Пей и живи! Римские золотые донца и раннехристианская иеротопия

Ключевые слова: золотые стёкла, икона, сакральное пространство, катакомбы Рима, христианизация, культ мёртвых, святые, погребение

Аннотация

Статья посвящена известному, но всё ещё малоизученному жанру христианского изобразительного искусства, расцвет которого приходится на вторую половину IV века. Изображения выцарапывались на золотой фольге и вплавлялись в днище стеклянных сосудов. Большинство золотых стёкол найдено в римских катакомбах в виде выломанных из сосудов «донцев», так что судить о назначении и форме сосудов можно лишь гипотетически. Статья начинается с сопоставления двух представленных в литературе теорий по данному вопросу: погребальной и подарочной. Согласно погребальной теории, сами донца и были конечным продуктом, предназначенным для закрепления на могиле как своего рода визуальные эпитафии. Согласно подарочной теории, сосуды заказывались в качестве ценных подарков по случаю важных событий, например, крещения. По совокупности известных фактов подарочная теория представляется в целом более обоснованной. Вопрос о возможных функциях сосудов с золотыми донцами обсуждается далее в рамках иеротопического подхода, согласно которому процесс христианизации следует рассматривать как создание христианских сакральных пространств, в первую очередь семейного дома. Сакрализация дома путём его насыщения христианской символикой и протоиконическими изображениями находилась в тесной связи с переосмыслением традиционного семейного уклада в терминах новой веры и становлением христианского идеала семейной жизни. Семейные портреты, представленные на золотых стёклах, утверждают христианское понимание брака как нерасторжимого союза, заключённого на небесах. Другим важным сакральным пространством были сами катакомбы, в которых образ христианского рая «просвечивал» сквозь вечный мрак подземного царства мёртвых. В сакральном пространстве катакомб произошёл переход от культа мёртвых к культу святых. При запечатывании могилы золотым донцем с ликом мученика душа покойного поручалась заботам святого. Вытеснение семейных портретов в золотых стёклах ликами мучеников было не только этапом формирования культа святых, но и важным шагом на пути эволюции портретов в иконы.

Биография автора

А. Д. Охоцимский, Научный центр восточно-христианской культуры

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-10-38

А. Д. Охоцимский
Научный центр восточно-христианской культуры, Лёвен, Бельгия
andrew_simsky@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0902-3634

Аннотация
Статья посвящена известному, но всё ещё малоизученному жанру христианского изобразительного искусства, расцвет которого приходится на вторую половину IV века. Изображения выцарапывались на золотой фольге и вплавлялись в днище стеклянных сосудов. Большинство золотых стёкол найдено в римских катакомбах в виде выломанных из сосудов «донцев», так что судить о назначении и форме сосудов можно лишь гипотетически. Статья начинается с сопоставления двух представленных в литературе теорий по данному вопросу: погребальной и подарочной. Согласно погребальной теории, сами донца и были конечным продуктом, предназначенным для закрепления на могиле как своего рода визуальные эпитафии. Согласно подарочной теории, сосуды заказывались в качестве ценных подарков по случаю важных событий, например, крещения. По совокупности известных фактов подарочная теория представляется в целом более обоснованной. Вопрос о возможных функциях сосудов с золотыми донцами обсуждается далее в рамках иеротопического подхода, согласно которому процесс христианизации следует рассматривать как создание христианских сакральных пространств, в первую очередь семейного дома. Сакрализация дома путём его насыщения христианской символикой и протоиконическими изображениями находилась в тесной связи с переосмыслением традиционного семейного уклада в терминах новой веры и становлением христианского идеала семейной жизни. Семейные портреты, представленные на золотых стёклах, утверждают христианское понимание брака как нерасторжимого союза, заключённого на небесах. Другим важным сакральным пространством были сами катакомбы, в которых образ христианского рая «просвечивал» сквозь вечный мрак подземного царства мёртвых. В сакральном пространстве катакомб произошёл переход от культа мёртвых к культу святых. При запечатывании могилы золотым донцем с ликом мученика душа покойного поручалась заботам святого. Вытеснение семейных портретов в золотых стёклах ликами мучеников было не только этапом формирования культа святых, но и важным шагом на пути эволюции портретов в иконы.

