ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ИНТЕРЬЕРЕ И ЭКСТЕРЬЕРЕ ЕРЕВАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

  • Т. С. Симян
Ключевые слова: семиотика университетского пространства, семиозис пространства, хачкар, посох-крест, та-инства церкви, Древо Познания, Мировое Древо, Древо Жизни.

Аннотация

Статья посвящена анализу университетского пространства. В качестве эмпирического материала автор рассматривает интерьер и экстерьер теологического факультета Ереванского государственного университета (ЕГУ). Исследование представляет собой вариант культурно-семиотического дискурса университетского пространства, то есть является частью анализа Ереванского городского текста. Цель данного исследования заключается в детальном описании культурных и религиозных артефактов интерьерного и экстерьерного пространства ЕГУ. Методологической основой статьи послужил семиотический метаязык. В статье обосновывается следующий тезис: культурные и религиозные артефакты университетского пространства являются средством визуализации основных христианских ценностей, истории основания первопрестольного собора св. Эчмиадзина, дидактизации и мультипликации церковного и культурного наследия, а также имплицитной проповедью церковного учения. В статье коротко описывается история основания факультета, анализируются символические особенности двух хачкаров, одного барельефа и скульптурного изображения расцветшего посоха-креста, а также «сопровождающие» их тексты. Особое место уделяется основным национальным и транснациональным элементам визуальных текстов, таким как семя, солнце, круг, крест, расцветшие лепестки на кресте, орлы, колосья пшеницы, символы евангелистов, Ноев ковчег, золотой молот, виноградные гроздья, гранаты и т. д. В статье особое место уделяется символике и функциям расцветшего посоха-креста. На сравнительном материале татевского и эчмиадзинского посохов показывается, что установление посоха-креста на территории ЕГУ является ревитализацией армянской средневековой университетской традиции. Анализ эмпирического материала показал, что экстерьер и интерьер теологического факультета становится культурно-семиотическим пространством благодаря таким артефактам как хачкар, барельеф, расцветший посох-крест и т. д. Хачкары указывают на историю создания факультета, фиксируют в памяти грядущих поколений имя основателя факультета. «Локальная» история факультета и «общая» средневековая университетская традиция представляются в контексте трагедии армянского народа – геноцида 1915 года. Через разные визуальные объекты на факультетскую историческую память налагается учение Армянской апостольской церкви (таинства, язык хачкара т. д.). Расцветший посох-крест становится знаком продолжения средневековой армянской университетской традиции, функционирующей благодаря своей тернарной структуре – как Мировое Древо, Древо Познания и Древо Жизни, а с прагматической точки зрения – превращается в дидактический «учебник» по ознакомлению с церковными таинствами и имплицитный визуальный объект проповеди.

Биография автора

Т. С. Симян

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-84-99

Т. С. Симян
Ереванский государственный университет, Армения
tsimyan@ysu.am
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9534-3505

Аннотация
Статья посвящена анализу университетского пространства. В качестве эмпирического материала автор рассматривает интерьер и экстерьер теологического факультета Ереванского государственного университета (ЕГУ). Исследование представляет собой вариант культурно-семиотического дискурса университетского пространства, то есть является частью анализа Ереванского городского текста. Цель данного исследования заключается в детальном описании культурных и религиозных артефактов интерьерного и экстерьерного пространства ЕГУ. Методологической основой статьи послужил семиотический метаязык. В статье обосновывается следующий тезис: культурные и религиозные артефакты университетского пространства являются средством визуализации основных христианских ценностей, истории основания первопрестольного собора св. Эчмиадзина, дидактизации и мультипликации церковного и культурного наследия, а также имплицитной проповедью церковного учения. В статье коротко описывается история основания факультета, анализируются символические особенности двух хачкаров, одного барельефа и скульптурного изображения расцветшего посоха-креста, а также «сопровождающие» их тексты. Особое место уделяется основным национальным и транснациональным элементам визуальных текстов, таким как семя, солнце, круг, крест, расцветшие лепестки на кресте, орлы, колосья пшеницы, символы евангелистов, Ноев ковчег, золотой молот, виноградные гроздья, гранаты и т. д. В статье особое место уделяется символике и функциям расцветшего посоха-креста. На сравнительном материале татевского и эчмиадзинского посохов показывается, что установление посоха-креста на территории ЕГУ является ревитализацией армянской средневековой университетской традиции. Анализ эмпирического материала показал, что экстерьер и интерьер теологического факультета становится культурно-семиотическим пространством благодаря таким артефактам как хачкар, барельеф, расцветший посох-крест и т. д. Хачкары указывают на историю создания факультета, фиксируют в памяти грядущих поколений имя основателя факультета. «Локальная» история факультета и «общая» средневековая университетская традиция представляются в контексте трагедии армянского народа – геноцида 1915 года. Через разные визуальные объекты на факультетскую историческую память налагается учение Армянской апостольской церкви (таинства, язык хачкара т. д.). Расцветший посох-крест становится знаком продолжения средневековой армянской университетской традиции, функционирующей благодаря своей тернарной структуре – как Мировое Древо, Древо Познания и Древо Жизни, а с прагматической точки зрения – превращается в дидактический «учебник» по ознакомлению с церковными таинствами и имплицитный визуальный объект проповеди.

Ключевые слова: семиотика университетского пространства, семиозис пространства, хачкар, посох-крест, таинства церкви, Древо Познания, Мировое Древо, Древо Жизни

Библиография

Абрамян, Мелкумян 2012 – Абрамян. Л., Мелкумян Г. «Сжатые» тексты сувениров и семиотика городского ландшафта // Критика и семиотика. 2012. № 16. С. 48–65.

Аванесов 2019 а – Аванесов С. С. Университет и формирование урбанистической реальности // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268–276.

Аванесов 2019 б – Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 13–43.

Агатангелос 2004 – Агатангелос. История Армении / Пер. с древнеарм., вступ. ст., комм. К. С. Тер-Давтян, С. С. Аревшатяна. Ереван, 2004.

Акопян, Акопян 2015 – Акопян С., Акопян А. Республика Армения. Историческая энциклопедия. Ереван, 2015. (На арм. яз).

Асрацян, Манукян 2002 – Асрацян М., Манукян С. Монастырь Татев // Христианская Армения: Энциклопедия. Ереван, 2002. С. 994–998. (На арм. яз).

Симян 2020 – Симян Т. С. Интерьерное и экстерьерное пространство Ереванского государственного университета: опыт семиотического описания // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1 (23). С. 104–120.

Степанян 2008 – Степанян Н. Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении // Историко-филологический журнал. 2008. № 2. С. 210–229.

Токарев 1991 – Мифы народов мира: Энциклопедия. Том 1 / Под ред. С. А. Токарева. Москва, 1991.

Сведения об авторе

Тигран Сержикович Симян
доктор филологических наук,
профессор кафедры зарубежной литературы.
Ереванский государственный университет.
Ул. Алека Манукяна 1, Ереван, Армения, 0025
E-mail: tsimyan@ysu.am

Для цитирования:
Симян Т. С. Визуализация христианских ценностей в интерьере и экстерьере Ереванского государственного университета (на примере теологического факультета) // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 84–99.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-84-99

Опубликован
2020-06-26
Раздел
Статьи