Революционная архитектура русского авангарда в формате ценностно-цивилизационной традиции (В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов)

Ключевые слова: В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов, архитектурный проект, «Башня Татлина», «Красный павильон», Дом Наркомтяжпрома, Москва, Красная площадь, цивилизационно-ценностный формат, культурные традиции, иконография, архитектура

Аннотация

В архитектурных произведениях лидеров Русского авангарда самые острые новаторские предложения развёрнуты без нарушения рамок исторически сложившегося ценностно-цивилизационного формата. Особенно ярко это отражено в известном проекте башни архитектора В. Татлина (1919), в проекте «Красного павильона» в Париже архитектора К. Мельникова (1925) и особенно – в конкурсных проектах здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности (НКТП) на Красной площади архитекторов Константина Мельникова и Ивана Леонидова (1934). Ведомые глубинными традиционными представлениями, авторы стремились одухотворить новостройку НКТП на главной площади страны. Развивая многовековую тему столичной архитектуры – идею единения и спасения мiра, – авангардисты ХХ века воплотили её заново, в иных масштабах и новыми средствами.

Биография автора

М. Н. Гурари , Союз московских архитекторов

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-277-292

М. Н. Гурари
Союз московских архитекторов, Россия
losin3@yandex.ru
ORCID
: https://orcid.org/0000-0001-7613-2745

Аннотация
В архитектурных произведениях лидеров Русского авангарда самые острые новаторские предложения развёрнуты без нарушения рамок исторически сложившегося ценностно-цивилизационного формата. Особенно ярко это отражено в известном проекте башни архитектора В. Татлина (1919),
в проекте «Красного павильона» в Париже архитектора
К. Мельникова (1925) и особенно – в конкурсных проектах здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности (НКТП) на Красной площади архитекторов Константина Мельникова и Ивана Леонидова (1934). Ведомые глубинными традиционными представлениями, авторы стремились одухотворить новостройку НКТП на главной площади страны. Развивая многовековую тему столичной архитектуры – идею единения и спасения мiра, – авангардисты ХХ века воплотили её заново, в иных масштабах и новыми средствами.

Ключевые слова: В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов, архитектурный проект, «Башня Татлина», «Красный павильон», Дом Наркомтяжпрома, Москва, Красная площадь, цивилизационно-ценностный формат, культурные традиции, иконография, архитектура

Библиография

Александров, Хан-Магомедов 1971 – Александров П. Н., Хан-Магомедов С. О. Иван Леонидов. Москва, 1971.

Бердяев 1990 – Бердяев Н. А. Судьба России. Москва, 1990.

Бердяев 1997 – Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. Москва, 1997.

Бродский 1966 – Бродский Б. В. Художник, город, человек. Москва, 1966.

Брунов 1988 – Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Москва, 1988.

Гурари 2010 – Гурари М. Н. Объекты Леонидова в пространстве Москвы // Проект Россия. 2010. № 4 (58). С. 201–204.

Гурари 2011 – Гурари М. Н. Изба: уроки ремесла. Традиции деревянного зодчества как профессиональный опыт архитектора // Архитектура и строительство России. 2011. № 9.
С. 28–35.

Гурари, Григорьева 2012 – Гурари М., Григорьева Н. Москва между прошлым и будущим: на перепутье цивилизаций // Архитектура и строительство России. 2012. № 8. С. 2–12.

Гурари, Григорьева 2014 – Гурари М., Григорьева Н. Градостроительство как искусство приумножения. О развитии парковых территорий Москвы в ХХ веке // Архитектура и строительство России. 2014. № 2. С. 10–17.

Душенко 2018 – Душенко К. В. Красное и белое. Из истории политического языка. Москва, 2018.

Есенин 2005 – Есенин С. А. Ключи Марии // Полное собрание сочинений. Том 5. Москва, 2005. С. 186–213.

Забелин 1873 – Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Часть II. Москва, 1873.

Зитте 1993 – Зитте К. Художественные основы градостроительства / Пер. с нем. Я. А. Крастиньша. Москва, 1993.

Казин 2015 – Казин А. Л. Князь Владимир и XXI век // Литературная газета. 29.07.2015. № 31 (6519). С. 9.

Леонидов 2002 – Леонидов А. И. Беседы с О. Адамовым // Иван Леонидов. Начало ХХ – начало ХХI веков. Москва, 2002.

Мильчик 1971 – Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Ленинград, 1971.

Пунин 1920 – Пунин Н. Памятник ІІІ Интернационала. Проект художника В. Е. Татлина. Петербург, 1920.

Раушенбах 1993 – Раушенбах Б. В. Логика троичности // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 62–70.

Тростников 2015 – Тростников В. Н. Между «Капиталом» и Евангелием // Литературная газета. 12–18.11.2015.
№ 44–45 (6531). С. 13.

Флоренский 1996 – Флоренский П. А. Иконостас // Сочинения. Том 2. Москва, 1996. С. 419–526.

Хан-Магомедов 1990 – Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. Москва, 1990.

Le Corbusier 1933 – Le Corbusier. Défence de l’architecture. L’Architecture d’Aujourd’hui. 1933. 10. Pp. 58–60.

Сведения об авторе

Марк Натанович Гурари
заместитель председателя
Совета по градостроительному развитию и сохранению исторической среды
Союз московских архитекторов
Российская Федерация, 123001, Москва, пер. Гранатный, 7, стр. 1
E-mail: losin3@yandex.ru

Для цитирования:
Гурари М. Н. Революционная архитектура русского авангарда в формате ценностно-цивилизационной традиции (В. Татлин, К. Мельников, И. Леонидов) // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 277–292. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-277-292

Опубликован
2022-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
377
Скачиваний
135