Иконографический метод в терминах: опыт построения иконографического глоссария

Ключевые слова: христианская иконография, иконографический метод, миниатюрист, образец, копирование, иконографическая программа

Аннотация

Статья посвящена опыту обобщения и систематизации обширной, но мало унифицированной терминологической базы, применяемой исследователями в сфере действия иконографического метода. Термины, предлагаемые в этой статье, раскрывают не способы изображения сюжетов христианской иконографии, а теорию использования самого метода. Авторы рассматривают такие ключевые понятия, как «образец», «модель», «оригинал», «копия», «цитата» и другие. Также в этой статье приведены примеры использования данных понятий в исследованиях различных авторов как классических, так и современных трудов (таких как Н. В. Покровский, А. Грабар, Ф. Брюно, Г. Сварценский, Дж. Александер и др.). Классификация, предлагаемая в этой статье, подразумевает объединение понятий в группы. Перечислим их кратко: во-первых, определение целостного варианта изображения и его отдельных частей разной степени изменяемости; во-вторых, определение содержательной программы произведения или цикла в целом и в отдельных единицах-носителях смысловой нагрузки; в-третьих, вопросы отношений типа «образец – копия – цитата» между отдельными изображениями и варианты самого процесса копирования; в-четвёртых, визуальный багаж конкретного мастера или группы мастеров и способы его передачи внутри мастерской и шире, в частности, варианты специальных руководств и инструкций для мастеров. В каждой группе термины перечислены в порядке “усложнения”: от более простых к комплексным. Данная классификация не является исчерпывающей и требует дальнейших уточнений.

Биография автора

А. В. Пожидаева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-15-36

А. В. Пожидаева
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
apojidaeva69@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0247-933X

Н. А. Мкртчян
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
nana3101@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6059-4179

М. К. Сидоренко
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
mksidorenko@edu.hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0007-8819-9657

С. В. Спиридонова
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
svspiridonova@edu.hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5062-3185

Е. А. Суслова
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Российская Федерация
easuslova_1@edu.hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0138-4222

Аннотация
Статья посвящена опыту обобщения и систематизации обширной, но мало унифицированной терминологической базы, применяемой исследователями в сфере действия иконографического метода. Термины, предлагаемые в этой статье, раскрывают не способы изображения сюжетов христианской иконографии, а теорию использования самого метода. Авторы рассматривают такие ключевые понятия, как «образец», «модель», «оригинал», «копия», «цитата» и другие. Также в этой статье приведены примеры использования данных понятий в исследованиях различных авторов как классических, так и современных трудов (таких как Н. В. Покровский, А. Грабар, Ф. Брюно, Г. Сварценский, Дж. Александер и др.). Классификация, предлагаемая в этой статье, подразумевает объединение понятий в группы. Перечислим их кратко: во-первых, определение целостного варианта изображения и его отдельных частей разной степени изменяемости; во-вторых, определение содержательной программы произведения или цикла в целом и в отдельных единицах-носителях смысловой нагрузки; в-третьих, вопросы отношений типа «образец – копия – цитата» между отдельными изображениями и варианты самого процесса копирования; в-четвёртых, визуальный багаж конкретного мастера или группы мастеров и способы его передачи внутри мастерской и шире, в частности, варианты специальных руководств и инструкций для мастеров. В каждой группе термины перечислены в порядке “усложнения”: от более простых к комплексным. Данная классификация не является исчерпывающей и требует дальнейших уточнений.

Ключевые слова: христианская иконография, иконографический метод, миниатюрист, образец, копирование, иконографическая программа

Библиография

Абрамович 1931 – Абрамович Д. Києво-Печерський патерик. Києв, 1931.

Дмитриев, Ольшевская 1997 – Киево-Печерский патерик / 
Пер., комм. Л. А. Дмитриева, Л. А. Ольшевской // Библиотека литературы древней Руси. Т. 4. Санкт-Петербург, 1997. С. 296–489.

Панофский 2009 – Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Перевод
с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. Москва, 2009.

Пожидаева 2021 – Пожидаева А. В. Сотворение мира
в иконографии средневекового Запада. Москва, 2021.

