Орнаменты в монументальной живописи Великого Новгорода XII века

Ключевые слова: искусство Великого Новгорода, монументальная живопись XII века, новгородские орнаменты XII века, древнерусские орнаменты, храмовая роспись, христианское ис-кусство, мотив виноградной лозы

Аннотация

Несмотря на определённую степень изученности монументальной живописи Новгорода в целом, тема орнаментальной росписи новгородских храмов XII в. не становилась предметом отдельного научного исследования по ряду причин: фрагментарная сохранность живописи, второстепенность орнаментальных композиций в общем сакральном пространстве православного храма. Между тем орнаменты исполняют важную роль в живописной системе храма с точки зрения семантической и композиционной значимости. Цель данной статьи – предварительная оценка характера орнаментальной росписи новгородских храмов XII в. В ходе исследования собран и проанализирован материал по монументальной живописи шести доступных для изучения памятников: Софийского кафедрального собора, Николо-Дворищенского собора, Георгиевского собора в Свято-Юрьевском монастыре, собора Рождества Пресвятой Богородице в Антониевом монастыре, церкви Спаса на Нередице и церкви Благовещения в Аркажах. Существенным препятствием для изучения орнаментов является фрагментарная сохранность или полная утрата живописи некоторых памятников. По этой причине была проведена графическая реконструкции утрат, выявлены точные линейные очертания орнаментальных композиций, что позволяет ввести в научный оборот новые данные. Применение типологического, сравнительно-исторического и историко-системного методов искусствоведческого исследования позволило определить сорок восемь видов орнаментов XII в. растительного, линейно-растительного, геометрического (в том числе городчатого) и куфического типов. Из них сорок три вида орнаментов имеют характер растительного или линейно-растительного типов с преимущественным мотивом виноградной лозы – наиболее распространённого символа в христианском искусстве. Орнаменты куфического и городчатого типа выявлены только в одном памятнике – соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре – и представляют интерес для отдельного исследования.

Биография автора

М. Г. Околович, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-256-269

М. Г. Околович
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
mariokolovi4@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0562-1397

В. A. Шинтякова
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
sintakovaviktoria@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6187-9299

Аннотация
Несмотря на определённую степень изученности монументальной живописи Новгорода в целом, тема орнаментальной росписи новгородских храмов XII в. не становилась предметом отдельного научного исследования по ряду причин: фрагментарная сохранность живописи, второстепенность орнаментальных композиций в общем сакральном пространстве православного храма. Между тем орнаменты исполняют важную роль в живописной системе храма с точки зрения семантической и композиционной значимости. Цель данной статьи – предварительная оценка характера орнаментальной росписи новгородских храмов XII в.
В ходе исследования собран и проанализирован материал по монументальной живописи шести доступных для изучения памятников: Софийского кафедрального собора, Николо-Дворищенского собора, Георгиевского собора в Свято-Юрьевском монастыре, собора Рождества Пресвятой Богородице в Антониевом монастыре, церкви Спаса на Нередице и церкви Благовещения в Аркажах. Существенным препятствием для изучения орнаментов является фрагментарная сохранность или полная утрата живописи некоторых памятников. По этой причине была проведена графическая реконструкции утрат, выявлены точные линейные очертания орнаментальных композиций, что позволяет ввести в научный оборот новые данные. Применение типологического, сравнительно-исторического и историко-системного методов искусствоведческого исследования позволило определить сорок восемь видов орнаментов XII в. растительного, линейно-растительного, геометрического (в том числе городчатого) и куфического типов. Из них сорок три вида орнаментов имеют характер растительного или линейно-растительного типов с преимущественным мотивом виноградной лозы – наиболее распространённого символа в христианском искусстве. Орнаменты куфического и городчатого типа выявлены только в одном памятнике – соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре – и представляют интерес для отдельного исследования.

Ключевые слова: искусство Великого Новгорода, монументальная живопись XII века, новгородские орнаменты
XII века, древнерусские орнаменты, храмовая роспись, христианское искусство, мотив виноградной лозы

Библиография

Геров 2019 – Геров Г. П. Церковь Благовещения на Мячине. Великий Новгород, 2019.

Лифшиц и др. 2004 – Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века. Санкт-Петербург, 2004.

Орлова 1997 – Орлова М. А. Орнамент и декоративные приёмы в росписи Спаса на Ильине улице в Новгороде // Византия. Русь. Западная Европа: искусство и культура. Санкт-Петербург, 1997.
С. 28.

Орлова 2012 – Орлова М. А. Орнамент и другие элементы декоративного убранства в живописи середины 1120-х – начала 1160-х годов // История русского искусства. Том 2. Часть 1: Искусство 20–60-х годов XII века. Москва, 2012. С. 336–411.

Пивоварова 2002 – Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. Санкт-Петербург, 2002.

Сарабьянов 2002 – Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. Москва, 2002.

Сарабьянов 2012 – Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х – начала 1160-х годов // История русского искусства. Том 2. Часть 1: Искусство 20–60-х годов XII века. Москва, 2012. С. 158–335.

Сарабьянов, Смирнова 2007 – Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. Москва, 2007.

Секретарь 2019 – Секретарь Л. А. Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря. Великий Новгород, 2019.

Царевская 2019 – Царевская Т. Ю. Церковь Спаса преображения на Нередице. Великий Новгород, 2019.

Сведения об авторах

Марина Геннадьевна Околович
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры технологического и художественного образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: mariokolovi4@mail.ru

Виктория Александровна Шинтякова
студент кафедры технологического и художественного образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: sintakovaviktoria@gmail.com

Для цитирования:
Околович М. Г., Шинтякова В. А. Орнаменты в монументальной живописи Великого Новгорода XII века // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 256–269. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-256-269

Опубликован
2022-12-26
Раздел
Статьи
Просмотров
504
Скачиваний
197