ХРИСТИАНСКИЕ МОЗАИКИ ИОРДАНИИ: К ВОПРОСУ О ВИЗУАЛЬНОМ КОНСТРУИРОВАНИИ САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Ю. А. Крейдун Алтайский государственный университет
Ключевые слова: напольные мозаики, ранневизантийское искусство, Джераш, Петра, Иордания.

Аннотация

Территория современной Иордании тесно связана с разными историческими эпохами. Многие древние цивилизации и народы оставили здесь свой след. Немало событий вошли в библейскую историю. Но в связи с нестабильной политической ситуацией на Ближнем Востоке и, в частности, в Иордании полноценное изучение археологических памятников в регионе стало возможным только во второй половине XX столетия. В последние десятилетия исследователи открыли множество археологических памятников ранневизантийской эпохи. Работа посвящена описанию наиболее сохранившихся ранневизантийских напольных мозаик, обнаруженных в Джераше, Петрах, Умм-эр-Расас, на горе Нево и в других исторических местах Иордании. Дана авторская трактовка изобразительного и идейного содержания композиций. Остатки церкви Косьмы и Дамиана в Джераше содержат крупнейший из сохранившихся фрагмент напольной мозаики (533 г.). Сложное геометрическое членение композиции помимо декоративных функций имело литургическое применение, определяя положение духовенства во время богослужения. Сюжеты крестильного придела базилики на горе Нево по стилистике соответствуют своему времени (530 г.), но уникальны по содержанию и композиции, состоящей из человеческих фигур, взаимодействующих с животными. Осмысление данных сюжетов, по мнению автора, наиболее продуктивно в сочетании с библейской экзегетикой. Мозаики начала VIII в. базилики святого Стефана в Умм-эр-Расас отражают топографию древней Палестины. Этот памятник не менее значим, чем ранее открытая карта Святой Земли VI в. в Мадабе. Особого внимания заслуживают напольные мозаики главной базилики города Петры, более известного как крупнейший пещерный некрополь. При всей своей традиционности композиция мозаик допускает множественное толкование, версии которого представлены в работе. Таким образом, недавно открытые в Иордании остатки ранневизантийских базилик расширяют предметную область изучения мозаичного искусства V – начала VIII в. Мозаики Иордании являлись органичной частью культурного пространства Ближнего Востока. Декоративность ранневизантийских мозаик, унаследованная от эпохи античности, существенно дополнена более широким спектром религиозных идей. При общих стилистических особенностях и подобии визуальных элементов каждый объект является уникальным произведением мозаичного искусства, отражающим оригинальность теологических, литургических, хронологических и иных взглядов авторов мозаик. Арабская экспансия и иконоборчество VIII в. вынуждало авторов мозаик перекладывать стихийным набором антропоморфные и зооморфные изображения с целью недопущения полного уничтожения работ. Реставрация утрат декоративного слоя напольных мозаик, возникавших по причине слабости раствора или землетрясений, производилась, как правило, без восстановления первоначального сюжета. Это говорит об относительно коротком периоде христианского мозаичного искусства и его резкой утрате в данном регионе по причине исламизации и иконоборчества.

Биография автора

Ю. А. Крейдун, Алтайский государственный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-103-132

Ю. А. Крейдун
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
krey70@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0746-8875

