Визуализация эсхатологической семиотики в информационных дискурсах современного маргинального православия
Аннотация
В настоящее время эсхатологическая / апокалиптическая проблематика выступает устойчивым драйвером развития дискурсов народной религиозности. При этом маргинальные страты народной религиозности, активно осваивающие информационное пространство интернета, используют апокалиптическую семиотику для развития собственных прагматических стратегий. Эсхатология является своеобразной герменевтической моделью, позволяющей объединять базовые мифологемы в относительно стройную систему. При этом эсхатология одновременно формирует контекст, в котором происходит взаимодействие мифологем, и является инструментарием, позволяющим их соответствующим образом интерпретировать и транслировать. Важным семиотическим элементом визуализаций современных эсхатологем является прецедентный текст, по аналогии с которым происходит конструирование нового образа. Так, эсхатологическая семиотика хорошо представлена в неканонической иконографии Отрока Вячеслава (Славика Чебаркульского), при этом происходит совмещение элементов различных семиотических кодов: детерминируемый иконографическим сюжетом конь замещается велосипедом, а «змей» – изображением динозавра. Активная семиотизация сюжетов об эсхатологических гонениях, актуализируемая при помощи конъюнктурной герменевтики событий современности, задействует графические образы, обусловленные художественной интерпретацией репрессий 30–50 гг. ХХ века. При этом формируются стереотипные сюжеты и образы, кочующие из одной алармистской публикации в другую аналогичную. В соответствующем визуальном дискурсе присутствуют и стандартные элементы компьютерной графики, имеющие широкое хождение в интернете, например, разного рода смайлы и эмотиконы с упрощёнными и резко шаржированными чертами. Родство подобных изображений c некоторыми направлениями рок-культуры сомнений не вызывает. Кроме того, на динамику изобразительного эсхатологического дискурса активно повлияла информационная среда, обусловленная глобальной эпидемической ситуацией. Соответствующий ей семиотический код сочетает традиционные и модернистские компоненты.