Топология религиозного: текст, память, пространство

Ключевые слова: культурная топика, религиозный топос, коммеморация, топологический маршрут, христианский подвиг, подвижничество, визуализация

Аннотация

Концептуальное решение вопроса о религиозной топике обращает исследователя к пониманию топоса как «пространственной» единицы культуры, вмещающей духовное содержание, и как формы, стремящейся к трансцендированию себя самой. В святоотеческой письменности мы находим сведения о структуре, форме и содержании библейской топики. Религиозный топос, соединяющий экзистенциальные смыслы двух традиций – ветхозаветной и новозаветной, – находит отражение в коммеморативных мотивах и практиках памятования. Агиографическая топика предстаёт как пространственная модель, в которой топосы имеют аксиологическую ориентацию. Сюжет христианского подвига отличается особыми пространственными характеристиками: это попытка утверждения «освящённого места» – топоса обретения надежды или такого топологического маршрута, который разворачивается в сотериологической перспективе. Для топологии подвижничества характерен начальный этап отсутствия места и имени у героя. Образ подвижника, представленный в тексте жития, приобретает имя, связанное с местом его подвига, и под этим именем сам подвижник становится содержанием топоса. Если святой передвигается в географическом пространстве, его топос реализуется как воплощение мифологемы пути. Столпничество – посредством жития и иконы – обозначает физическую вертикаль, которая репрезентирует собой топос восхождения и духовного преображения временного в вечное. В качестве отдельных репрезентаций, зафиксированных в религиозном дискурсе, образы памяти предстают как свидетельства усилий человечества, направленных к обретению культурной формы. Духовное содержание, наполняющее топос, структурно выражается в соотношении трансцендентного и имманентного. Событие подвига, локализованное в культурном пространстве, открывает новый мир для человека сопричастного, становящегося свидетелем. Обращение к топосу, событию и свидетельствованию – это пути поиска устойчивых экзистенциальных оснований и констант в сфере антропологического знания и ресурса культурной идентичности.

Биография автора

Н. З. Гаевская , Русская христианская гуманитарная академия

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-58-66

Н. З. Гаевская
Русская христианская гуманитарная академия,
Санкт-Петербург, Россия
lovich2000@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8422-4121

Аннотация
Концептуальное решение вопроса о религиозной топике обращает исследователя к пониманию топоса как «пространственной» единицы культуры, вмещающей духовное содержание, и как формы, стремящейся к трансцендированию себя самой. В святоотеческой письменности мы находим сведения о структуре, форме и содержании библейской топики. Религиозный топос, соединяющий экзистенциальные смыслы двух традиций – ветхозаветной и новозаветной, – находит отражение в коммеморативных мотивах и практиках памятования. Агиографическая топика предстаёт как пространственная модель, в которой топосы имеют аксиологическую ориентацию. Сюжет христианского подвига отличается особыми пространственными характеристиками: это попытка утверждения «освящённого места» – топоса обретения надежды или такого топологического маршрута, который разворачивается в сотериологической перспективе.
Для топологии подвижничества характерен начальный этап отсутствия места и имени у героя. Образ подвижника, представленный в тексте жития, приобретает имя, связанное
с местом его подвига, и под этим именем сам подвижник становится содержанием топоса. Если святой передвигается
в географическом пространстве, его топос реализуется как воплощение мифологемы пути. Столпничество – посредством жития и иконы – обозначает физическую вертикаль, которая репрезентирует собой топос восхождения и духовного преображения временного в вечное. В качестве отдельных репрезентаций, зафиксированных в религиозном дискурсе, образы памяти предстают как свидетельства усилий человечества, направленных к обретению культурной формы. Духовное содержание, наполняющее топос, структурно выражается в соотношении трансцендентного и имманентного. Событие подвига, локализованное в культурном пространстве, открывает новый мир для человека сопричастного, становящегося свидетелем. Обращение к топосу, событию и свидетельствованию – это пути поиска устойчивых экзистенциальных оснований и констант в сфере антропологического знания и ресурса культурной идентичности.

Ключевые слова: культурная топика, религиозный топос, коммеморация, топологический маршрут, христианский подвиг, подвижничество, визуализация

Библиография

Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Путь как авто-био-графия // Человек.RU. 2018. № 13. С. 44–65.

Бердяев 1994 – Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Москва, 1994.

Бердяев 1995 – Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. Москва, 1995.

Грякалов 2019 – Грякалов А. А. Топос и субъективность. Санкт-Петербург, 2019.

Евсевий – Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Москва, 1998.

Егорова 2012 – Егорова М. С. «Пустыня безмолвия» как элемент интертекста в пахомиевской Службе преподобному Кириллу Белозерскому // Русская агиография. Санкт-Петербург, 2012.
С. 46–81.

Егорова 2017 – Егорова М. С. Топика в агиографии и гимнографии: «живоносная мертвость» и «живые мертвецы» средневековой русской традиции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 47.

Мамардашвили 2018 – Мамардашвили М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии (опыт физической метафизики). Москва, 2018.

Олешкевич 2004 – Олешкевич Н. А. Религиозный опыт как способ экспликации жизненного мира. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Владивосток, 2004.

Софроний 2001 – Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Переславль-Залесский, 2001.

Старкова 1998 – Старкова К. Б. Понятие «тайна» в кумранских текстах // Православный палестинский сборник. Вып. 98 (35). Санкт-Петербург, 1998. С. 9–13.

Файбышенко 2018 – Файбышенко В. Ю. Пустая форма и начало истории: трансцендентальная философия рождения у Мераба Мамардашвили // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II. № 4. С. 13–31.

Феодорит 2003 – Феодорит Кирский. Сокращённое изложение божественных догматов // Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Москва, 2003. С. 9–83.

Фомичёва 2013 – Фомичёва С. Н. «Тайна» у Ефрема Сирина: иудейские параллели // Материалы V Международной студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии. Санкт-Петербург, 2013. С. 94–101.

Хаттон 2004 – Хаттон П. История как искусство памяти /
Пер. В. Ю. Быстрова. Санкт-Петербург, 2004.

Шуб 2016 – Шуб М. Л. Современные коммеморативные практики: воспитательный и образовательный потенциал // Челябинский гуманитарий. 2016. № 3 (36). С. 80–87.

Pratsch 2005 – Pratsch Th. Der hagiographische Topos: griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin & New York, 2005.

Сведения об авторе

Надежда Зеноновна Гаевская
соискатель кафедры религиоведения
Русская христианская гуманитарная академия
Российская Федерация, 191011, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 15
E-mail: lovich2000@mail.ru

Для цитирования:
Гаевская Н. З. Топология религиозного: текст, память, пространство // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 58–66. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-58-66

Опубликован
2022-06-29
Раздел
Статьи
Просмотров
294
Скачиваний
115