Интеграция многофигурных повествовательных сцен и структурные трансформации в итальянском алтарном полиптихе XIV века

Ключевые слова: алтарный образ, полиптих, живопись треченто, нарративность, итальянское искусство Возрождения

Аннотация

Живописный алтарный полиптих, предназначенный для главного храмового алтаря, сформировался во второй половине XIII века в Италии, в церквах нищенствующих орденов и использовал особый способ организации визуального материала путём сопоставления фигур между собой и выстраивания их в ряды по вертикали и по горизонтали, в рамках которого почти не было места для повествовательных элементов, которые в это время широко использовались в других типах живописных произведений на досках. Такой «анти-нарративный» характер алтарный образ будет сохранять на всём протяжении своего существования. Однако произведения, созданные с середины до конца XIV века, демонстрируют уникальные решения, нацеленные на интеграцию повествовательных сцен и даже циклов в структуру алтарного полиптиха, что потребовало новых конструктивных решений и композиционных подходов. Автор статьи анализирует эти решения, роль нарративных элементов в алтарных полиптихах второй половины треченто и задаётся вопросом о причинах появления новых решений.

Биография автора

О. А. Назарова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-58-76

О. А. Назарова
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
onazarova@hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1143-0463

Аннотация
Живописный алтарный полиптих, предназначенный для главного храмового алтаря, сформировался во второй половине XIII века в Италии в церквах нищенствующих орденов и использовал особый способ организации визуального материала путём сопоставления фигур между собой и выстраивания их в ряды по вертикали и по горизонтали, в рамках которого почти не было места для повествовательных элементов, которые в это время широко использовались в других типах живописных произведений на досках. Такой «анти-нарративный» характер алтарный образ будет сохранять на всём протяжении своего существования. Однако произведения, созданные с середины до конца XIV века, демонстрируют уникальные решения, нацеленные на интеграцию повествовательных сцен и даже циклов в структуру алтарного полиптиха, что потребовало новых конструктивных решений и композиционных подходов. Автор статьи анализирует эти решения, роль нарративных элементов в алтарных полиптихах второй половины треченто и задаётся вопросом о причинах появления новых решений.

Ключевые слова: алтарный образ, полиптих, живопись треченто, нарративность, итальянское искусство Возрождения

Библиография

Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.

Назарова 2018 – Назарова О. А. «Полиптих-витрина» в итальянской живописи конца XIII – первой половины XIV века // Искусствознание. 2018. № 1. С. 168–207.

Belting 1985 – Belting H. The New Role of Narrative in Public Painting of the Trecento: “Historia” and Allegory. Studies in the History of Art. Symposium Papers IV: Pictorial Narrative in Antiquity and the Middle Ages. 1985. Vol. 16. Pp. 151–168.

Bergstein 1991 – Bergstein M. Marian Politics in Quattrocento Florence: The Renewed Dedication of Santa Maria del Fiore in 1412. Renaissance Quarterly. 1991. Vol. 44. 4. Pp. 690–691.

Bomford et al. 1989 – Bomford D., Dunkerton J., Gordon D., Roy A.
Art in the Making: Italian Panel Painting before 1400. London, 1989. Pp. 156–189.

Borghero 2019 – Borghero F. Il Polittico di Santa Reparata di Bernardo Daddi: fonti notarili inedite sulla committenza e la datazione dell’opera. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 2019. Vol. 61. Pp. 265–271.

Brüggen Israëls 2020 – Brüggen Israëls M. Fabbrica e funzionamento delle pale bifronti tra Duecento e Quattrocento. Taddeo di Bartolo. Ed. by G. E. Solberg. Cinisello Balsamo, 2020. Pp. 89–101.

Cavadini 1980 – Cavadini L. Giovanni da Milano. Comasco, 1980.

Ciatti, Mannini 2001 – Ciatti M., Mannini M. P. Giovanni da Milano:
il Polittico di Prato. Prato, 2001.

Chiodo 2008 – Chiodo S. Giovanni da Milano, Polittico di Prato. Giovanni da Milano, capolavori del gotico tra Lombardia e Toscana. Ed. by D. Parenti. Firenze, 2008. Pp. 182–189.

