Иеротопия патриарха Никона. Новоиерусалимская Пустынь как пространственная икона XVII века

Ключевые слова: Иерусалим, Новый Иерусалим, патриарх Никон, иеротопия, пространственная икона, иконография, сакральное пространство, Святая Земля

Аннотация

В контексте иеротопии – науки о создании сакральных пространств как особом виде научного и художественного творчества – были сформулированы две новые проблемы: феномен создателей сакральных пространств и тема пересоздания Святой Земли как основы духовной культуры христианского Средневековья. Эти проблемы определяют содержание настоящей работы, в которой я стараюсь проанализировать один из наиболее оригинальных и значительных иеротопических проектов патриарха Никона, который, на мой взгляд, является ключевым для понимания русской культуры XVII века. «Отходная Пустынь» в Новом Иерусалиме представляет собой важнейшую пространственную икону своей эпохи, за которой стоял глобальный религиозно-политический замысел. Пустынь должна была стать духовным центром «Святой Руси» вдали от погрязшей в суетливых интригах и других грехах Москвы. Мы точно знаем, кто был автором абсолютно оригинального архитектурно-пространственного и художественного решения. Патриарх Никон, соединивший в своём проекте видимое и мыслимое, материально конкретное и воображаемое, создал иконический образ-посредник такой глубины и силы, перед которым отступают все иконы на плоскости, созданные на Руси в XVII веке. В этом смысле Никон может быть впервые увиден как гениальный художник, продолживший и преобразивший великие традиции византийской и древнерусской иеротопии – особого вида творчества по созданию сакральных пространств.

Биография автора

А. М. Лидов, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-46-63

А. М. Лидов
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
alidov@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0009-0002-9333-0510

Аннотация
В контексте иеротопии – науки о создании сакральных пространств как особом виде научного и художественного творчества – были сформулированы две новые проблемы: феномен создателей сакральных пространств и тема пересоздания Святой Земли как основы духовной культуры христианского Средневековья. Эти проблемы определяют содержание настоящей работы, в которой я стараюсь проанализировать один из наиболее оригинальных и значительных иеротопических проектов патриарха Никона, который, на мой взгляд, является ключевым для понимания русской культуры XVII века. «Отходная Пустынь» в Новом Иерусалиме представляет собой важнейшую пространственную икону своей эпохи, за которой стоял глобальный религиозно-политический замысел. Пустынь должна была стать духовным центром «Святой Руси» вдали от погрязшей в суетливых интригах и других грехах Москвы. Мы точно знаем, кто был автором абсолютно оригинального архитектурно-пространственного и художественного решения. Патриарх Никон, соединивший в своём проекте видимое и мыслимое, материально конкретное и воображаемое, создал иконический образ-посредник такой глубины и силы, перед которым отступают все иконы на плоскости, созданные на Руси
в XVII веке. В этом смысле Никон может быть впервые увиден как гениальный художник, продолживший и преобразивший великие традиции византийской и древнерусской иеротопии – особого вида творчества по созданию сакральных пространств.

Ключевые слова: Иерусалим, Новый Иерусалим, патриарх Никон, иеротопия, пространственная икона, иконография, сакральное пространство, Святая Земля

Библиография

Витсен 1996 – Витсен Н. Путешествие в Московию. 1664–1665. Дневник / Пер. со староголланд. В. Г. Трисман. Санкт-Петербург, 1996.

Воробьёва 2008 – Воробьёва Н. В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона. Омск, 2008.

Гиббенет 1882 – Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. Часть 1. Санкт-Петербург, 1882.

Гиббенет 1884 – Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. Часть 2. Санкт-Петербург, 1884.

Гнутова, Щедрина 2006 – Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский Крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и на Руси /
Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2006. С. 681–694.

Горячева 2002 – Горячева М. Ю. Отходная Пустынь Патриарха Никона. Материалы исследований // Никоновские чтения. Москва, 2002. С. 23–36.

Горячева 2006 – Горячева М. Ю. Надгробие в архитектуре. Гульбище скита патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре // Русское средневековое надгробие XIII–XVII века. Материалы к своду. Вып. 1. Москва, 2006. С. 180–186.

Зеленская 2002 – Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. Путеводитель. Москва, 2002.

Зеленская 2008 – Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего. Москва, 2008.

Зеленская 2009 – Зеленская Г. М. Новый Иерусалим под Москвой. Аспекты замысла и новые открытия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств /
Ред. А. М. Лидов. Москва, 2009. С. 745–773.

Зеленская 2011 – Зеленская Г. М. Патриарх Никон – зодчий Святой Руси. Москва, 2011.

Леонид 1876 – Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Москва, 1876.

Лепахин 2006 – Лепахин В. В. Иконическое зодчество патриарха Никона // Никоновский сборник. Москва, 2006. С. 17–54.

Лидов 2005 – Лидов А. М. Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень // Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции. Москва, 2005. С. 79–108.

Лидов 2009 а – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.

