Дорога, ведущая к храму, как культурно-смысловой паттерн в иеротопии русских городов
Аннотация
Многие российские города сегодня имеют историю в несколько столетий или даже больше тысячи лет, как, например, Великий Новгород. Современная архитектура и устройство городов наследуют Средневековью, когда градостроительство было прямым следствием этноконфессиональной идентичности. Как современник может прочитать город, «написанный» много поколений назад? Для понимания и осмысления паттернов или аналогичных видов городской среды можно применить библейские тематические ключи. Так, в русском городе можно обнаружить храм и дорогу, ведущую к нему, как устойчивую доминанту, присутствующую как в исторических, так и в современных городских пространствах. «Дорога, ведущая к храму», ‒ смысловая доминанта, основа синтаксического каркаса, городской «текстуры» синхронного и диахронного характера русского города как наследника русской традиционной, а значит, христианской идентичности и порождённой ею культуры. Дорога к храму являет суть православной сотериологии – обожения. Храм прочитывается как Христос, но и дорога к храму – также Христос. Формула спасения: во Христе, Христом, вслед Христу и со Христом. При этом дорога, ведущая к храму, стала устойчивой формулой, проявляющейся в произведениях искусства XIX‒XXI вв.: в литературе, живописи, кино. В этих формах современное искусство опирается на наследие Российской империи и древней Руси, продолжая их традиции. Можно говорить о наследовании современниками особого символического восприятия окружающего мира, свойственного языку притч Священного Писания христиан, мистериальности Предания. То, что в средневековом градостроительстве передавалось через символы и прочитывалось через библейские тематические ключи, по мере секуляризации артикулируется открыто, без священной тайны: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму», как это было сформулировано в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние».
