Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции

Ключевые слова: иконография античных философов, православные церкви, средневековая религиозная живопись, визуальный образ, эстетика личности, визуальная / философская антропология, теология, Россия XV–XVII вв.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению истоков зарождения и причин распространения в православных церквях иконографии античных философов. Эта проблема до сих пор, к сожалению, не получила должного к себе внимания ни в европейской научной литературе, ни тем более в отечественной, а там, где она всё-таки исследуется (в основном фрагментарно и не целенаправленно), она сводится в основном к истории искусства. Автор статьи считает, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, находясь в горизонте внимания таких областей современного гуманитарного знания, как визуальная и философская антропология, визуальная теология и эстетика, история и философия культуры и религии. Обращение к православным истокам может раскрыть антропологическую, теологическую, историко-культурную глубину визуального образа. Например, именно эстетика, мистика и онтология образа Христа формирует визуальный персонализм эстетики человеческого образа в православной культуре. Поэтому внимательно анализируется визуальный образ человека вообще и философа в частности в христианстве, его специфика (по сравнению с пластичным образом античности), место распространения, отличие монументальной фресковой и мозаичной живописи от икон и т. д. Автор выделяет несколько причин зарождения и распространения образов античных философов: во-первых, влияние древнегреческой традиции, в которой созерцание и созерцаемый образ имели неоспоримое онтологическое значение; во-вторых, общехристианское и в первую очередь православное понимание образа как эстетической манифестации бытия изображаемого, с которым необходима личностная визуальная коммуникация, способная преображать человека; в-третьих, диалог культур – прежде всего православной и древнегреческой, восточно-христианской и западно-христианской, византийской и русской, – являющийся двигателем распространения иконографических художественных новаций; в четвёртых, влияние разнообразных письменных источников (таких как предание о крещении костей Платона или «Пророчества еллинских мудрецов»), которые зачастую напрямую определяли специфику и структуру визуально-нарративного образа античных философов; наконец, в-пятых, разного рода историко-культурные и религиозные события (например, взятие Константинополя в 1204 и 1453 гг., распространение новгородской-московской ереси «жидовствующих» в XV–XVII вв. и т. п.). Все эти причины автор пытается рассмотреть, чтобы представить читателю широкий культурный контекст и богатую, крайне интересную и важную визуальную традицию изображения античных философов в православных храмах. Касаясь проявления этой традиции в Византии, Сербии, Болгарии, Румынии, автор всё же подробней останавливается на том, как были представлены образы античных философов в русской средневековой церковной иконографии. Для этого он обращается как к московским храмам (Благовещенскому и Успенскому соборам в Кремле, собору Новоспасского монастыря, Троицкой церкви в Останкино), так и церквям Новгорода и Новгородской области. Очевидно, что такое исследование позволяет по-новому посмотреть на образ человека в религиозном искусстве, историю осмысления человека в философии и религии, лучше понимать сложные современные процессы визуализации мира.

Биография автора

Д. Ю. Дорофеев, Санкт-Петербургский горный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-70-94

Д. Ю. Дорофеев
Санкт-Петербургский горный университет, Россия
dandorof@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1583-4545

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению истоков зарождения и причин распространения в православных церквях иконографии античных философов. Эта проблема до сих пор, к сожалению, не получила должного к себе внимания ни в европейской научной литературе, ни тем более в отечественной, а там, где она всё-таки исследуется (в основном фрагментарно и не целенаправленно), она сводится в основном к истории искусства. Автор статьи считает, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, находясь в горизонте внимания таких областей современного гуманитарного знания, как визуальная и философская антропология, визуальная теология и эстетика, история и философия культуры и религии. Обращение к православным истокам может раскрыть антропологическую, теологическую, историко-культурную глубину визуального образа. Например, именно эстетика, мистика и онтология образа Христа формирует визуальный персонализм эстетики человеческого образа в православной культуре. Поэтому внимательно анализируется визуальный образ человека вообще и философа в частности в христианстве, его специфика (по сравнению с пластичным образом античности), место распространения, отличие монументальной фресковой и мозаичной живописи от икон и т. д. Автор выделяет несколько причин зарождения и распространения образов античных философов: во-первых, влияние древнегреческой традиции, в которой созерцание и созерцаемый образ имели неоспоримое онтологическое значение; во-вторых, общехристианское и в первую очередь православное понимание образа как эстетической манифестации бытия изображаемого, с которым необходима личностная визуальная коммуникация, способная преображать человека; в-третьих, диалог культур – прежде всего православной и древнегреческой, восточно-христианской и западно-христианской, византийской и русской, – являющийся двигателем распространения иконографических художественных новаций; в четвёртых, влияние разнообразных письменных источников (таких как предание о крещении костей Платона или «Пророчества еллинских мудрецов»), которые зачастую напрямую определяли специфику и структуру визуально-нарративного образа античных философов; наконец, в-пятых, разного рода историко-культурные и религиозные события (например, взятие Константинополя в 1204 и 1453 гг., распространение новгородской-московской ереси «жидовствующих» в XV–XVII вв. и т. п.). Все эти причины автор пытается рассмотреть, чтобы представить читателю широкий культурный контекст и богатую, крайне интересную и важную визуальную традицию изображения античных философов в православных храмах. Касаясь проявления этой традиции в Византии, Сербии, Болгарии, Румынии, автор всё же подробней останавливается на том, как были представлены образы античных философов в русской средневековой церковной иконографии. Для этого он обращается как к московским храмам (Благовещенскому и Успенскому соборам в Кремле, собору Новоспасского монастыря, Троицкой церкви в Останкино), так и церквям Новгорода и Новгородской области. Очевидно, что такое исследование позволяет по-новому посмотреть на образ человека в религиозном искусстве, историю осмысления человека в философии и религии, лучше понимать сложные современные процессы визуализации мира.