Лидов 2009 б – Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культу-
ры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2009. С. 5–10.

Лидов 2009 в – Лидов А. М. Иеротопия: создание сакральных пространств как форма творчества и предмет исследования // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 60–76.

Лидов 2014 а – Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и на Руси. Москва, 2014.

Лидов 2014 б – Лидов А. М. Райские реки и иеротопия византийского храма // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира /
Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2014. С. 52–60.

Маркина 2000 – Маркина Н. Д. Икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи» // Христианские реликвии в Московском Кремле / Ред.-сост. А. М. Лидов. Москва, 2000. С. 292–293.

Никон 1982 – Patriarch Niкon on Church and State. Nikon’s «Refutation». Ed. by V. Tumins, G. Vernadsky. Berlin et al., 1982.

Никон 2009 – Патриарх Никон и его иеротопии. Извлечения из «Возражения, или Разорения против вопросо-ответов Стрешнева-Лигарида Никона, Божью милостью Патриарха» // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 73–75.

Прокопий 1996 – Прокопий Кесарийский. Война с готами.
О постройках / Пер. С. П. Кондратьева. Москва, 1996.

Севастьянова 2003 – Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона».
Санкт-Петербург, 2003.

Севастьянова 2007 – Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. Москва, 2007.

Севастьянова 2019 – Севастьянова С. К. «Возражение» патриарха Никона как памятник русской полемической культуры второй половины XVII в.: проблемы и перспективы изучения // Каптеревские чтения. 2019. № 17. С. 137–189.

Селезнёв, Тищенко 2001 – Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского: Книга Исхода / Пер., ком. М. Г. Селезнёва,
С. В. Тищенко. Москва, 2001.

Шмидт 2009 – Шмидт В. В. Палестина Святой Руси // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 177–258.

Шушерин 1871 – Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. Москва, 1871.

Щедрина 2002 – Щедрина К. А. Некоторые историко-богословские аспекты монастырского строительства патриарха Никона // Никоновские чтения. Москва, 2002. С. 15–22.

Dagron 1984 – Dagron G. Constantinople imaginare. Études sur le recueil des « patria ». Paris, 1984.

Gutmann 1976 – The Temple of Solomon. Archeological Fact and Medieval Tradition in Christian, Islamic and Jewish Art.
Ed. by J. Gutmann. Missouls, 1976.

Harrington 2004 – Harrington L. M. Sacred Place in Early Medieval Neoplatonism. New York, 2004. Pp. 158–164.

Koder 1994 – Koder J. Justinians Sieg über Solomon in Thymiama. Athens, 1994. Pp. 135–142.

Lidov 2004 – Lidov A. Leo the Wise and the Miraculous Icons in Hagia Sophia. The Heroes of the Orthodox Church: New Saints of the Eighth to Sixteenth Centuries. Ed. by E. Kountoura-Galaki. Athens, 2004.
Рp. 393–432.

Lidov 2006 – Lidov A. The Creator of Sacred Space as a Phenomenon of Byzantine Culture. The Artist in Byzantium. Ed. by M. Bacci. Pisa, 2006. Pp. 135–176.

Majeska 1978 – Majeska G. Notes on the Archeology of St. Sophia at Constantinople: The Green Marble Bands on the Floor. Dumbarton Oaks Papers. 1978. 32. Pp. 299–308.

Ousterhout 1998 – Ousterhout R. Flexible Geography and Transportable Topography. The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art. Ed. by B. Kuehnel. Jerusalem, 1998. Pp. 402–404.

Panofsky 1979 – Panofsky E. Abbot Suger and Its Art Treasures on the Abbey Church of St.-Denis. Princeton, 1979.

Preger 1907 – Diegesis peri tis Agias Sofias. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Bd. 2. Ed. by Th. Preger. Leipzig, 1907.

Procopius 1962–1963 – De Aedificis in Procopii Caesariensis Opera Omnia. Lipsiae, 1962–1963.

Scheja 1962 – Scheja G. Hagia Sophia und Templum Salomonis. Istanbuler Mitteilungen. 1962. 12. Pp. 44–58.

Smith 1987 – Smith Z. To Take Place. Toward Theory in Ritual.
Chicago & London, 1987.

Wolf 2006 – Wolf G. Holy Place and Sacred Space. Hierotopical Considerations Concerning the Eastern and Western Christian Traditions. Hierotopy: Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Medieval Russia. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2006. Pp. 34–36.

Сведения об авторе

Алексей Михайлович Лидов
кандидат искусствознания,
академик Российской академии художеств,
заведующий отделом культуры древности
Института мировой культуры
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова
Российская Федерация, 119991, Москва, Воробьёвы горы, 1
E-mail: alidov@gmail.com

Для цитирования:
Лидов А. М. Иеротопия патриарха Никона. Новоиерусалимская Пустынь как пространственная икона XVII века // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 46–63.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2023-5-1-46-63

Опубликован
2023-06-28
Раздел
Статьи
Просмотров
190
Скачиваний
59