luther and the Arts: Music, Images and Drama to Promote the Reformation. Leiden, 2022.

Ludlow 2020 – Ludlow M. Art, Craft, and Theology in Fourth-Century Christian Authors. Oxford, 2020.

Noble 2009 – Noble T. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Philadelphia, 2009.

Pichugina 2014 – Pichugina V. The Shield as Pedagogical Tool in Aeschylus’ Seven against Thebes. Hypothekai. 2020. 4. Pp. 121–170.

Schwartz 1991 – The Oxford Handbook of Byzantine Art and Architecture. Ed. by E. S. Schwartz. New York, 1991.

Spier 2007 – Spier J. The Earliest Christian Art: From Personal Salvation to Imperial Power. Picturing the Bible. The Earliest Christian Art. Yale, 2007. Pp. 1–24.

Trout 1996 – Trout D. Town, Countryside, and Christianization at Paulinus’ Nola. Shifting Frontiers in Late Antiquity. Aldershot, 1996. Pp. 175–186.

Warnke 1988 – Warnke M. Bilderstürme. Die Zerstörung des Kunstwerks. Frankfurt am Main, 1988. S. 7–13.

Weitzmann, Kessler 1990 – Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Washington, 1990.

White 1990 – White L. M. Building God’s House in the Roman World: Architectural Adaptation among Pagans, Jews and Christians. Baltimore, London, 1990.

Whitmarsh 2001 – Whitmarsh Th. Greek Literature and the Roman Empire. Oxford, 2001.

Yates 1966 – Yates F. A. The Art of Memory. London, 1966.

Сведения об авторе

Зинаида Андреевна Лурье
кандидат исторических наук,
научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 101000, Москва,
Потаповский переулок, 16, стр. 10
E-mail: zlure@hse.ru

Для цитирования:
Лурье З. А. Изображения в христианской мысли ΙΙΙ–VI вв.: от богословия к педагогике // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 244–261. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-244-261

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0