Эонотопос юродства

Ключевые слова: эонотопос, визионерство, юродивый Христа ради, икона юродивого, похабы, иеротопия, средневековый город, тавматургия места

Аннотация

В статье исследуется вопрос о взаимосвязях между активностью городских блаженных и структурой городского пространства. Ходившие по улицам древнерусских городов, совершающие ежедневные обходы сакральных мест, кочующие по особенно значимым местам средневекового полиса, молящиеся в храмах и церквах, служившие молитвы у природных святынь, творящие похабские спектакли «на миру», разыгрывающие простолюдинов на торговых площадях и богатых в их дворцах, направляющие людскую боль в русло смирения и успокоения, – именно они, юродивые Христа ради, являлись камертоном совести, моральными маяками общего жизненного устоя православной Руси. Житийная литература и народные предания сохранили упоминания о тех местах, которые юродивые посещали особенно часто, где могли жить и молиться, где произошли знаковые встречи, где пророчествовали и смирялись, где упокоились. Эти топосы вошли в организм города и обозначены в исторической памяти как сакральные пространства, заключающие в себе сильную молитвенную составляющую. Зачастую при сложении иконографического типа святого юродивого эти архитектурно-ландшафтные локусы становились символами святого и сопутствовали его атрибуции. Особенно актуальна эта проблема для формирования иконописного канона местночтимых юродивых. В статье ставится вопрос о признании отдельных городских пространств эонотопосами, топографической иконой визионерства. Особое внимание уделено новгородским святым, совершавшим подвиг юродства, – Николаю Кочанову, Феодору Новгородскому, Михаилу Клопскому, Арсению Новгородскому. Память о сакральных топосах как местах вечности сохраняется в народной памяти до настоящего времени и служит основой для формирования локальной идентичности и её репрезентации в иконографии.

Биография автора

О. А. Туминская, Государственный Русский музей

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-99-110

О. А. Туминская
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
olgmorgun@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0160-8299

Аннотация
В статье исследуется вопрос о взаимосвязях между активностью городских блаженных и структурой городского пространства. Ходившие по улицам древнерусских городов, совершающие ежедневные обходы сакральных мест, кочующие по особенно значимым местам средневекового полиса, молящиеся в храмах и церквах, служившие молитвы у природных святынь, творящие похабские спектакли «на миру», разыгрывающие простолюдинов на торговых площадях и богатых в их дворцах, направляющие людскую боль в русло смирения и успокоения, – именно они, юродивые Христа ради, являлись камертоном совести, моральными маяками общего жизненного устоя православной Руси. Житийная литература и народные предания сохранили упоминания о тех местах, которые юродивые посещали особенно часто, где могли жить и молиться, где произошли знаковые встречи, где пророчествовали и смирялись, где упокоились. Эти топосы вошли в организм города и обозначены в исторической памяти как сакральные пространства, заключающие в себе сильную молитвенную составляющую. Зачастую при сложении иконографического типа святого юродивого эти архитектурно-ландшафтные локусы становились символами святого и сопутствовали его атрибуции. Особенно актуальна эта проблема для формирования иконописного канона местночтимых юродивых. В статье ставится вопрос о признании отдельных городских пространств эонотопосами, топографической иконой визионерства. Особое внимание уделено новгородским святым, совершавшим подвиг юродства, – Николаю Кочанову, Феодору Новгородскому, Михаилу Клопскому, Арсению Новгородскому. Память о сакральных топосах как местах вечности сохраняется в народной памяти до настоящего времени и служит основой для формирования локальной идентичности и её репрезентации в иконографии.

Ключевые слова: эонотопос, визионерство, юродивый Христа ради, икона юродивого, похабы, иеротопия, средневековый город, тавматургия места

Библиография

Бондаренко 2002 – Бондаренко И. А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы. Москва, 2002.

Васильев 1893 – Васильев В. История канонизации русских святых. Москва, 1893.

Голубинский 1881 – Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Москва, 1881.

Жизнеописания 1992 – Жизнеописания святых русской церкви. Москва, 1992.

Иванов 1994 – Иванов С. А. Византийское юродство. Москва, 1994.

Каргер 1980 – Каргер М. К. Новгород. Ленинград, 1980.

Ковалевский 1991 – Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви. Исторический очерк и жития подвижников благочестия. Москва, 1991.

Краснянский 1895 – Краснянский Г. Д. Краткие сведения в порядке месяцеслова о святых угодниках божиих и чудотворных иконах г. Новгорода, его окрестностей и всей вообще Новгородской епархии. Рига, 1895.

Кушнир 1982 – Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. Ленинград, 1982.

Лебедев 1995 – Лебедев Лев, прот. Москва патриаршая. Москва, 1995.

Лепахин 2007 – Лепахин В. В. Иконология и иконичность // Икона и образ, иконичность и словесность. Москва, 2007. С. 129–164.

Лидов 2009 – Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2009.

Минея 1996 – Минея служебная. Москва, 1996.

Николай Кочанов – Житие святого блаженного Христа ради Юродивого Николая Кочанова Новгородского чудотворца // РНБ. Отдел рукописей. Собр. Тиханова. № 728. XIX в. Л. 2 (об) – 6.

Орлов 1965 – Орлов С. Н. К топографии новгородских городских концов // Советская археология. 1965. № 2. С. 92–103.

Прокопий 1893 – Житие преподобного Прокопия Устюжского. Санкт-Петербург, 1893.

Словарь 1991 – Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. Москва, 1991.

Терешкина 2021 – Терешкина Д. Б. Новгородская житийная литература: текст и образ // Визуальная теология. 2021. № 1 (4).
С. 85–104.

Туминская 2012 – Туминская О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города // Известия РГПУ
им. А. И. Герцена. 2012. № 146. С. 137–144.

Федотов 1994 – Федотов Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. Санкт-Петербург, 1994.

Сведения об авторе

Ольга Анатольевна Туминская
доктор искусствоведения,
зав. сектором эстетического воспитания, методический отдел
Государственный Русский музей
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург,
ул. Инженерная, 4
E-mail: olgmorgun@yandex.ru

Для цитирования:
Туминская О. А. Эонотопос юродства // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 99–110. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-99-110

Опубликован
2022-06-29
Раздел
Статьи
Просмотров
238
Скачиваний
117