К вопросу о датировке и атрибуции иконы «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания

  • М. И. Яковлева Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва https://orcid.org/0009-0003-3814-8027

Аннотация

В исследовании рассматриваются некоторые иконографические и стилистические особенности иконы «Богоматерь Умиление» из частного собрания, экспонировавшейся в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова в октябре 2023 – феврале 2024 года. Рафинированный художественный язык памятника свидетельствует о том, что исполнивший его живописец органично владел приёмами византийского изобразительного искусства. Иконе присущи, однако, и несомненные итальянизирующие интонации. Так, ближайшие аналогии несколько аморфному рисунку лика Богоматери могут быть найдены в итальянских станковых произведениях середины XIII столетия. Широкие полнокровные лики ангелов, представленных в медальонах по обе стороны от нимба Марии, наделены почти чувственной выразительностью и демонстрируют близость некоторым византинизирующим итальянским произведениям второй половины XIII – раннего XIV вв. Принимая во внимание тот факт, что мастер виртуозно владеет всем арсеналом формальных приёмов византийской живописи, присутствие отдельных западных элементов должно объясняться созданием иконы в смешанной греко-латинской культурной среде. Наиболее вероятным кажется предположение о её сицилийском происхождении. Ряд памятников, сохранившихся на Сицилии от XIII – начала XIV вв., обнаруживает стилистическую близость константинопольским произведениям, поэтому их атрибуция вызывает существенные затруднения: они могли создаваться как приезжими византийскими мастерами, так и их местными учениками – греками или италийцами. Классицизирующий стиль иконы сохраняет лишь лёгкие отголоски экспрессии позднекомниновского маньеризма, а успокоенная отточенность драпировок, круглящаяся объёмность форм и, в особенности, типы ликов дают все основания для её датировки временем около середины XIII века.

Биография автора

М. И. Яковлева, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-411-430

М. И. Яковлева 
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва, Москва, Россия
iakovmi@mail.ru
ORCID
: https://orcid.org/0009-0003-3814-8027

Аннотация
В исследовании рассматриваются некоторые иконографические и стилистические особенности иконы «Богоматерь Умиление» из частного собрания, экспонировавшейся в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова в октябре 2023 – феврале 2024 года. Рафинированный художественный язык памятника свидетельствует о том, что исполнивший его живописец органично владел приёмами византийского изобразительного искусства. Иконе присущи, однако, и несомненные итальянизирующие интонации. Так, ближайшие аналогии несколько аморфному рисунку лика Богоматери могут быть найдены в итальянских станковых произведениях середины
XIII столетия. Широкие полнокровные лики ангелов, представленных в медальонах по обе стороны от нимба Марии, наделены почти чувственной выразительностью и демонстрируют близость некоторым византинизирующим итальянским произведениям второй половины XIII – раннего
XIV вв. Принимая во внимание тот факт, что мастер виртуозно владеет всем арсеналом формальных приёмов византийской живописи, присутствие отдельных западных элементов должно объясняться созданием иконы в смешанной греко-латинской культурной среде. Наиболее вероятным кажется предположение о её сицилийском происхождении. Ряд памятников, сохранившихся на Сицилии от XIII – начала XIV вв., обнаруживает стилистическую близость константинопольским произведениям, поэтому их атрибуция вызывает существенные затруднения:
они могли создаваться как приезжими византийскими мастерами, так и их местными учениками – греками или италийцами. Классицизирующий стиль иконы сохраняет лишь лёгкие отголоски экспрессии позднекомниновского маньеризма,
а успокоенная отточенность драпировок, круглящаяся объёмность форм и, в особенности, типы ликов дают все основания для её датировки временем около середины XIII века.

Ключевые слова: икона, Богоматерь Умиление, XIII век, Сицилия, византийское искусство

Библиография

Евсеева 2023 а – Евсеева Л. М. Византия в Италии. Икона «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания. Москва, 2023.

