ОБРАЗНОСТЬ КАК ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ДВУХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В РАННЕХРИСТИАНСКИХ ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛЯХ МИРОЗДАНИЯ

  • Л. С. Стефанова Софийский университет им. Св. Климента Охридского
Ключевые слова: абстрактное образное мышление, геометрические модели, христианская мозаика, христианский храм, начало, процесс, центр, спираль, Единое, множественность, концентрические взаимодействия.

Аннотация

Проблема интерпретации образного мышления ранних христианских писателей и художников связана с анализом и пониманием того, как они выражают сложные богословские идеи, сформировавшиеся в первые века зарождения христианской философии. В христианском мышлении идея связи Божественного с человеком воплощается посредством образов. Это основа не только богатого метафорического и аллегорического словесного выражения, но и визуальной интерпретации той же идеи в искусстве. В этом исследовании внимание автора сосредоточено по преимуществу на абстрактных геометрических формах в мозаиках ранних христианских храмов. Его цель, прежде всего, показать, что некоторые композиции использовались не только как декоративные элементы в убранстве храма, но были наполнены более глубоким, философским содержанием. Одним из самых ранних примеров композиций с ярко выраженным трансцендентным характером являются частично сохранившиеся мозаики IV века в Большой епископальной базилике в Пловдиве (Болгария). Сравнение текстов из ранних христианских трактатов с некоторыми типами композиций позволяет проанализировать процесс восприятия, осмысления и визуализации этих мыслительных моделей в общей изобразительной структуре христианской иконографии. Геометрические узоры раскрывают связь с универсальными идеями творения в трудах христианских мыслителей первых веков. Таким образом, эти труды стали основой для развития теоцентрических композиций в христианском храме и определили новую, метафизическую перспективу его внутреннего пространства.

Биография автора

Л. С. Стефанова, Софийский университет им. Св. Климента Охридского

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-86-102

Л. С. Стефанова
Софийский университет им. Св. Климента Охридского, Болгария
lubastefanovalands@gmail.com
ORCID

Аннотация
Проблема интерпретации образного мышления ранних христианских писателей и художников связана с анализом и пониманием того, как они выражают сложные богословские идеи, сформировавшиеся в первые века зарождения христианской философии. В христианском мышлении идея связи Божественного с человеком воплощается посредством образов. Это основа не только богатого метафорического и аллегорического словесного выражения, но и визуальной интерпретации той же идеи в искусстве. В этом исследовании внимание автора сосредоточено по преимуществу на абстрактных геометрических формах в мозаиках ранних христианских храмов. Его цель, прежде всего, показать, что некоторые композиции использовались не только как декоративные элементы в убранстве храма, но были наполнены более глубоким, философским содержанием. Одним из самых ранних примеров композиций с ярко выраженным трансцендентным характером являются частично сохранившиеся мозаики IV века в Большой епископальной базилике в Пловдиве (Болгария). Сравнение текстов из ранних христианских трактатов с некоторыми типами композиций позволяет проанализировать процесс восприятия, осмысления и визуализации этих мыслительных моделей в общей изобразительной структуре христианской иконографии. Геометрические узоры раскрывают связь с универсальными идеями творения в трудах христианских мыслителей первых веков. Таким образом, эти труды стали основой для развития теоцентрических композиций в христианском храме и определили новую, метафизическую перспективу его внутреннего пространства.

Ключевые слова: абстрактное образное мышление, геометрические модели, христианская мозаика, христианский храм, начало, процесс, центр, спираль, Единое, множественность, концентрические взаимодействия

Библиография

Ареопагит 1999 – Ареопагит Псевдо-Дионисий. За Божествените имена / Пер. с гр. на болг. Л. Денковой. София, 1999.

Ареопагит 2001 – Ареопагит Псевдо-Дионисий. За Небесната Йерархия. За Църковната Йерархия / Пер. с гр. на болг.
И. Христова. София, 2001.

Афанасий 1902 – Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Часть 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 191–264.

Каприев 2011 – Каприев Г. Византийска философия. София, 2011.

Курдыбайло 2018 – Курдыбайло Д. С., Курдыбайло И. П. О влиянии Прокла на диалектику имени и именования в Ареопагитическом трактате «О Божественных именах» // Соловьëвские исследования. 2018. Вып. 4 (60). С. 90–108.

Лидов 2009 – Лидов А. М. Иероиопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в Византийской культуре. Москва, 2009.

Лидов 2011 – Лидов А. М. Вращающийся храм. Иконическое как перформативное в пространственных иконах Византии // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Москва, 2011. С. 27–51.

Лоски 2013 – Лоски В. Очерк върху мистическото богословие на Източната църква / Пер. с фр. на болг. Е. Крумовой. София, 2013.

Максим 2002 – Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования / Пер. с греч. Г. Прохорова. Санкт-Петербург, 2002.

Плотин 2005 – Плотин. Енеады III 8, 10 / Пер. с греч. на болг.
Ц. Бояджиева. София, 2005.

Петров 2010 – Петров В. В. «Возводящие лучи Блага»: Солнце в позднеантичнем платонизме и в «Ареопагитском корпусе» // Историко-философский ежегодник. 2009. Москва, 2010. С. 85–112.

Успенский 1996 – Успенский Б. Избранные труды. Том 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. Москва, 1996.

Цоневски 2008 – Цоневски И. Патрология. Живот, съчинения и учения на църковните отци, учители и писатели. Т. 1. София, 2008.

Сведения об авторе

Любомира Стефанова
доктор христианской философии богословского факультета.
Софийский университет им. Св. Климента Охридского.
Пл. “Света Неделя“ 19, София 1000, Болгария
E-mail: lubastefanovalands@gmail.com

Для цитирования:
Стефанова Л. С. Образность как пересечение двух реальностей в раннехристианских философских моделях мироздания // Визуальная теология. 2021. № 2. С. 86–102.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-86-102

Опубликован
2021-12-24
Раздел
Статьи