Copper 2001 – Copper D. Franciscan Choir Enclosures and the Function of Double-Sided Altarpieces in Pre-Tridentine Umbria. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 2001. Vol. 64.
Pp. 1–54.

Gordon 2002 – Gordon D. Thirteenth- and fourteenth-century perugian doublesided altarpieces: form and function. The Typology, Meaning, and Use of Some Panel Paintings from the Duecento and Trecento. Ed. by M. Ciatti. Washington, New Haven, 2002. Pp. 228–249.

Gordon, Reeve 1984 – Gordon D., Reeve A. Three Newly-Acquired Panels from the Altarpiece for Santa Croce by Ugolino di Nerio. National Gallery Technical Bulletin. 1984. Vol. 8. Pp. 36–52.

Gronau 1945 – Gronau H. D. The San Pier Maggiore Altarpiece:
A Reconstruction. The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1945. Vol. 86. 507. Pp. 139­–145.

Hoeniger 2021 – Hoeniger C. Rising from the Rubble of World War II: The High Altarpiece of Impruneta. New Horizons in Trecento Italian Art. Ed. by B. Keene, K. Whittington. Brepols, 2021. Pp. 291–303.

Lavin 2001 – Lavin I. Santa Maria del Fiore: Image of the Pregnant Madonna. La cattedrale e la città. Saggi sul Duomo di Firenze. Firenze, 2001. Pp. 668–689.

Loyrette 1980 – Loyrette H. Seroux d’Agincourt et les origines de l’histoire de l’art medieval. Revue de l’art. 1980. 48. Pp. 40–56.

Marchi 2007 – Marchi A., de. Il programma e l’allestimento delle pale per le “cappelle de’ nostri avocati” nel duomo di Siena. Medioevo: l’Europa delle Cattedrali. Atti del convegno di studi internazionali (Parma, 19–23 settembre 2006). Ed. by A. C. Quintavalle. Milano, 2007. Pp. 573–585.

Marchi 2009 – Marchi A., de. La pala d’altare. Dal paliotto al polittico gotico. Firenze, 2009.

Martini 2021 – Taddeo di Bartolo a Montepulciano: il trittico dell’Assunta. Storia, tecnica, conservazione e restauro. Ed. by L. Martini. Firenze, 2021.

Miller, Jasper 2010 – Miller М. C., Jasper K. L. The Foundation of the Monastery of San Pier Maggiore in Florence. Rivista di storia della Chiesa in Italia. 2010. Vol. 64. 2. Pp. 381–396.

Os 1984 – Os H. W., van. Sienese Altarpieces, 1215–1460. Form, Content, Function. Vol. 1. Groningen, 1984.

Os 1985 – Os H. W., van. Tradition and Innovation in Some Altarpieces by Bartolo di Fredi. The Art Bulletin. 1985. March. Vol. 67. 1. Pp. 50–66.

Solberg 2002 – Solberg G. Altarpiece Types and Regional Adaptations in the Work of Taddeo di Bartolo. Studies in the History of Art. Symposium Papers XXXVIII: Italian Panel Painting of the Duecento and Trecento. 2002. Vol. 61. Pp. 198–227.

Strocchia 2007 – Strocchia S. T. When the Bishop Married the Abbess: Masculinity and Power in Florentine Episcopal Entry Rites, 1300–1600. Gender & History. 2007. 19. Pp. 346–368.

Tartuferi 2010 – Giovanni da Milano e il polittico di Ognissanti. Le tavole degli Uffizi restaurate. A cura di A. Tartuferi. Milano, 2010.

Сведения об авторе

Ольга Алексеевна Назарова
кандидат искусствоведения,
доцент факультета гуманитарных наук
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: onazarova@hse.ru

Для цитирования:
Назарова О. А. Интеграция многофигурных повествовательных сцен и структурные трансформации в итальянском алтарном полиптихе XIV века // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 58–76. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-58-76

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
162
Скачиваний
45