Евсеева 2023 б – Евсеева Л. М. Византийские художники на Западе. XII век. Мозаики монастыря Монреале. Сицилия. Москва, 2023.

Жаворонков 1974 – Жаворонков П. И. Никейская империя и Запад (Взаимоотношения с государствами Апеннинского полуострова и папством) // Византийский Временник. 1974. Т. 36 (61). С. 100–121.

Маркова, Россони 2021 – Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ
им. А. С. Пушкина / Науч. ред. В. Маркова, Э. Россони. Москва, 2021.

Орецкая 2021 – Орецкая И. А. Икона Madonna della Madia из собора в Монополи. Предварительные замечания // Византийский Временник. 2021. Т. 105. С. 257–264.

Яковлева 2021 – Яковлева М. И. Мозаики из Регионального музея Мессины, их стилистические особенности и место в искусстве раннепалеологовского периода // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 6. С. 65–77.

Acheimastou-Potamianou 1998 – Acheimastou-Potamianou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998.

Andaloro 1995 a – Andaloro M. L’Odigitria di Calatamauro e la soglia della pittura paleologa. Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona: II. Arti figurative e arti suntuarie. A cura di M. Andaloro. Siracusa, Palermo, 1995. Pp. 513–518.

Andaloro 1995 b – Andaloro M. L’Odigitria di Santa Maria de Latinis e il Cancelliere Matteo d’Aiello. Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona: II. Arti figurative e arti suntuarie. A cura di M. Andaloro. Siracusa, Palermo, 1995. Pp. 443–447.

Andronikou 2019Andronikou A. A. A Panel in Search of Identity:
The Madonna di Andria between Apulia and Cyprus. The Art and Archaeology of Lusignan and Venetian Cyprus (1192–1571). Recent Research and New Discoveries. Ed. by M. Olympios and M. Parani. Turnhout, 2019. Pp. 43–61.

Arcidiacono 2023 – Arcidiacono G. Arts, Artworks and Manuscripts
in Sicily between the 12th and 13th Centuries: Interactions and Interchanges at the Mediterranean Crossroads. Arts. 2023. Vol. 12 (3). 104. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/arts12030104 (дата обращения: 16.06.2024).

Bacci 1997 – Bacci M. Due tavole della Vergine nella Toscana occidentale del primo Duecento. Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia. Serie IV. 1997. Vol. II. 1. Pp. 1–59.

Bacci 2007 – Bacci M. Pisa bizantina. Alle origini del culto delle icone in Toscana. Intorno al Sacro Volto. Genova, Bisanzio e il Mediterraneo (secoli XI–XIV). Ed. by A. R. Calderoni Masetti,
C. Dufour Bozzo and G. Wolf. Venice, 2007. Pp. 141–156.

Baltoyianni 1994 – Baltoyianni Ch. Christ the Lamb and the Ενώτιον of the Law in a Wall Painting of Araka on Cyprus. Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 1994. 17. Pp. 53–58. https://doi.org/10.12681/dchae.1090

Barbera 1995 a – Barbera G. Due frammenti duecenteschi, una tavola quattrocentesca e un assemblaggio. Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona: II. Arti figurative e arti suntuarie. A cura di M. Andaloro. Siracusa, Palermo, 1995. Pp. 457–460.

Barbera 1995 b – Barbera G. L’Odigitria a figura intera di Lentini. Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona: II. Arti figurative e arti suntuarie. A cura di M. Andaloro. Siracusa, Palermo, 1995.
Pp. 453–456.

Belli D’Elia 1988 – Icone di Puglia e Basilicata dal Medioevo al Settecento. A cura di P. Belli D’Elia. Milano, 1988.

Boskovits 1993 – Boskovits M. The Origins of Florentine Painting, 1100–1270 (A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. Sec. I. Vol. I). Florence, 1993.

