Религиозное искусство и музейная репрезентация: исторические аспекты, вызовы и перспективы

Ключевые слова: визуальная презентация культурных ценностей, церковное искусство, музей, экспозиция, дискурс, реституция

Аннотация

Исследование посвящено практике музейной репрезентации религиозных ценностей и связанному с ней дискурсу институционализации сакрального наследия. Юридическое определение музейных предметов и соответствующие критерии, связанные с их отбором, сохранением, изучением и публичным представлением (Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), подразумевают, что к музейным экспонатам относятся и ценности, связанные с религиозным культом. Такие объекты обладают двойственным статусом: с одной стороны, это материализованные артефакты культурного наследия, с другой ‒ носители сакрального смысла и духовных ценностей, требующие особого подхода при их музеефикации и интерпретации. Многогранное историко-культурное и сакральное значение церковных предметов зачастую вызывает сложные дискуссии среди представителей религиозных институтов, научного сообщества и широкой общественности, а тема реституции церковного наследия является одной из самых резонансных ‒ как связанная с противоречиями между правом на сакральное владение, культурными ценностями и вопросами публичного доступа. Институциональные рамки, регулирующие хранение и реставрацию таких предметов, не всегда позволяют однозначно определить, какая из структур ‒ музей или Церковь ‒ обладает приоритетом в вопросах ответственного управления данными ценностями. В исследовании подчёркивается, что современный дискурс музеефикации религиозных объектов находится на стыке нескольких ключевых проблем; это вопрос достижения баланса между сохранностью и обеспечением доступности, проблема интерпретации сакрального контекста в светском пространстве музея, а также вопрос о месте человека как субъекта религиозного и культурного переживания в храмовом и музейном контекстах. Важно также учитывать культурно-исторические традиции, меняющиеся стандарты музейного и реставрационного дела, а также разнообразие социокультурных ожиданий в отношении названных ценностей. Таким образом, объектом исследования становится формирование комплексного дискурса, в котором переплетаются аспекты культурной политики, музейной науки, религиоведческих подходов и этических норм. Анализ данной проблематики позволяет осмыслить механизмы культурной репрезентации религиозного наследия и расширить понимание роли музея как пространства диалога между сакральным и светским.

Биография автора

О. А. Рыжкова, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-329-343

О. А. Рыжкова
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
s244681@std.novsu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4837-4111

Аннотация
Исследование посвящено практике музейной репрезентации религиозных ценностей и связанному с ней дискурсу институционализации сакрального наследия. Юридическое определение музейных предметов и соответствующие критерии, связанные с их отбором, сохранением, изучением и публичным представлением (Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), подразумевают, что к музейным экспонатам относятся
и ценности, связанные с религиозным культом. Такие объекты обладают двойственным статусом: с одной стороны,
это материализованные артефакты культурного наследия,
с другой ‒ носители сакрального смысла и духовных ценностей, требующие особого подхода при их музеефикации
и интерпретации. Многогранное историко-культурное
и сакральное значение церковных предметов зачастую вызывает сложные дискуссии среди представителей религиозных институтов, научного сообщества и широкой общественности, а тема реституции церковного наследия является одной из самых резонансных ‒ как связанная
с противоречиями между правом на сакральное владение, культурными ценностями и вопросами публичного доступа. Институциональные рамки, регулирующие хранение
и реставрацию таких предметов, не всегда позволяют однозначно определить, какая из структур ‒ музей или Церковь ‒ обладает приоритетом в вопросах ответственного управления данными ценностями. В исследовании подчёркивается, что современный дискурс музеефикации религиозных объектов находится на стыке нескольких ключевых проблем; это вопрос достижения баланса между сохранностью и обеспечением доступности, проблема интерпретации сакрального контекста
в светском пространстве музея, а также вопрос о месте человека как субъекта религиозного и культурного переживания
в храмовом и музейном контекстах. Важно также учитывать культурно-исторические традиции, меняющиеся стандарты музейного и реставрационного дела, а также разнообразие социокультурных ожиданий в отношении названных ценностей. Таким образом, объектом исследования становится формирование комплексного дискурса, в котором переплетаются аспекты культурной политики, музейной науки, религиоведческих подходов и этических норм. Анализ данной проблематики позволяет осмыслить механизмы культурной репрезентации религиозного наследия и расширить понимание роли музея как пространства диалога между сакральным
и светским.

Ключевые слова: визуальная презентация культурных ценностей, церковное искусство, музей, экспозиция, дискурс, реституция

Библиография

Ван Дейк 2013 – Ван Дейк Т. А. Дискурс и знание / Пер. с англ. Е. А. Кожемякина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 13 (156). Вып. 18. С. 5‒23.

Вартанова 2019 Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. Москва, 2019.

Водак 2006 – Водак Р. Взаимосвязь «дискурс ‒ общество»: когнитивный подход к критическому дискурс-анализу / Пер. с англ. О. А. Салоповой // Политическая лингвистика. 2006. № 7 (19). С. 107–116.

Волкова 2020 – Волкова Е. В. Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 114‒124.

Дунас 2024 Дунас Д. В. Медиапотребление как область междисциплинарного анализа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024. № 6. С. 115–135.

Кирилов 1845 ‒ Кирилов Н. Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Санкт-Петербург, 1845.

Лаклау 2003 – Лаклау Э. Невозможность общества / Пер. с англ. А. Смирнова // Логос. 2003. № 4‒5 (39). С. 54‒57.

Максим Исповедник 2006 – Максим Исповедник. Сочинения. Челябинск, 2006.

Полуэхтова 1993 – Полуэхтова И. А. Американское кино как средство культурной экспансии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Москва, 1993.

Поляков 2011 – Поляков Т. П. Сергиево-Посадский музей-заповедник: идеальный проект и реальность истории // Очерки истории города Сергиева Посада: Конец XVIII‒XX век. Москва, 2011. С. 423‒465.

Рыжкова 2024 – Рыжкова О. А. Музей: дискурс-анализ концепта // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2024. № 1  С. 51–54.

Флоринский 1879 – Флоринский В. М. Проект публичного историко-этнографического музея при Казанском обществе археологии, истории и этнографии. Казань, 1879.

Чувилова 2009 – Чувилова И. В. Классификация музеев
и проблемы наследия // Музей. 2009. № 5. С. 20–25.

Шляхтина 2013 – Шляхтина Л. М. Современная музеология: горизонты теоретизирования // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 12–18.

Эко 1998 – Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с ит. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник.
Санкт-Петербург, 1998.

Butler 2007 – Butler В. Return to Alexandria. An ethnography
of cultural heritage, revivalism, and museum memory.
London, New York, 2007.

Сведения об авторе

Ольга Александровна Рыжкова
старший преподаватель
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: s244681@std.novsu.ru

Для цитирования:
Рыжкова О. А. Религиозное искусство и музейная репрезентация: исторические аспекты, вызовы и перспективы // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 329–343. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-329-343

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Рыжкова, О. А. (2025). Религиозное искусство и музейная репрезентация: исторические аспекты, вызовы и перспективы. Визуальная теология, 7(2), 329-343. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/164
Раздел
Статьи
Просмотров
31
Скачиваний
8