Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (1). Приевфратская пограничная зона и христианство

Ключевые слова: восточно-христианская иконография, агиография, Евфратский фронтир, первохристиане, римская армия, воины-исповедники, распространения христианства, Западная Армения, Каппадокия, образы воинов-христиан

Аннотация

Евфратская контактная зона в течение тысячелетий была водоразделом между миросистемами. Именно здесь сформировались несколько синкретических религиозных систем, конфессий и еретических течений. Основной питательной средой для большинства из них были военные поселенцы – стратиоты, члены их семей и их ближайшее окружение. Неслучайно, что именно из этой лимитрофной среды вышло больше всего воинов-исповедников. Особо известен среди них центурион Лонгин, пронзивший копьём бок Христа, дабы убедиться, что тот умер на кресте. Следующим уверовавшим воином был центурион Корнелиус (Корнилий), первый язычник, не видевший Христа. Оба сотника были родом из Каппадокии. Распространение христианства, благодаря проповеди среди солдат, происходило почти по всему периметру Римской империи. Наиболее активно велись проповеди в Каппадокии, Малатии и Себастии. Агиографическая традиция упоминает много случаев гонений на христиан именно среди порубежников, особенно среди офицеров. Характерный пример – история сорока Севастийских мучеников; тогда же пострадал за веру и сотник из Кесарии Гордий. В правление императора Максимиана пострадал за веру другой крупный христианский военачальник Андрей Стратилат на юге Великой Армении, в горах Тавра, а также, согласно армянскому церковному преданию, другой военачальник – Сергиос­-Саргис, служивший в римских пограничных частях в области Гамерек (Каппадокия). Самым знаменитым воином-исповедником стал другой каппадокиец – Георгий Победоносец. Примечательно внешнее сходство между Георгием Победоносцем и другими святыми воинами-змееборцами – Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Именно приевфратский фронтир стал локусом активного формирования новой веры. Образы воинов-исповедников из приевфратской контактной зоны стали центральными в византийской и армянской иконографии. Статья является введением в тему семиотической интерпретации иконографии святых воинов в восточном христианстве.

Биография автора

Е. Г. Маргарян, Российско-Армянский университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-39-57

Е. Г. Маргарян
Российско-Армянский университет, Ереван, Армения
ervand.margaryan@rau.am
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7396-2399

Аннотация
Евфратская контактная зона в течение тысячелетий была водоразделом между миросистемами. Именно здесь сформировались несколько синкретических религиозных систем, конфессий и еретических течений. Основной питательной средой для большинства из них были военные поселенцы – стратиоты, члены их семей и их ближайшее окружение. Неслучайно, что именно из этой лимитрофной среды вышло больше всего воинов-исповедников. Особо известен среди них центурион Лонгин, пронзивший копьём бок Христа, дабы убедиться, что тот умер на кресте. Следующим уверовавшим воином был центурион Корнелиус (Корнилий), первый язычник, не видевший Христа. Оба сотника были родом из Каппадокии. Распространение христианства, благодаря проповеди среди солдат, происходило почти по всему периметру Римской империи. Наиболее активно велись проповеди в Каппадокии, Малатии и Себастии. Агиографическая традиция упоминает много случаев гонений на христиан именно среди порубежников, особенно среди офицеров. Характерный пример – история сорока Севастийских мучеников; тогда же пострадал за веру и сотник из Кесарии Гордий. В правление императора Максимиана пострадал за веру другой крупный христианский военачальник Андрей Стратилат на юге Великой Армении, в горах Тавра, а также, согласно армянскому церковному преданию, другой военачальник – Сергиос­-Саргис, служивший в римских пограничных частях в области Гамерек (Каппадокия). Самым знаменитым воином-исповедником стал другой каппадокиец – Георгий Победоносец. Примечательно внешнее сходство между Георгием Победоносцем и другими святыми воинами-змееборцами – Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Именно приевфратский фронтир стал локусом активного формирования новой веры. Образы воинов-исповедников из приевфратской контактной зоны стали центральными в византийской и армянской иконографии. Статья является введением в тему семиотической интерпретации иконографии святых воинов в восточном христианстве.

Ключевые слова: восточно-христианская иконография, агиография, Евфратский фронтир, первохристиане, римская армия, воины-исповедники, распространения христианства, Западная Армения, Каппадокия, образы воинов-христиан

Библиография

Аверинцев 1985 – Аверинцев С. С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Москва, 1985. С. 5–20.

Воробьёва 2005 – Воробьева Н. Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I–IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX – начала XX в. Омск, 2005.

