ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ТОМСКЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ГОРОДСКИЕ МИФЫ

Ключевые слова: визуальные исторические источники, монастырь, городское пространство, городской миф, историческая память, мемуары

Аннотация

В статье анализируются визуальные источники по истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Томска (1865 – 1920-е гг.). Ввиду слабой изученности истории обители, малого количества сохранившихся письменных источников, именно доступные визуальные источники во многом выступают средством сохранения памяти городского сообщества о ныне утраченной обители, которая является частью так называемого городского мифа – системы устойчивых представлений о прошлом города, его своеобразных чертах. Визуальные источники также отражают противоречивые трансформации, которые претерпевал городской миф в XIX–XXI вв. Иоанно-Предтеченский монастырь возник в период, когда происходила трансформация представлений о городе как сакральном центре, характерных для Руси. Город начинает пониматься с функциональной точки зрения – как упорядоченно обустроенное, комфортное место для жизни, а не сакральный центр. Такая трансформация ярко прослеживается в описании облика монастыря и его окружения, которое дают мемуары Петра Хандорина (1905–1992). Монастырь явно не вписывается в городскую среду, остаётся в ней чужеродным элементом. Трансформация представлений о градообразующей функции монастыря привела к тому, что в начале XX в. миф о городе как сакральном центре подвергается целенаправленному разрушению. Однако уже к 1970-м гг. выясняется, что культура оказалась не готова к полному уничтожению исторической памяти: в условиях запретов на религиозную тематику возникают «предания» о монастыре, часто не имеющие ничего общего с исторической действительностью. Это свидетельствует о сохранении в массовом сознании представлений о городе как сакральном центре. Вместе с тем этот миф затрудняет восстановление исторической правды и памяти о реально существовавшей обители.

Биография автора

Н. И. Сазонова, Томский государственный педагогический университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-111-128

Н. И. Сазонова
Томский государственный педагогический университет,
Томск, Россия
nataly-sib@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0562-1397

E. A. Маслич
Томский государственный педагогический университет,
Томск, Россия
e.maslich@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0068-0475

Аннотация
В статье анализируются визуальные источники по истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Томска (1865 – 1920-е гг.). Ввиду слабой изученности истории обители, малого количества сохранившихся письменных источников, именно доступные визуальные источники во многом выступают средством сохранения памяти городского сообщества о ныне утраченной обители, которая является частью так называемого городского мифа – системы устойчивых представлений
о прошлом города, его своеобразных чертах. Визуальные источники также отражают противоречивые трансформации, которые претерпевал городской миф в XIX–XXI вв. Иоанно-Предтеченский монастырь возник в период, когда происходила трансформация представлений о городе как сакральном центре, характерных для Руси. Город начинает пониматься с функциональной точки зрения – как упорядоченно обустроенное, комфортное место для жизни, а не сакральный центр. Такая трансформация ярко прослеживается в описании облика монастыря и его окружения, которое дают мемуары Петра Хандорина (1905–1992). Монастырь явно не вписывается в городскую среду, остаётся в ней чужеродным элементом. Трансформация представлений о градообразующей функции монастыря привела к тому, что в начале XX в. миф о городе как сакральном центре подвергается целенаправленному разрушению. Однако уже к 1970-м гг. выясняется, что культура оказалась не готова к полному уничтожению исторической памяти: в условиях запретов на религиозную тематику возникают «предания» о монастыре, часто не имеющие ничего общего с исторической действительностью. Это свидетельствует о сохранении в массовом сознании представлений о городе как сакральном центре. Вместе с тем этот миф затрудняет восстановление исторической правды и памяти о реально существовавшей обители.

Ключевые слова: визуальные исторические источники, монастырь, городское пространство, городской миф, историческая память, мемуары.

Библиография

Адлыкова 2012 – Адлыкова А. П. Хозяйственно-экономическая деятельность монастырей Юго-Западной Сибири в XIX – начале XX в. // Мир Евразии. 2012. № 2–4 (17–19). С. 7–10.

Ведомость 1898 – Ведомость о состоянии Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря и Иоанно-Предтеченского женского монастыря за 1898 год // Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1129.

Дмитриенко 1998 – Дмитриенко Н. М. П. В. Хандорин о томских наводнениях и строительстве дамбы // Сибирская старина. 1998. № 13. С. 35–37.

Лахтионова 2020 – Лахтионова Е. С. Женские монастыри Урала и Западной Сибири (вторая половина XIX – начало ХХ в.): повседневная жизнь и основные направления деятельности // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30).
С. 187–225.

Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Москва Патриаршая. Москва, 1995.

Манькова 2016 – Манькова И. Л. Монастырь в пространстве сибирского города (по материалам Туринска XVII – первой половины XVIII в.) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 1 (148).
С. 120–134.

Манькова 2018 – Манькова И. Л. Роль монастырей в духовной жизни населения Урала и Сибири в XVII веке // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 160–178.

Морозов 2005 – Морозов Е. М. Монастыри Томской епархии: история, архитектура, святыни. Диссертация на соискание учёной степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 2005.

Овчинников 2010 – Овчинников В. А. Процесс ликвидации православных монастырей на юге Западной Сибири в 1918 – 1920-е гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 4 (44). С. 41–46.

Овчинников 2011 – Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII – начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Кемерово, 2011.

Страховые документы 1910 – Страховые документы на церковное имущество по городскому округу Томского уезда Томской епархии // Российский государственный исторический архив.
Ф. 799. Оп. 33. Д. 2165.

Топоров 2003 – Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. Санкт-Петербург, 2003.

Хандорин 1979 – Хандорин П. В. Томск и томичи в начале века. Очерки города и событий, быта и нравов по рассказам стариков и очевидцев, личным воспоминаниям и запомнившимся анекдотам. Тетради № 4–5. Автограф // Государственный архив Томской области. Ф. Р-1954. Оп. 1. Д. 5.

Хандорин 1981 – Хандорин П. В. Томск и томичи в начале века. Очерки города и событий, быта и нравов по рассказам стариков и очевидцев, личным воспоминаниям и запомнившимся анекдотам. Тетради № 8–9. Автограф // Государственный архив Томской области. Ф. Р-1954. Оп. 1. Д. 7.

Хандорин 1982 – Хандорин П. В. Томск и томичи в начале века. Очерки города и событий, быта и нравов по рассказам стариков и очевидцев, личным воспоминаниям и запомнившимся анекдотам. Тетради № 6–7. Автограф // Государственный архив Томской области. Ф. Р-1954. Оп. 1. Д. 6.

Шилов 2010 – Шилов Д. Н. Томский некрополь. Санкт-Петербург, 2010.

Сведения об авторах

Наталия Ивановна Сазонова
доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент,
зав. кафедрой истории России и методики обучения
истории и обществознанию
Томский государственный педагогический университет
Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061
E-mail: nataly-sib@mail.ru

Евгений Александрович Маслич
аспирант кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию
Томский государственный педагогический университет
Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061
E-mail: e.maslich@yandex.ru

Для цитирования:
Сазонова Н. И., Маслич Е. А. Визуальные источники по истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Томске: историческая память и городские мифы // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 111–128. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-111-128

Опубликован
2022-06-29