Покровский 1900 – Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, 1900.

Alexander 1992 – Alexander J. J. G. Medieval Illuminators and
Their Methods of Works. Yale, 1992.

Battini et al. 2006 – Battini M., Saladino V., Franzoni C., Settis S. Schemata: comunicazione non verbale nella Grecia Antica.
Quaderni Storici. 2006. Vol. 41. 123 (3). Pp. 671–701.

Borlée, Terrier Aliferis 2018 – Les modèles dans l’art du Moyen Age (XII–XV siècles). Ed. by D. Borlée, L. Terrier Aliferis. Turnhout, 2018.

Bruneau 1984 – Bruneau P. Les mosaïstes antiques avaient–ils des Cahiers de modèles? Revue Archéologique. 1984. 2. Pp. 241–272.

Cаillet 2012 – Cаillet J. P. La mise à profit de manuscrits antérieurs en tant que modèles par les miniaturistes du VIIIe au XIIe siècle. Cаhiers de Saint-Michel de Cuxa. 2012. 43. Pp. 49–60.

Carruthers 2008 – Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 2008.

Demus 1949 – Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949.

Demus 1970 – Demus O. Byzantine Art and the West. New York, 1970.

Grabar 1968 – Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. Princeton, 1968.

Kessler 1971 – Kessler H. L. Hic Homo Formatur: The Genesis Frontispieces of the Carolingian Bibles. Art Bulletin. 1971. 53.
Pp. 143–160.

Kessler 1977 – Kessler H. L. The Illustrated Bibles from Tours. Princeton, 1977.

Kitzinger 1960 a – Kitzinger E. The Mosaics of Monreale. Palermo, 1960.

Kitzinger 1960 b – Kitzinger E. I mosaici di Monreale. Trad. di Fanny Bonajuto. Palermo, 1960.

Martin 1904 – Martin H. Les esquisses des miniatures. Revue Archéologique. 1904. 4. Pp. 17–45.

Müller 2014 – Müller M. E. Introduction. The Use of Models in Medieval Book Painting. Cambridge, 2014. Pp. xi–xviii.

Scheller 1995 – Scheller R. W. Exemplum Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages
(ca. 900 – ca. 1470). Amsterdam, 1995.

Settis 2013 – Settis S. La «Tempesta» interpretata. Torino, 2013.

Stones 1990 – Stones A. Indications ecrites et modeles picturaux, guides aux peintres de manuscrits enlumines aux environs de 1300. Artistes, arttisans et production artistique au Moyen Age. 3. Fabrication et consommation de l’oeuvre. Paris, 1990. Pp. 321–349.

Swarzenski 1963 – Swarzenski H. The Role of Copies in the Formation of the Styles of the Eleventh Century. Studies in Western Art. Vol. 1: Romanesque and Gothic Art. Princeton, 1963. Pp. 7–18.

Verkerk 2004 – Verkerk D. Early Medieval Bible Illumination and the Ashburnham Pentateuch. Cambridge, 2004.

Weitzmann, Bernabò 1999 – Weitzmann K., Bernabò M. The Byzantine Octateuchs. Princeton, 1999.

Сведения об авторах

Анна Владимировна Пожидаева
кандидат искусствоведения,
доцент факультета гуманитарных наук
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: apojidaeva69@mail.ru

Нана Арменовна Мкртчян
магистрант образовательной программы «Медиевистика»
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: nana3101@yandex.ru

Мария Кирилловна Сидоренко
студент образовательной программы «История искусств»
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: mksidorenko@edu.hse.ru

Софья Валерьевна Спиридонова
студент образовательной программы «История искусств»
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: svspiridonova@edu.hse.ru

Евгения Александровна Суслова
студент образовательной программы «История искусств»
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 105066, Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1
E-mail: easuslova_1@edu.hse.ru

Для цитирования:
Пожидаева А. В., Мкртчян Н. А., Сидоренко М. К.,
Спиридонова С. В., Суслова Е. А. Иконографический метод в терминах: опыт построения иконографического глоссария // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 1. С. 15–36. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-1-15-36

Опубликован
2024-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
147
Скачиваний
45