Иеротопия патриарха Никона. Новоиерусалимская Пустынь как пространственная икона XVII века
Аннотация
В контексте иеротопии – науки о создании сакральных пространств как особом виде научного и художественного творчества – были сформулированы две новые проблемы: феномен создателей сакральных пространств и тема пересоздания Святой Земли как основы духовной культуры христианского Средневековья. Эти проблемы определяют содержание настоящей работы, в которой я стараюсь проанализировать один из наиболее оригинальных и значительных иеротопических проектов патриарха Никона, который, на мой взгляд, является ключевым для понимания русской культуры XVII века. «Отходная Пустынь» в Новом Иерусалиме представляет собой важнейшую пространственную икону своей эпохи, за которой стоял глобальный религиозно-политический замысел. Пустынь должна была стать духовным центром «Святой Руси» вдали от погрязшей в суетливых интригах и других грехах Москвы. Мы точно знаем, кто был автором абсолютно оригинального архитектурно-пространственного и художественного решения. Патриарх Никон, соединивший в своём проекте видимое и мыслимое, материально конкретное и воображаемое, создал иконический образ-посредник такой глубины и силы, перед которым отступают все иконы на плоскости, созданные на Руси в XVII веке. В этом смысле Никон может быть впервые увиден как гениальный художник, продолживший и преобразивший великие традиции византийской и древнерусской иеротопии – особого вида творчества по созданию сакральных пространств.