Визуализация эсхатологической семиотики в информационных дискурсах современного маргинального православия

Ключевые слова: визуальный дискурс, народная религиозность, маргинальная религиозность, эсхатология, апокалипитика

Аннотация

В настоящее время эсхатологическая / апокалиптическая проблематика выступает устойчивым драйвером развития дискурсов народной религиозности. При этом маргинальные страты народной религиозности, активно осваивающие информационное пространство интернета, используют апокалиптическую семиотику для развития собственных прагматических стратегий. Эсхатология является своеобразной герменевтической моделью, позволяющей объединять базовые мифологемы в относительно стройную систему. При этом эсхатология одновременно формирует контекст, в котором происходит взаимодействие мифологем, и является инструментарием, позволяющим их соответствующим образом интерпретировать и транслировать. Важным семиотическим элементом визуализаций современных эсхатологем является прецедентный текст, по аналогии с которым происходит конструирование нового образа. Так, эсхатологическая семиотика хорошо представлена в неканонической иконографии Отрока Вячеслава (Славика Чебаркульского), при этом происходит совмещение элементов различных семиотических кодов: детерминируемый иконографическим сюжетом конь замещается велосипедом, а «змей» – изображением динозавра. Активная семиотизация сюжетов об эсхатологических гонениях, актуализируемая при помощи конъюнктурной герменевтики событий современности, задействует графические образы, обусловленные художественной интерпретацией репрессий 30–50 гг. ХХ века. При этом формируются стереотипные сюжеты и образы, кочующие из одной алармистской публикации в другую аналогичную. В соответствующем визуальном дискурсе присутствуют и стандартные элементы компьютерной графики, имеющие широкое хождение в интернете, например, разного рода смайлы и эмотиконы с упрощёнными и резко шаржированными чертами. Родство подобных изображений c некоторыми направлениями рок-культуры сомнений не вызывает. Кроме того, на динамику изобразительного эсхатологического дискурса активно повлияла информационная среда, обусловленная глобальной эпидемической ситуацией. Соответствующий ей семиотический код сочетает традиционные и модернистские компоненты.

Биография автора

В. Ю. Лебедев, Тверской государственный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-136-150

В. Ю. Лебедев
Тверской государственный университет, Тверь, Россия
semion.religare@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4840-3135

А. М. Прилуцкий
Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
alpril@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935

Аннотация
В настоящее время эсхатологическая / апокалиптическая проблематика выступает устойчивым драйвером развития дискурсов народной религиозности. При этом маргинальные страты народной религиозности, активно осваивающие информационное пространство интернета, используют апокалиптическую семиотику для развития собственных прагматических стратегий. Эсхатология является своеобразной герменевтической моделью, позволяющей объединять базовые мифологемы в относительно стройную систему. При этом эсхатология одновременно формирует контекст, в котором происходит взаимодействие мифологем, и является инструментарием, позволяющим их соответствующим образом интерпретировать и транслировать. Важным семиотическим элементом визуализаций современных эсхатологем является прецедентный текст, по аналогии с которым происходит конструирование нового образа. Так, эсхатологическая семиотика хорошо представлена в неканонической иконографии Отрока Вячеслава (Славика Чебаркульского),
при этом происходит совмещение элементов различных семиотических кодов: детерминируемый иконографическим сюжетом конь замещается велосипедом, а «змей» – изображением динозавра. Активная семиотизация сюжетов
об эсхатологических гонениях, актуализируемая при помощи конъюнктурной герменевтики событий современности, задействует графические образы, обусловленные художественной интерпретацией репрессий 30–50 гг. ХХ века. При этом формируются стереотипные сюжеты и образы, кочующие из одной алармистской публикации в другую аналогичную. В соответствующем визуальном дискурсе присутствуют и стандартные элементы компьютерной графики, имеющие широкое хождение в интернете, например, разного рода смайлы и эмотиконы с упрощёнными и резко шаржированными чертами. Родство подобных изображений
c некоторыми направлениями рок-культуры сомнений не вызывает. Кроме того, на динамику изобразительного эсхатологического дискурса активно повлияла информационная среда, обусловленная глобальной эпидемической ситуацией. Соответствующий ей семиотический код сочетает традиционные и модернистские компоненты.