Buchthal 1983 a – Buchthal H. Early Fourteenth-Century Illuminations from Palermo. Buchthal H. Art of the Mediterranean World A.D. 100 to 1400. Washington (DC), 1983. Pp. 105–118.

Buchthal 1983 b – Buchthal H. Notes on a Sicilian Manuscript of the Early Fourteenth Century. Buchthal H. Art of the Mediterranean World A.D. 100 to 1400. Washington (DC), 1983. Pp. 119–125.

Buchthal 1983 c – Buchthal H. A School of Miniature Painting in Norman Sicily. Buchthal H. Art of the Mediterranean World A.D. 100 to 1400. Washington (DC), 1983. Pp. 59–87.

Buchthal 1983 d – Buchthal H. Some Sicilian Miniatures of the Thirteenth Century. Buchthal H. Art of the Mediterranean World A.D. 100 to 1400. Washington (DC), 1983. Pp. 98–104.

Campagna Cicala 1995 – Campagna Cicala F. Il mosaico con la Vergine e il Bambino da San Gregorio di Messina. Federico e la Sicilia. Dalla terra alla corona: II. Arti figurative e arti suntuarie. A cura di M. Andaloro. Siracusa, Palermo, 1995. Pp. 507–511.

Chadzidakis 2007 – Chadzidakis N. The Character of the Painting of Icons from Latin-held Areas of Mainland Greece and the Islands. Byzantine Art in the Aftermath of the Forth Crusade. The Fourth Crusade and Its Consequences. Ed. by P. L. Vocotopoulos. Athens, 2007. Pp. 113–142.

Daneu Lattanzi 1966 – Daneu Lattanzi A. Lineamenti di storia della miniatura in Sicilia. Firenze, 1966.

Demus 1949 – Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949.

Evans 2004 – Byzantium: Faith and Power (1261–1557).
Ed. by H. C. Evans. New York, New Haven, London, 2004.

Evans, Wixom 1997 – The Glory of Byzantium. Art and Culture
of the Middle Byzantine Era. A.D. 843–1261. Ed. by H. C. Evans
and W. D. Wixom. New York, 1997.

Folda 2015 – Folda J. Byzantine Art and Italian Panel Painting.
The Virgin and Child Hodegetria and the Art of Chrysography.
New York, 2015.

Frinta 1981 – Frinta M. S. Raised Gilded Adornment of the Cypriot Icons, and the Occurrence of the Technique in the West. Gesta. 1981. Vol. 20 (2). Pp. 333–347.

Garrison 1949 – Garrison E. B. Italian Romanesque Panel Painting.
An Illustrated Index. Florence, 1949.

Kitzinger 1960 – Kitzinger E. I mosaici di Monreale.
Trad. di Fanny Bonajuto. Palermo, 1960.

Kouneni 2008 – Kouneni L. The Kykkotissa Virgin and Its Italian Appropriation. Artibus et Historiae. 2008. Vol. 29. 57. Pp. 95–107.

Loud 2016 – Loud G. A. Communities, Cultures and Conflict in Southern Italy, from the Byzantines to the Angevins. Al-Masāq. 2016. Vol. 28 (2). Pp. 132–152.

Manafis 1990 – Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine.
Ed. by K. A. Manafis. Athens, 1990.

Marchionibus 2023 – Marchionibus M. R. All’ombra di Bisanzio.
Icone di Bari tra XII e XIV secolo. Bari, 2023.

Nicol 2010 – Nicol D. M. The Despotate of Epiros 1267–1479:
A Contribution to the History of Greece in the Middle Ages. Cambridge, 2010.

Pace 1979 – Pace V. Untersuchungen zur sizilianischen Malerei.
Die Zeit der Staufer: Geschichte – Kunst – Kultur. Katalog der Ausstellung, Stuttgart 1977. Bd. V. Supplement: Vorträge und Forschungen. Hrsg. von R. Haussherr and Ch. Väterlein. Stuttgart, 1979. S. 431–476.

