Размышления об иконе «Богоматерь Умиление» из частного собрания, выставленной в музее русской иконы имени М. Ю. Абрамова

Ключевые слова: икона, Богоматерь Умиление, византинизирующая живопись XIII в., рельефные нимбы, стиль, образ

Аннотация

В ходе краткого исследования, посвящённого иконе «Богоматерь Умиление» из частного собрания, довольно сильно потёртой, но отличающейся высоким художественным качеством, автор приходит к выводу, что она, вероятно, была создана в Средиземноморском регионе в первой половине XIII века итальянским мастером. Использование традиционной иконографии Богоматери Умиление и стилистические особенности, которым пока не удалось найти близких аналогий, не позволяют уточнить эту атрибуцию.

Биография автора

И. А. Орецкая, Государственный институт искусствознания

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-445-454

И. А. Орецкая 
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
oretskaia@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3974-4176

Аннотация
В ходе краткого исследования, посвящённого иконе «Богоматерь Умиление» из частного собрания, довольно сильно потёртой, но отличающейся высоким художественным качеством, автор приходит к выводу, что она, вероятно, была создана в Средиземноморском регионе в первой половине XIII века итальянским мастером. Использование традиционной иконографии Богоматери Умиление и стилистические особенности, которым пока не удалось найти близких аналогий, не позволяют уточнить эту атрибуцию.

Ключевые слова: икона, Богоматерь Умиление, византинизирующая живопись XIII в., рельефные нимбы, стиль, образ

Библиография

Евсеева 2023 – Евсеева Л. М. Византия в Италии. Икона «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания. Москва, 2023.

Лидова 2010 – Лидова М. А. Образ «Санта Мария ин Трастевере». Римские иконы Богоматери в контексте ранневизантийской культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва, 2010.

Пиотровский, Пятницкий 2017 – Византия сквозь века / Под ред. М. Б. Пиотровского, Ю. А. Пятницкого. Санкт-Петербург, 2017.

Этингоф 2000 – Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. Москва, 2000.

Andronikou 2019Andronikou A. A. A Panel in Search of Identity: The Madonna di Andria between Apulia and Cyprus. The Art and Archaeology of Lusignan and Venetian Cyprus (1192–1571). Recent Research and New Discoveries. Ed. by M. Olympios and M. Parani. Turnhout, 2019. Pp. 43–61.

Belli D’Elia 1988 – Icone di Puglia e Basilicata dal Medioevo al Settecento. A cura di P. Belli D’Elia. Milano, 1988.

Eliades 2017 – Κυπριακῷ τῷ τρόπῳ / Maniera Cypria. The Cypriot Painting of the 13th Century between Two Worlds. Catalogue of the Exhibition. Ed. by A. Eliades. Lefkosia, 2017.

Frinta 1981Frinta M. S. Raised Gilded Adornment of the Cypriot Icons, and the Occurrence of the Technique in the West. Gesta. 1981. Vol. 20. 2. Pp. 333–347.

Frinta 1986Frinta M. S. Relief Decoration in Gilded Pastiglia on the Cypriot Icons and its Propagation in the West. Πρακτικά του Δεύτερου Διεθνούς Κυπριολογικού Συνεδρίου. 2. Nicosia, 1986. Pp. 539–544.

Marchionibus 2011Marchionibus M. R. Icone in Campania. Aspetti iconologici, liturgici e semantici. Spoleto, 2011.

Rice 1972 – Rice D. T. Cypriot Icons with Plaster Relief Background. Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1972. Vol. 21. Pp. 269–278.

Сведения об авторе

Ирина Анатольевна Орецкая
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник сектора византийского искусства
Государственный институт искусствознания
Российская Федерация, 125375, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: oretskaia@gmail.com

Для цитирования:
Орецкая И. А. Размышления об иконе «Богоматерь Умиление» из частного собрания, выставленной в Музее русской иконы имени М. Ю. Абрамова // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 445–454. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-445-454

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Научные доклады
Просмотров
0
Скачиваний
0