Габелко 2009 – Габелко О. Л. К династической истории эллинистической Каппадокии: царский дом Ариаратидов // Античный мир и археология. Вып. 13. Саратов, 2009.  С. 92–119.

Деревенский 2007 – Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. Санкт-Петербург, 2007.

Димитрий Ростовский 2010 – Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга 2. Октябрь. Москва, 2010. С. 383–389.

Дион Кассий 2011 – Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV–LXXX / Пер. с древнегреч. под ред.
А. В. Махлаюка. Санкт-Петербург, 2011.

Константин Багрянородный 1899 – Константин Багрянородный.
О фемах. О народах / Пер., предисл. Г. Ласкина. Москва, 1899.

Коптелов 2008 – Коптелов Б. В. Император Лициний на переломе эпох. Москва, 2008.

Косян 2016 – Косян А. В. Евфратско-Тигрская контактная зона
в III – первой половине I тыс. до н. э. // На стыке мир-систем:
Из истории контактных зон древности и современности. Том 1. Ереван, 2016. С. 66–95.

Ле Боэк 2001 – Ле Боэк Я. Римская армия эпохи Ранней Империи / Пер. с фр. М. Н. Челинцевой. Москва, 2001.

Маргарян 2011 а – Маргарян Е. Г. Митраизм в армяно-римской цивилизационной контактной зоне // Историческое пространство. Москва, 2011. С. 11–39.

Маргарян 2011 б – Маргарян Е. Г. Роль Армении и Коммагены в глобализациоционных процессах эллинистической эпохи // Армения в диалоге цивилизаций. Нижний Новгород, 2011. С. 159–171.

Маргарян 2012 а – Маргарян Е. Г. На стыке римского и восточноэллинистического цивилизационных «номосов». Из истории приевфратской контактной погранзоны // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 66–94.

Маргарян 2012 б – Маргарян Е. Г. Приевфратская контактная зона. На стыке древних мир-систем // Историческое пространство. Москва, 2012. С. 5–30.

Маргарян 2012 в – Маргарян Е. Г. Лимес – контактная зона или цивилизационный кордон? // Девятая годичная научная конференция Российско-Армянского университета. Сборник научных статей. Часть 1. Ереван, 2015. С. 517–523.

Маргарян 2013 – Маргарян Е. Г. Очерки политической истории Софены (Цопк) и Коммагены эллинистического периода // Историческое пространство. Москва, 2013.

Маргарян 2015 – Маргарян Е. Г. Образ врага в римской литературе эпохи принципата // Критика и семиотика. 2015.
Вып. 2. С. 367–383.

Маргарян 2016 – На стыке древних мир-систем: из истории контактных зон древности и современности / Отв. ред.
Е. Г. Маргарян. Том 1. Ереван, 2016.

Махлаюк 2005 – Махлаюк А. В. Римские войны. Под знаком Марса. Москва, 2005.

Немировский 1999 – Немировский А. А. Каппадокийцы и Каппадокия: к формированию этнополитической карты древней Анатолии // Oriens. 1999. Вып. 6. С. 5–15.

Павлов 2012 – Павлов Ю. А. Национальный состав римской армии в эпоху принципата // Сборники конференций научно-издательского центра «Социосфера». 2012. № 15. С. 162–176.

Пантелеев 2004 – Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия от Павла до Тертуллиана // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 3. Санкт-Петербург, 2004.
С. 413–428.

Пантелеев 2007 – Пантелеев А. Д. «Молниеносный легион»: христианская легенда и реальность. Марк Аврелий и христи-
ане // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2007. № 3. С. 143–149.

Татоян 2018 – Татоян Р. Резня в поселении Румтикин – Кесария – Малая Армения // Вне Строк. 2018. 19 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vstrokax.net/armeniya/reznya-v-poselenii-rumtikin-kesariya/ (дата обращения: 15.02.2022).

Фавстос 1953 – История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. с др.-арм., комм. М. А. Геворгяна. Под ред. С. Т. Еремяна. Вступит. ст.
Л. С. Хачикяна. Ереван, 1953.

Штаерман 1987 – Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. Москва, 1987.

Bechtel 1908 – Bechtel F. Cornelius. The Catholic Encyclopedia. Vol. 4. New York, 1908. URL: http://www.newadvent.org/cathen/04375b.htm (accessed: 01.03.2022).

Birley 1986Birley E. The Deities of Roman Britain. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. 1986. II. 18. S. 3–113.

Cumont 1896–1899Cumont F. Textes et Monuments figurés aux mystères de Mithra. T. 1–2. Bruxelles, 1896–1899.