Pace 1980 – Pace V. La pittura delle origini in Puglia (secc. IX–XIV).
La Puglia fra Bisanzio e l'Occidente. A cura di P. Belli D’Elia. Milano, 1980. Pp. 317–400.

Pace 1982 a – Pace V. Icone di Puglia, della Terra Santa e di Cipro: Appunti preliminari per un’indagine sulla ricezione byzantina nell’Italia meridionale duecentesca. Il Medio oriente e l’Occidente nell’arte del XIII secolo. Vol. 2. A cura di H. Belting. Bologna, 1982. Pp. 181–191.

Pace 1982 b – Pace V. Pittura bizantina nell’Italia meridionale
(secoli XI–XIV). I Bizantini in Italia. Milano, 1982. Pp. 427–494.

Pace 1996 – Pace V. Circolazione e ricezione delle icona byzantine:
i casi di Andria, Matera e Damasco. Studi in onore di Michele D’Elia.
A cura di C. Gelao. Matera, Spoleto, 1996. Pp. 157–162.

Pace 1998–1999 – Pace V. Da Bisanzio alla Sicilia: La “Madonna col Bambino” del “Sacramentario di Madrid” (ms. 52 della Biblioteca Nazionale). Zograf. 1998–1999. 27. Pp. 47–52.

Pace 2000 – Pace V. Modelli da Oriente nella pittura duecentesca su tavola in Italia centrale. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 2000. Bd. 44. 1. Pp. 19–43.

Parani 2003 – Parani M. Reconstructing the Reality of Images. Byzantine Material Culture and Religious Iconography
(11th – 15th Centuries). Leiden, Boston, 2003.

Peters-Custot 2009 – Peters-Custot A. Les Grecs de l’Italie méridionale post-byzantine (IXe–XIVe siècle). Une acculturation en douceur. Rome, 2009.

Pitarakis 2009 – Pitarakis B. The Material Culture of Childhood
in Byzantium. Becoming Byzantine: Children and Childhood
in Byzantium
. Ed. by A. Papaconstantinou and A.-M. Talbot.
Washington (DC), 2009. Pp. 167–252.

Sophocleous 1994 – Sophocleous S. Icons of Cyprus:
7th – 20th Century. Nicosia, 1994.

Stubblebine 1966 – Stubblebine J. H. Byzantine Influence in Thirteenth-Century Italian Panel Painting. Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. Pp. 85–101.

Stylianou 1997 – Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997.

Travagliato 2019 – Travagliato G. La ‘Madonna della Bruna’ di Monreale: un testimone della maniera cypria nell’abbazia benedettina del re Guglielmo II. Sebastianelli M., Travagliato G. L’Odigitria detta «di Guglielmo II» della cattedrale di Monreale. Palermo, 2019. Pp. 17–53.

Vassilaki 2000 – Mother of God: Representations of the Virgin
in Byzantine Art. Ed. by M. Vassilaki. Milano, 2000.

Weitzmann 1984 – Weitzmann K. Crusader Icons and “Maniera Greca”. Byzanz und der Westen. Studien zur Kunst des Europäischen Mittelalters. Hrsg. von I. Hutter. Wien, 1984. Pp. 143–170.

Βασιλάκη-Καρακατσάνη 1971 – Βασιλάκη-Καρακατσάνη Α.
Οι τοιχογραφίες της Όμορφης Εκκλησιάς στην Αθήνα. Αθήνα, 1971.

Сведения об авторе

Мария Игоревна Яковлева
кандидат искусствоведения,
учёный секретарь
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Российская Федерация, 105120, Москва, Андроньевская пл., 10
E-mail: iakovmi@mail.ru

Для цитирования:
Яковлева М. И. К вопросу о датировке и атрибуции иконы «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 411–430. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-411-430

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Научные доклады
Просмотров
63
Скачиваний
7