Аннотация
Территория современной Иордании тесно связана с разными историческими эпохами. Многие древние цивилизации и народы оставили здесь свой след. Немало событий вошли в библейскую историю. Но в связи с нестабильной политической ситуацией на Ближнем Востоке и, в частности, в Иордании полноценное изучение археологических памятников в регионе стало возможным только во второй половине XX столетия. В последние десятилетия исследователи открыли множество археологических памятников ранневизантийской эпохи. Работа посвящена описанию наиболее сохранившихся ранневизантийских напольных мозаик, обнаруженных в Джераше, Петрах, Умм-эр-Расас, на горе Нево и в других исторических местах Иордании. Дана авторская трактовка изобразительного и идейного содержания композиций. Остатки церкви Косьмы и Дамиана в Джераше содержат крупнейший из сохранившихся фрагмент напольной мозаики (533 г.). Сложное геометрическое членение композиции помимо декоративных функций имело литургическое применение, определяя положение духовенства во время богослужения. Сюжеты крестильного придела базилики на горе Нево по стилистике соответствуют своему времени (530 г.), но уникальны по содержанию и композиции, состоящей из человеческих фигур, взаимодействующих с животными. Осмысление данных сюжетов, по мнению автора, наиболее продуктивно в сочетании с библейской экзегетикой. Мозаики начала VIII в. базилики святого Стефана в Умм-эр-Расас отражают топографию древней Палестины. Этот памятник не менее значим, чем ранее открытая карта Святой Земли VI в. в Мадабе. Особого внимания заслуживают напольные мозаики главной базилики города Петры, более известного как крупнейший пещерный некрополь. При всей своей традиционности композиция мозаик допускает множественное толкование, версии которого представлены в работе. Таким образом, недавно открытые в Иордании остатки ранневизантийских базилик расширяют предметную область изучения мозаичного искусства V – начала VIII в. Мозаики Иордании являлись органичной частью культурного пространства Ближнего Востока. Декоративность ранневизантийских мозаик, унаследованная от эпохи античности, существенно дополнена более широким спектром религиозных идей. При общих стилистических особенностях и подобии визуальных элементов каждый объект является уникальным произведением мозаичного искусства, отражающим оригинальность теологических, литургических, хронологических и иных взглядов авторов мозаик. Арабская экспансия и иконоборчество VIII в. вынуждало авторов мозаик перекладывать стихийным набором антропоморфные и зооморфные изображения с целью недопущения полного уничтожения работ. Реставрация утрат декоративного слоя напольных мозаик, возникавших по причине слабости раствора или землетрясений, производилась, как правило, без восстановления первоначального сюжета. Это говорит об относительно коротком периоде христианского мозаичного искусства и его резкой утрате в данном регионе по причине исламизации и иконоборчества.

Ключевые слова: напольные мозаики, ранневизантийское искусство, Джераш, Петра, Иордания

Библиография

Ашти 1989 – Ашти Ш. Стилистический анализ мозаичных полов
III – VI вв. в Сирийской Арабской Республике: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Ленинград, 1989.

Болгов 2007 – Болгов Н. Н. Античные основы ранневизантийского искусства в трудах Н. П. Кондакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. 2007. № 1 (32). С. 5–10.

Ведешкин 2014 – Ведешкин М. А. Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V–VI веках // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. Москва, 2014. С. 153–191.

Гайдуков 2005 – Гайдуков Н. Е. Декоративные программы напольных мозаик некоторых храмов Херсонеса: литургический аспект // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие. Философия. 2005.
Вып. 14. С. 80–87.

Ларионов 2009 – Ларионов А. И. Напольные мозаики Средиземноморья: процесс художественной эволюции (IV в. до н. э. – VII в н. э.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009.

Можайский 2019 – Можайский А. Ю. Отражение пространства образования беотийских Фив раннехристианского периода (IV–VI вв.) в материальной культуре // Hypothekai. 2019. Вып. 3.
С. 255–277.

Сусленков, Прусакова 2011 – Сусленков В., Прусакова Т. Нил течёт из Рая // Русская народная линия. 07.03.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/03/08/nil_techet_iz_raya (дата обращения: 01.09.2021).

Хелу 1992 – Хелу Н. Ф. Раннехристианский мозаичный пол церкви Кабр-Хирам // Византийский временник. 1992. Т. 53. С. 153–159.

Этингоф 2020 – Этингоф О. Е. Образ города в мозаиках базилики Рождества Христова в Вифлееме // Искусство Евразии. 2020.
№ 1 (16). С. 50–65.

Сведения об авторе

Юрий Александрович Крейдун
кандидат физико-математических наук,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры культурологии и дизайна.
Алтайский государственный университет.
Проспект Ленина 61, Барнаул, Россия, 656049
E-mail: krey70@mail.ru

Для цитирования:
Крейдун Ю. А. Христианские мозаики Иордании: к вопросу
о визуальном конструировании сакрального пространства // Визуальная теология. 2021. № 2. С. 103–132.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-103-132

Опубликован
2021-12-24
Раздел
Статьи