Ключевые слова: золотые стёкла, икона, сакральное пространство, катакомбы Рима, христианизация, культ мёртвых, святые, погребение

Источники

Деяния 1996 – Деяния вселенских соборов. Т. IV, Санкт-Петербург, 1996.

Asterius 1972 – Asterius. Homilia I. Patr. Gr. 40, col. 168, 1972.

Compendium 1843 – Compendium Ritualis Romani. Baltimore, 1843.

McCaul 1869 – McCaul J. Christian Epitaphs of the First Six Centuries. Toronto, 1869.

Paulinus 1967 – Letters of St. Paulinus of Nola. Transl. and annotated by P. G. Walsh. Vol. 2. Letters 23–51. Westminster (MD) & London, 1967.

Библиография

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.

Аверинцев 2004 – Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Санкт-Петербург, 2004.
С. 404–425.

Лепахин 2008 – Лепахин В. «Золотой век» сказаний о чудотворных иконах. Москва, 2008.

Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.

Малков, Малков 2014 – Малков Г., Малков П. Ю. Истина всегда проста. Жизнеописание и поучения преподобного Симеона Псково-Печерского (1869–1960). Москва, 2014.

Матвеева 2016 – Матвеева Ю. Г. Декоративные ткани в мозаиках Равенны. Семантика и культурно-смысловой контекст. Киев, 2016.

Успенский 2008 – Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Москва, 2008.

Языкова 1995 – Языкова И. К. Богословие иконы. Москва, 1995.

Alikin 2010 – Alikin V. The Earliest History of the Christian Gathering. Leiden & Boston, 2010.

Bigham 2004 – Bigham S. Early Christian Attitudes toward Images. Rollinsford (NH), 2004.

Bisconti 1999 – Bisconti F. The Decoration of Roman Catacombs.
The Christian Catacombs of Rome. History, Decoration, Inscriptions. Regensburg, 2009. Pp. 71–145.

Bowes 2011 – Bowes K. Christian Images in the Home. Christianization and Images. Antiquité Tardive. Revue Internationale de l’Histoire et d’Archéologie. 2011. 11. Pp. 171–190.

Ellison 2018 – Ellison M. D. “Secular” Portraits, Identity, and the Christianization of the Roman Household. The Routledge Handbook of Early Christian Art. Ed. by R. Jensen, M. Ellison. London & NY, 2018. Pp. 326–346.

Ellison 2021 a – Ellison M. D. A Gold-Glass Medallion’s Participation in Early Christian Discourse on Marriage. Studia Patristica. CXXIII. Leuven, 2021. Pp. 431–446.

Ellison 2021 b – Ellison M. D. Reimagining and Reimaging Eve in Early Christianity. Material Culture and Women’s Religious Experience in Antiquity: An Interdisciplinary Symposium. Ed. by M. Ellison, C. Taylor, C. Osiek. Lanham (MD), 2021. Pp. 213–256.

Fugger 2017 – Fugger V. Shedding Light on Early Christian Domestic Cult: Characteristics and New Perspectives in the Context of Archaeological Findings. Archiv für Religionsgeschichte. Berlin & Boston, 2017. Pp. 201–235.

Harley-McGowan 2018 – Harley-McGowan F. Picturing the Passion. The Routledge Handbook of Early Christian Art. Ed. by R. Jensen, M. Ellison. London & NY, 2018. Pp. 290–307.

Hellström 2020 – Hellström M. Baptism and Gold Glasses: Salvation and Social Dynamics. A Globalised Visual Culture? Towards a Geography of Late Antique Art. Ed. by F. Guidetti, K. Meineke. Oxford & Philadelphia, 2020. Pp. 179–209.

Howells 2015 – Howells D. T. A Catalogue of the Late Antique Gold Glass in the British Museum. London, 2015.

Huskinson 1996 – Huskinson J. Roman Children’s Sarcophagi. Their Decoration and its Social Significance. Oxford, 1996.

