В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого состоялся II Международный научный симпозиум «Визуальная теология. Репрезентации культурной идентичности»
2–3 октября 2023 г. научно-образовательный центр «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и редакция научного журнала «Визуальная теология» провели второй международный научный симпозиум «Визуальная теология. Репрезентации культурной идентичности». Симпозиум состоялся на базе Высшей гуманитарной школы «Антоново» в рамках исполнения проекта «Университет как генератор культурной идентичности» по программе развития российских университетов «Приоритет 2030».
Целью работы симпозиума было определение роли священных изображений и пространственных художественных комплексов в формировании, сохранении и трансляции культурной идентичности – как в истории, так и в наши дни.
Организаторы симпозиума исходят из того, что развитие современного гуманитарного знания в области визуальной теологии способствует более глубокому пониманию таких культурных явлений, как связь образа и смысла в повседневных и праздничных практиках, культурная память нации и регионального сообщества, визуальный код обитаемого пространства (города, села, монастыря, региона, страны), формы выражения гражданской идентичности.
Названные темы определяют сферу научных интересов участников симпозиума, собравшихся в первые дни октября на территории древнего новгородского Антониева монастыря. С докладами выступили исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Барнаула, Еревана, Белграда, Нови-Сада и, конечно, Великого Новгорода.
В ходе научного общения были представлены последние достижения учёных в области изучения иконографии, архитектуры, градостроительства, богослужебного действия и общей организации священного пространства. Участники симпозиума обсудили визуальные, идеологические и социокультурные аспекты создания и использования икон в советскую эпоху, программы росписей храмов в новейшей отечественной истории, параллельное существование религии и квази-религии в России ХХ века, истоки, традиции и богословский смысл архитектурных форм и иконографических сюжетов, применение религиозных культурных кодов в современном образовании, архитектуре, структуре литургического пространства, изобразительном искусстве и кинематографе. Были выявлены ключевые смыслы и образы, обеспечивающие преемственность отечественной культуры, опирающейся в своём фундаменте на единое мировоззренческое основание – понятие Божьего мира, пребывающего в непрерывном сообщении со своим Творцом.
В рамках симпозиума прошёл «круглый стол», специально посвящённый сакральному культурному коду Великого Новгорода. Участники обсудили тему преемственности в изображении повседневной жизни города в иконописи XVI века и современной графике, роль городской ономастики в формировании сакрального пространства исторического города, а также итоги конкурса по выбору символа Новгородской области, религиозные и светские мотивы голосования новгородцев.
Для участников симпозиума была организована экскурсия по новгородскому собору Святой Софии. Экскурсию провела главный хранитель собора, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Татьяна Юрьевна Царевская.
К открытию симпозиума была приурочена фотовыставка «Российские древности: визуальные маркеры культурной идентичности». Выставку открыл автор фотографий – научный журналист, главный редактор интернет-портала «Российские древности» Алексей Сергеевич Паевский.
Очередной научный симпозиум стал важным этапом в изучении истории развития отечественной культуры с особой акцентуацией на исследовании визуальных форм сохранения и передачи культурной идентичности.