Domaszewski 1894 – Domaszewski A., von. Das Regenwunder der Marc Aurel-Saule. Rheinisches Museum für Philologie. 1894. Bd. 49.
S. 212–219.

Forni 1953 – Forni G. Il Reclutamento delle Legioni da Augusto a Diocleziano. Milanо, Romа, 1953.

Frere 1991 – Frere S. Britannia: A History of a Roman Britain. London, 1991.

Freudenberger 1968 Freudenberger R. Ein angeblicher Christenbrief Marc Aurels. Historia. 1968. Bd. XVII. S. 251–256.

Harnack 1894Harnack A, von. Die Quelle der Berichte über das Regenwunder im Feldzuge Marc Aurel’s gegen die Quaden. Sitzungsberichte der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. 1894. Bd. XXXVI. 2. S. 835–882.

Henig 1984 – Henig M. Throne, Altar and Sword: Civilian Religion and the Roman Army in Britain. Military and Civilian in Roman Britain. Cultural Relationships in a Frontier Province. British Archaeological Reports. 136. London, 1984. Pp. 227–248.

Jaczynowska 1990 – Jaczynowska M. Religie świata rzymskiego. Warszawa, 1990.

Jameson 1872 – Jameson E. The History of Our Lord as Exemplified in Works of Art. Vol. 1–2. London, 1872.

Jennings 1997 – Jennings R. Kaysariyya. Encyclopedia of Islam. Vol. IV. Leiden, 1997. Pp. 842–846.

Kučma 1996 – Kučma V. V. Military Service Stratum according to the Strategicon of Maurice. Acts, 18th International Congress of Byzantine Studies. Selected Papers. Vol. 1: History. Shepherdstown, 1996.
Pp. 327–333.

Margaryan 2020 – Margaryan Ye. The Euphrates Frontier in the Byzantine Period. Undergoing the New Reality. On the Borders of World-Systems: Contact Zones in Ancient and Modern Times. Ed. by Ye. Margaryan. Oxford, 2020. Pp. 6–58.

Pastoureau 2008Pastoureau M. Black: The History of a Color. Princeton, 2008.

Pertusi 1974 – Pertusi A. Essay Tra storia e leggenda: akrítai e ghâzi sulla frontiera orientale di Bisanzio. Actes du XIVe Congrès International des études byzantines. Pt. 1. 1974. Pp. 237–283.

Ramsay 1896 – Ramsay W. M. Cornelius and the Italic Cohort. Expositor. 1896. Vol. 4. Pp. 194–201.

Schlumberger 1890 – Schlumberger G. Un empereur byzantin au dixième siècle, Nicéphore Phocas. Paris, 1890.

Solway 1991Solway P. Roman Britain. Oxford, 1982.

Speidel 2005 – Speidel M. P. Die Thebäische Legion und das spaetroemische Heer. Mauritius und die Thebäische Legion: Akten des internationalen Kolloquiums. Fribourg, 2005. S. 43–46.

Stoll 2007 – Stoll O. The Religion of the Army: A Complex “System”.
A Companion to the Roman Army. Oxford, 2007. Pp. 451–476.

Tudor 1969–1976 – Tudor D. Corpus monumentorum religionis equitum danuvinorum. T. 1–2. Leiden, 1969–1976.

Van Berchem 1956 – Van Berchem D. La martyre de la Légion Thébaine. Essai sur la formation d’une légende. Basel, 1956.

Whitby 2007 – Whitby M. Outsiders. Army and Society in the Late Roman World: A Context for Decline? A Companion to the Roman Army. Oxford, 2007. Pp. 519–521.

Woods 1994 – Woods D. The Origin of the Legend of Maurice and the Theban Legion. Journal of Ecclesiastical History. 1994. Vol. 45. Is. 3. Pp. 385–395.

Wypustek-Krzyzowski 1995 – Wypustek-Krzyzowski A. Chrzescjane a armia rzymska. “De corona militis” Tertuliana. Pod znakami Aresa i Marsa. Red. E. Dabrowa. Krakow, 1995. S. 137–151.

Сведения об авторе

Ерванд Грантович Маргарян
доктор исторических наук, профессор,
зав. кафедрой всемирной истории и зарубежного регионоведения
Российско-Армянский университет
Армения, 0019, Ереван, пр-т Маршала Баграмяна, 24
E-mail: ervand.margaryan@rau.am

Для цитирования:
Маргарян Е. Г. Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (1). Приевфратская пограничная зона и христианство // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 39–57. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-39-57

Опубликован
2022-06-29
Раздел
Статьи
Просмотров
317
Скачиваний
126