Jefferson 2018 – Jefferson L. M. Miracle and Art. The Routledge Handbook of Early Christian Art. 37. Ed. by R. Jensen, M. Ellison. London & NY, 2018. Pp. 308–325.

Jensen 2012 – Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity. Ritual, Visual, and Theological Dimensions. Grand Rapids (MI), 2012.

Lutraan 2006 – Lutraan K. L. Late Roman Gold-Glass. Images and Inscriptions. Dissertation. Hamilton (ON), 2006.

Maguire 1989 – Maguire Eu. D., Maguire H. P., Duncan-Flowers M. J. Art and Holy Powers in the Early Christian House. Urbana, 1989.

Maguire 1990 – Maguire H. Garments Pleasing to God: The Significance of Domestic Designs in the Early Byzantine Period. Dumbarton Oaks Papers. 1990. 44. Pp. 215–244.

Marsengill 2014 – Marsengill K. The Christian Reception of Sculpture in Late Antiquity and the Historical Reception of Late Antique Christian Sculpture. Journal of the Bible and its Reception. 2014. 1 (1). Pp. 67–101.

Marsengill 2018 – Marsengill K. Panel Paintings and Early Christian Icons. The Routledge Handbook of Early Christian Art. Ed. by R. Jensen, M. Ellison. London & NY, 2018. Pp. 191–206.

McGowan 2014 – McGowan A. B. Ancient Christian Worship. Early Christian Practices in Social, Historical, and Theological Perspective. Grand Rapids, Michigan, 2014.

Meredith 2015 – Meredith H. G. Engaging Mourners and Maintaining Unity: Third and Fourth Century Gold-Glass Roundels from Roman Catacombs. Religion in the Roman Empire (PRE). 2021. 1. 2. Pp. 219–241.

Morey 1959 – Morey C. R. The Gold-Glass Collection of the Vatican Library with Additional Catalogues of Other Gold-Glass Collections. Ed. by G. Ferrari. Vatican city, 1959.

Rudoe 2002 – Rudoe J. Reproductions of the Christian Glass of the Catacombs: James Jackson Jarves and the Revival of the Art of Glass in Venice. Metropolitan Museum Journal. 2002. 37. Pp. 305–314.

Simsky 2021 – Simsky A. Image-paradigms: the Aesthetics of the Invisible. Icons of Space. The Advances in Hierotopy. Ed. by J. Bogdanovic. London & NY, 2021. Pp. 29–45.

Simsky 2018 – Simsky A. The Image-paradigm of Jerusalem in Christian Hierotopy. ΠΡΑΞΗΜΑ (Praxema). Journal of Visual Semiotics. 2018. 3 (17). Pp. 101–113.

Smith 2000 – Smith S. L. Gold-Glass Vessels of the Late Roman Empire: Production, Context, and Function. Thesis (PhD). New Brunswick (NJ), 2000.

Tkacz 2002 – Tkacz C. B. The Key to the Brescia Casket: Typology and the Early Christian Imagination. Paris, 2002.

Walker 2017 – Saints and Salvation: The Wilshere Collection of Gold-Glass, Sarcofagi and Inscriptions from Rome and Southern Italy.
Ed. by S. Walker. Oxford, 2017.

Whitehouse 1996 – Whitehouse D. Glass, Gold, and Gold-Glasses. Expedition. 1996. 38. 2. Pp. 4–12.

Zimmerman 2018 – Zimmerman N. Catacomb Painting and the Rise of Christian Iconography in Funerary Art. The Routledge Handbook of Early Christian Art. Ed. by R. Jensen, M. Ellison. London & NY, 2018. Pp. 21–38

Сведения об авторе

Андрей Дмитриевич Охоцимский
кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник
Научный центр восточно-христианской культуры
Belgium, 3001, Leuven, Groenstraat, 160
E-mail: andrew_simsky@mail.ru

Для цитирования:
Охоцимский А. Д. Пей и живи! Римские золотые донца и раннехристианская иеротопия // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 10–38. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-10-38

Опубликован
2022-06-29
Раздел
Статьи
Просмотров
346
Скачиваний
166