Теологическая основа программы визуального представления истории в манускриптах «Хроник в картинах» эпохи Ренессанса

Ключевые слова: манускрипты, Хроники в картинах, книжная миниатюра, искусство Италии XV века, универсальные хроники, теологическая программа, визуальная репрезентация, иконография ветхозаветных и евангельских образов

Аннотация

Желание осмыслить историю как общий процесс, объединяющий судьбы различных народов, отражено во множестве различных по содержанию, способу повествования и объёму текстов от поздней Античности и раннего Средневековья до эпохи Возрождения. Общей для создания западноевропейских «универсальных хроник» стала провиденциальная концепция бытия человечества как истории его спасения Творцом. Своеобразным способом визуализации частной версии всемирной истории, показанной в образах, стали манускрипты «Хроник в картинах», история которых началась с копирования в миниатюрах изображений фрескового цикла, созданного ок. 1432 г. в римском дворце кардинала Джордано Орсини. Статья посвящена анализу теологической основы программы «истории в лицах», включавшей свыше 300 фигур. В тексте уделено внимание принятой в изображениях манускриптов концепции разделения истории на шесть эпох, особенностям выбора и трактовки ветхозаветных и евангельских образов, фигур святых и деятелей Церкви. Иконографические особенности изображения ключевых для христианской картины мира фигур рассматриваются на примерах рисунков «Хроники Креспи» и близких ей памятников.

Биография автора

М. Г. Пивень , Российский государственный гуманитарный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-102-114

М. Г. Пивень 
Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Российская Федерация
Московская духовная академия,
Сергиев Посад, Российская Федерация
piven06@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3690-8726

Аннотация
Желание осмыслить историю как общий процесс, объединяющий судьбы различных народов, отражено во множестве различных по содержанию, способу повествования и объёму текстов от поздней Античности и раннего Средневековья до эпохи Возрождения. Общей для создания западноевропейских «универсальных хроник» стала провиденциальная концепция бытия человечества как истории его спасения Творцом. Своеобразным способом визуализации частной версии всемирной истории, показанной в образах, стали манускрипты «Хроник в картинах», история которых началась с копирования в миниатюрах изображений фрескового цикла, созданного
ок. 1432 г. в римском дворце кардинала Джордано Орсини.
Статья посвящена анализу теологической основы программы «истории в лицах», включавшей свыше 300 фигур. В тексте уделено внимание принятой в изображениях манускриптов концепции разделения истории на шесть эпох, особенностям выбора и трактовки ветхозаветных и евангельских образов, фигур святых и деятелей Церкви. Иконографические особенности изображения ключевых для христианской картины мира фигур рассматриваются на примерах рисунков «Хроники Креспи» и близких ей памятников.

Ключевые слова: манускрипты, Хроники в картинах, книжная миниатюра, искусство Италии XV века, универсальные хроники, теологическая программа, визуальная репрезентация, иконография ветхозаветных и евангельских образов

Библиография

Евсевий 2005 – Евсевий Памфил. Церковная история.
Санкт-Петербург, 2005.

Исидор 2021 – Исидор Севильский. Этимологии XII: О животных / Пер., комм. А. Гараджи // Платоновские исследования. 2021. № 15.2. С. 241–330.

Квинтилиан 1834 – Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. Часть II. Санкт-Петербург, 1834.

Кувшинская 2024 – Абердинский бестиарий / Пер. с лат., комм. И. В. Кувшинской. Москва, 2024.

Пивень 2024 – Пивень М. Г. Изображения ветхозаветных патриархов и пророков в «Хронике Креспи» и родственных манускриптах: иконографические истоки и параллели // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023. № 3. С. 72–85.

Рогов 2016 – Рогов М. А. Иконографический анализ миниатюр «Зерцала человеческого спасения» из собрания Н. В. Угодиной // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6. Санкт-Петербург, 2016. С. 333–343.

Филарете 1999 – Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер., прим. В. Л. Глазычева. Москва, 1999.

Amberger 2003 – Amberger A. Giordano Orsinis Uomini Famosi
in Rom. Helden der Weltgeschichte im Frühhumanismus. München, Berlin, 2003.

Campopiano 2017 – Campopiano M. Introduction: New Perspectives on Universal Chronicles in the High Middle Ages. Universal Chronicles in the High Middle Ages. Ed. by M. Campopiano
and H. Bainton. Woodbridge, 2017.

Kempshall 2011 – Kempshall M. Rhetoric and the Writing of History, 400–1500. Manchester, 2011.

Mode 1972 – Mode R. L. Masolino, Uccello and the Orsini ‘Uomini Famosi’. The Burlington Magazine. 1972. Vol. 114. 831.
Pp. 368–375, 377–378.

Mode 1973 – Mode R. L. The Orsini Sala Theatri at Monte Giordano
in Rome. Renaissance Quarterly. 1973. Vol. 26. 2. Pp. 167–172.

Scheller 1962 – Scheller R. W. Uomini Famosi. Bulletin van het Rijksmuseum. 1962. 2/3. Pp. 56–67.

Simpson 1966 – Simpson W. A. Cardinal Giordano Orsini as a Prince of the Church and a Patron of the Arts. A Contemporary Panegyric and Two Descriptions of the Lost Frescoes in Monte Giordano. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1966. Vol. 29. Pp. 135–159.

Wood 2015 – Wood I. Universal Chronicles in the Early Medieval West. Medieval Worlds. 2015. 1. Pp. 47–60.

Сведения об авторе

Марина Георгиевна Пивень
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории искусства
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
доцент кафедры истории и теории церковного искусства
Московская духовная академия
Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад,
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
E-mail: piven06@yandex.ru

Для цитирования:
Пивень М. Г. Теологическая основа программы визуального представления истории в манускриптах «Хроник в картинах» эпохи Ренессанса // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 102–114. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-102-114

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
65
Скачиваний
11