Ключевые слова: визуальный дискурс, народная религиозность, маргинальная религиозность, эсхатология, апокалипитика

Библиография

Абрамова 2007 – Абрамова Л. В. Функциональные характеристики иконы // Вестник Мордовского университета. 2007. № 2.
С. 248‒253.

Бочков 2021 – Бочков П. В. Зосимовцы: История неканонической группы «схимитрополита» Зосимы // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2021. № 1 (19). С. 97–104.

Бусева-Давыдова 2020 – Бусева-Давыдова И. Л. Народная икона: к определению // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 3. С. 216‒225.

Золотарёва 2005 – Золотарева Е. В. Интегральная социология П. Сорокина // Общество и право. 2005. № 17. С. 166–173.

Зыгмонт 2016 – Зыгмонт А.И. Современная прихрамовая среда
как сообщество в ситуации жертвенного кризиса // Религиоведческие исследования. 2016. № 1 (13). С. 151‒189.

Киуру 2017 – Киуру К. В. Визуализация образа спортсмена:
от иконы соцреализма к селфи как иконе гламура // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт.
2017. Т. 1. С. 117–121.

Ланщикова 2019 – Ланщикова Г. А. Пространственно-временная концепция изображения религиозной картины мира в иконе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23).
С. 17‒21.

Лебедев 2013 – Лебедев В. Ю. К вопросу о типологии культур
и особенностях религиозного праксиса // Религия. Церковь. Общество. 2013. Вып. 2. С. 39–51.

Лебедев, Прилуцкий 2024 – Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. «Младостарчество» в контексте церковной политики постперестройки // PolitBook. 2024. № 3. С. 172‒179.

Митасова 2018 – Митасова С. А. Неканонические иконы
в современной православной культуре Сибири // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2018. № 4 (8). С. 145‒153.

Подвальнов 2021 – Подвальнов Е. Д. Реальность и канон в иконах и иконках, отражающих русское военное дело: к постановке проблемы // Новые исторические перспективы: от Балтики
до Тихого океана. 2021. № 4 (25). С. 24‒36.

Прилуцкий 2016 – Прилуцкий А. М. «Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета.
Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.

Прилуцкий 2020 – Прилуцкий А. М. Мифотеологический нарратив о трёх эшелонах в современных эсхатологических дискурсах православных субкультур // Труды кафедры богословия
Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 45–53.

Прилуцкий 2023 а – Прилуцкий А. М. Монархические мифотеологемы современного фундаменталистского дискурса: герменевтическая специфика // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2023. Т. 43. С. 81–90.

Прилуцкий 2023 б – Термины и понятия радикальных религиозных субкультур: Словарь-справочник / Ред. А. М. Прилуцкий. Санкт-Петербург, 2023.

Руцинская 2020 – Руцинская И. И. От «жития» к «иконе»: письменные источники живописной сталинианы // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 70‒80.

Степанов 1998 – Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. Москва, 1998.

Ткаченко 2018 – Ткаченко В. С. Восточнохристианский эстезис: тело и «энергии» иконы // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. 2018. № 47. С. 15‒27.

Юрасов, Танина 2019 – Юрасов И. А., Танина М. А. Феномен маргинальной религиозной идентичности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 279‒283.

Сведения об авторах

Владимир Юрьевич Лебедев
доктор философских наук, профессор кафедры теологии
Тверской государственный университет
Российская Федерация, 170100, Тверь, ул. Желябова, 33
E-mail: semion.religare@yandex.ru

Александр Михайлович Прилуцкий
доктор философских наук, доцент
заведующий кафедрой истории религий и теологии,
директор института истории и социальных наук
Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена
Российская Федерация, 191186, Санкт- Петербург,
набережная реки Мойки, 48
E-mail: alpril@mail.ru

Для цитирования:
Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Визуализация эсхатологической семиотики в информационных дискурсах современного маргинального православия // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 1. С. 136–150. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-1-136-150

Опубликован
2025-06-26
Как цитировать
Лебедев, В. Ю., & Прилуцкий, А. М. (2025). Визуализация эсхатологической семиотики в информационных дискурсах современного маргинального православия. Визуальная теология, 7(1), 136-150. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/155
Раздел
Статьи
Просмотров
22
Скачиваний
4