Дорога, ведущая к храму, как культурно-смысловой паттерн в иеротопии русских городов

Ключевые слова: иеротопия, Великий Новгород, библейские тематические ключи, храм, дорога, путь, русская культура, сотериология, символ, город, христианство

Аннотация

Многие российские города сегодня имеют историю в несколько столетий или даже больше тысячи лет, как, например, Великий Новгород. Современная архитектура и устройство городов наследуют Средневековью, когда градостроительство было прямым следствием этноконфессиональной идентичности. Как современник может прочитать город, «написанный» много поколений назад? Для понимания и осмысления паттернов или аналогичных видов городской среды можно применить библейские тематические ключи. Так, в русском городе можно обнаружить храм и дорогу, ведущую к нему, как устойчивую доминанту, присутствующую как в исторических, так и в современных городских пространствах. «Дорога, ведущая к храму», ‒ смысловая доминанта, основа синтаксического каркаса, городской «текстуры» синхронного и диахронного характера русского города как наследника русской традиционной, а значит, христианской идентичности и порождённой ею культуры. Дорога к храму являет суть православной сотериологии – обожения. Храм прочитывается как Христос, но и дорога к храму – также Христос. Формула спасения: во Христе, Христом, вслед Христу и со Христом. При этом дорога, ведущая к храму, стала устойчивой формулой, проявляющейся в произведениях искусства XIX‒XXI вв.: в литературе, живописи, кино. В этих формах современное искусство опирается на наследие Российской империи и древней Руси, продолжая их традиции. Можно говорить о наследовании современниками особого символического восприятия окружающего мира, свойственного языку притч Священного Писания христиан, мистериальности Предания. То, что в средневековом градостроительстве передавалось через символы и прочитывалось через библейские тематические ключи, по мере секуляризации артикулируется открыто, без священной тайны: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму», как это было сформулировано в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Биография автора

Д. Е. Крапчунов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-312-328

Д. Е. Крапчунов
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
krapchunovd@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7804-9945

Е. В. Гилл
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
novsu.maximova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5890-4326

Аннотация
Многие российские города сегодня имеют историю в несколько столетий или даже больше тысячи лет, как, например, Великий Новгород. Современная архитектура и устройство городов наследуют Средневековью, когда градостроительство было прямым следствием этноконфессиональной идентичности.
Как современник может прочитать город, «написанный» много поколений назад? Для понимания и осмысления паттернов
или аналогичных видов городской среды можно применить библейские тематические ключи. Так, в русском городе можно обнаружить храм и дорогу, ведущую к нему, как устойчивую доминанту, присутствующую как в исторических, так и
в современных городских пространствах. «Дорога, ведущая
к храму», ‒ смысловая доминанта, основа синтаксического каркаса, городской «текстуры» синхронного и диахронного характера русского города как наследника русской традиционной, а значит, христианской идентичности
и порождённой ею культуры. Дорога к храму являет суть православной сотериологии – обожения. Храм прочитывается как Христос, но и дорога к храму – также Христос. Формула спасения: во Христе, Христом, вслед Христу и со Христом.
При этом дорога, ведущая к храму, стала устойчивой формулой, проявляющейся в произведениях искусства XIX‒XXI вв.:
в литературе, живописи, кино. В этих формах современное искусство опирается на наследие Российской империи и древней Руси, продолжая их традиции. Можно говорить о наследовании современниками особого символического восприятия окружающего мира, свойственного языку притч Священного Писания христиан, мистериальности Предания.
То, что в средневековом градостроительстве передавалось
через символы и прочитывалось через библейские тематические ключи, по мере секуляризации артикулируется открыто, без священной тайны: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму», как это было сформулировано в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Ключевые слова: иеротопия, Великий Новгород, библейские тематические ключи, храм, дорога, путь, русская культура, сотериология, символ, город, христианство

Библиография

Аванесов 2016 а – Аванесов С. С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 9‒22.

Аванесов 2016 б – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71‒114.

Аванесов 2023 – Аванесов С. С. Визуальные паттерны городской среды и локальная идентичность // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 4 (38). С. 14‒36.

Аванесов 2024 – Аванесов С. С. Городской вид как культурная ценность // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2024. Т. 4. № 1. С. 5‒22.

Биллингтон 2001 – Биллингтон Д. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры / Пер. с англ.
Москва, 2001.

Гордиенко 2018 – Гордиенко Э. А. Деревянная София, каменная церковь Иоакима и Анны 989 г. и Рождественский придел в Софийском соборе 1045/1052 г. в истории строительства Владычного двора // Древняя Русь. Вопросы медиевистики.
2018 № 2 (72). С. 5‒27.

Гришина 2011 – Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2025).

Евлогий 1994 – Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Москва, 1994.

Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Москва патриаршая.
Москва, 1995.

Мокиенко 2018 – Мокиенко В. М. Пословица в поэтическом тексте // Жизнь фразеологии ‒ фразеология в жизни. Сборник научных статей к юбилею профессора А. М. Мелерович. Кострома, 2018. С. 211–225.

Мусин 2009 – Мусин А. Е. Лития и формирование сакрального пространства Великого Новгорода // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Москва, 2009. С. 112–117.

Пиккио 2003 – Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. Литература и язык / Пер. с ит., фр., англ. Москва, 2003.

Прохоров 1987 – Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. Ленинград, 1987.

ПСРЛ 1994 – Полное собрание русских летописей. Т. 39. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского.
Москва, 1994.

Рапов 1988 – Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого // Вестник Московского университета. История. 1988. № 3. С. 51‒65.

Рыбаков 1993 – Рыбаков Б. А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). Москва, 1993.

Уваров 1908 – Уваров А. С. Христианская символика. Москва, 1908.

Уваров 1999 – Уваров А. С. Русская символика // Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII‒XX вв. Альманах. Т. IX. Москва, 1999. С. 603‒670.

Федотова 2024 – Федотова Н. Г. Православные образы
в городском воображаемом Великого Новгорода //
Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 368–381.

Янин 1976 – Янин В. Л. Семисоборная роспись Новгорода // Средневековая Русь. Москва, 1976. C. 108‒117.

Янин 1983 – Янин В. Л. День десятого века // Знание‒сила. 1983. № 3. С. 15‒18.

Betti 1995 – Betti E. Teoria generale della interpretazione.
Milano, 1955.

Huntington 1993 – Huntington S. P. The Clash of Civilizations?
Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. 3. Pp. 22–49.

Huntington 2004 – Huntington S. P. Who are we? The challenges
to America’s National identity. New York, 2004.

Сведения об авторах

Даниил Евгеньевич Крапчунов
кандидат философских наук,
исполняющий обязанности директора Гуманитарного института
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: krapchunovd@mail.ru

Елена Владимировна Гилл
кандидат философских наук,
доцент кафедры культурологии
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: novsu.maximova@mail.ru

Для цитирования:
Крапчунов Д. Е., Гилл Е. В. Дорога, ведущая к храму, как культурно-смысловой паттерн в иеротопии русских городов // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 312–328. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-312-328

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Крапчунов, Д. Е., & Гилл, Е. В. (2025). Дорога, ведущая к храму, как культурно-смысловой паттерн в иеротопии русских городов. Визуальная теология, 7(2), 312-328. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/163
Раздел
Статьи
Просмотров
31
Скачиваний
6