Ключевые слова: иконография античных философов, православные церкви, средневековая религиозная живопись, визуальный образ, эстетика личности, визуальная / философская антропология, теология, Россия XV–XVII вв.

Библиография

Аванесов 2019 – Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 13–44.

Бобров 1995 – Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Санкт-Петербург, 1995.

Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Том 1. Санкт-Петербург, 1861.

Гегель 2001 – Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Том 2.
Санкт-Петербург, 2001.

Деревенский 2016 – Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. Санкт-Петербург, 2016.

Дорофеев 2018 – Дорофеев Д. Ю. Образ и личность: визуальные основы персонализма и образования в истории понятия // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса.
Санкт-Петербург, 2018. С. 720–729.

Дорофеев 2019 – Дорофеев Д. Ю. Образ и Первообраз: богословие Вл. Лосского и его значение для современной философской антропологии и эстетики // Бог и человек в учении Владимира Лосского. Том II / Под редакцией
М. А. Манойловой, О. Э. Душина. Псков, 2019. С. 49–80.

Дорофеев и др. 2017 – Дорофеев Д. Ю., Савчук В. В., Светлов Р. В. Иконография античных философов: история и антропология образов. Санкт-Петербург, 2017.

Дуйчев 1978 – Дуйчев И. С. Древноезически мислители и писатели в старата българска живопис. София, 1978.

Зизиулас 2006 – Зизиулас И. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. Москва, 2006.

Зотов и др. 2018 – Зотов С., Майзульс М., Харман Д. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Москва, 2018.

Зубов 1963 – Зубов В. П. Аристотель. Москва, 1963.

Игнатий 2010 – Игнатий, архиеп. Воронежский. Об иконе
св. Софии в новгородском Софийском соборе // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 138–161.

Казакова 1961 – Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Том XVII. Ленинград, Москва, 1961. С. 358–368.

Качалова 1995 – Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора московского Кремля // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. Санкт-Петербург, 1995. С. 411–437.

Киприан 1996 – Киприан (Керн), архим. Антропология
св. Григория Паламы. Москва, 1996.

Лихачёв 1970 – Лихачёв Д. С. Человек в литературе Древней Руси. Москва, 1970.

Лосский 2009 – Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. Москва, 2009.

Мейендорф 2014 – Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. Москва, 2014.

Мирошниченко 2012 – Мирошниченко Е. И. Платон и платонизм в древнерусской литературе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Том 10. Вып. 1. С. 129–136.

Муравьёв 1990 – Муравьёв А. Н. Путешествия по святым местам русским. Москва, 1990.

Николаева и др. 2019 – Николаева Ж. В., Рыбас А. Е., Савчук В. В. Феофан Грек – зело хитрый философ: триография. Санкт-Петербург, 2019.

Окунев 1936 – Окунев Н. Л. Арилье. Памятник сербского искусства XIII века // Seminarium Kondakovianum. Вып. VIII. Прага, 1936.
С. 221–258.

Попова 2006 – Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики. Фрески. Иконы. Москва, 2006. С. 9–65.

Раевская 2011 – Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. Санкт-Петербург, 2011.

Салько 1982 – Салько Н. Б. Древнерусское искусство XI–XIII вв. Мозаики. Фрески. Иконы. Ленинград, 1982.

Сергеев 1985 – Сергеев В. Н. О надписях к изображениям «еллинских мудрецов» // Труды отдела древнерусской литературы. Том XXXVIII. Москва, Ленинград, 1985. C. 326–331.

Толстой 1888 – Толстой М. Святыни и древности Великого Новгорода. Москва, 1888.

Успенский 2008 – Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Москва, 2008.

Фестюжьер 2009 – Фестюжьер А-Ж. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону / Пер. с фр. А. С. Гагонина. Санкт-Петербург, 2009.

Чумакова 2004 – Чумакова Т. В. К вопросу о рецепции Аристотеля в древнерусской культуре // Вече. Альманах русской философии и культуры. 2004. № 16. С. 243–256.

Шахматов 1930 – Шахматов М. В. Платон в Древней Руси // Записки русского исторического общества в Праге. Кн. 2. Прага, 1930. С. 49–70.

Шенк 2007 – Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество / Пер. с англ. С. Бабкиной. Москва, 2007.

Шпидлик 2013 – Шпидлик Т. Молитва согласно преданию Восточной церкви / Пер. с итал. Н. Костомаровой. Москва, 2013.

Djurić 2006 – Djurić B. Plato, Plutarch and the Sibyl in the Fresco Decoration of the Episcopal Church of the Virgin Ljeviska in Prizren. Byzantine Narrative. Papers in Honour of Roger Scott. Ed. by J. Burke et al. Melbourne, 2006. P. 274–283.

Σπετσιέρης 1963–1964 – Σπετσιέρης Κ. Εικόνες Ελλήνων φιλοσόφων εις Εκκλησίας. Επιστημονική Επετηρίς της Φιλοσοφικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών. 14.  Αθήνα, 1963–1964.

Σπετσιέρης 1975 – Σπετσιέρης Κ. Εικόνες Ελλήνων φιλοσόφων εις Εκκλησίας: Συμπληρωματικά στοιχεία. Επιστημονική Επετηρίς της Φιλοσοφικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών. 24. Αθήνα, 1975.

Сведения об авторе

Даниил Юрьевич Дорофеев
доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Санкт-Петербургский горный университет.
21-я линия Васильевского острова 2, Санкт-Петербург,
Россия, 199106
E-mail: dandorof@rambler.ru

Для цитирования:
Дорофеев Д. Ю. Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 70–94.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-70-94

Опубликован
2020-12-25
Раздел
Статьи
Просмотров
399
Скачиваний
322