«ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ» А. ИВАНОВА КАК ПРЕДМЕТ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

  • В. Ю. Даренский Луганский государственный педагогический университет
Ключевые слова: семиотика религиозной живописи, А. Иванов, «Явление Христа народу», герменевтика образов, религиозное обращение.

Аннотация

В статье рассмотрена картина «Явление Христа народу» А. Иванова в качестве ценного объекта изучения визуальной теологии методом герменевтики образов. Поражает огромность задачи, которая стояла перед художником. Центральное событие мировой истории – приход в мир Спасителя – столь дерзновенно вместил в свою картину А. Иванов. Фактически А. Иванов даёт в своей картине обзор судеб человеческого рода, подобный тому, который мы видим в «Божественной комедии» Данте. В отличие от последней, в картине ограниченное количество персонажей, и поэтому каждый из них должен был стать символом какого-то важнейшего характера и явления в жизни человечества. В истории европейской живописи нет подобных картин, к ним могут приближаться по замыслу только многосюжетные росписи храмов, сделанные художниками – «титанами Возрождения». Русскому художнику удалось вместить всё это в один сюжет и в одну картину только благодаря тому особому качеству его мироощущения, который вслед за А. С. Хомяковым принято называть соборностью. Естественно, что это монументальное полотно сразу же по достоинству оценили гении того времени – Н. В. Гоголь, А. С. Хомяков и Н. Я. Данилевский. Задача художника состояла в изображении того разнообразного впечатления, которое произвёл приход Спасителя в мир, – впечатления, которое, как в зерне, заключало то влияние, которое он произвёл в дальнейшем. А. Иванов поставил себе задачу, которая была бы под силу только иконописи, – изображение судьбы всего человечества как итога его соборной встречи со Христом. Но русский художник сумел воплотить этот замысел средствами светской живописи. Первый образ в картине среди людей – это св. Иоанн Предтеча как воплощение человечества, чаявшего своего спасения и узнавшего своего Спасителя. Все остальные люди, изображённые на картине, – это живые образы тех самых разнообразных путей, которыми идёт человечество ко Христу. Этот соборный опыт человечества и дан в картине. В картине также представлена типология путей обращения душ ко Христу, соответствующих типологии личностей. Собственно, иконографическим сюжетом картины является момент обращения (инициации, второго рождения) в разных своих формах, а на уровне целостной композиции – история мира от сотворения до Страшного Суда, данная в символической форме. В техническом отношении А. Иванов совершил гениальный синтез техники живописи и иконографии. Дискуссии современников художника о картине уже очертили круг всех адекватных и неадекватных путей её понимания, которые воспроизводятся до настоящего времени.

Биография автора

В. Ю. Даренский, Луганский государственный педагогический университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-25-52

В. Ю. Даренский
Луганский государственный педагогический университет, Украина
darenskiy1972@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2042-5527

Аннотация
В статье рассмотрена картина «Явление Христа народу»
А. Иванова в качестве ценного объекта изучения визуальной теологии методом герменевтики образов. Поражает огромность задачи, которая стояла перед художником. Центральное событие мировой истории – приход в мир Спасителя – столь дерзновенно вместил в свою картину А. Иванов. Фактически А. Иванов даёт в своей картине обзор судеб человеческого рода, подобный тому, который мы видим в «Божественной комедии» Данте. В отличие от последней, в картине ограниченное количество персонажей, и поэтому каждый из них должен был стать символом какого-то важнейшего характера и явления в жизни человечества. В истории европейской живописи нет подобных картин, к ним могут приближаться по замыслу только многосюжетные росписи храмов, сделанные художниками – «титанами Возрождения». Русскому художнику удалось вместить всё это в один сюжет и в одну картину только благодаря тому особому качеству его мироощущения, который вслед за А. С. Хомяковым принято называть соборностью. Естественно, что это монументальное полотно сразу же по достоинству оценили гении того времени – Н. В. Гоголь, А. С. Хомяков и Н. Я. Данилевский. Задача художника состояла в изображении того разнообразного впечатления, которое произвёл приход Спасителя в мир, – впечатления, которое, как в зерне, заключало то влияние, которое он произвёл в дальнейшем. А. Иванов поставил себе задачу, которая была бы под силу только иконописи, – изображение судьбы всего человечества как итога его соборной встречи со Христом. Но русский художник сумел воплотить этот замысел средствами светской живописи. Первый образ в картине среди людей – это св. Иоанн Предтеча как воплощение человечества, чаявшего своего спасения и узнавшего своего Спасителя. Все остальные люди, изображённые на картине, – это живые образы тех самых разнообразных путей, которыми идёт человечество ко Христу. Этот соборный опыт человечества и дан в картине. В картине также представлена типология путей обращения душ ко Христу, соответствующих типологии личностей. Собственно, иконографическим сюжетом картины является момент обращения (инициации, второго рождения) в разных своих формах, а на уровне целостной композиции – история мира от сотворения до Страшного Суда, данная в символической форме. В техническом отношении А. Иванов совершил гениальный синтез техники живописи и иконографии. Дискуссии современников художника о картине уже очертили круг всех адекватных и неадекватных путей её понимания, которые воспроизводятся до настоящего времени.

Ключевые слова: семиотика религиозной живописи, А. Иванов, «Явление Христа народу», герменевтика образов, религиозное обращение

Библиография

Алленов 1989 – Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Ленинград, 1989.

Алленов 2012 – Алленов М. М. «Явление Христа народу» в 1858 г. Накануне судьбоносного выбора // Вестник МГУ. Серия 8. История. 2012. № 5. С. 197–216.

Алленов 2015 – Алленов М. М. «Явление Христа народу» в 1858 году как символ и симптом исторического момента // Исторические исследования. 2015. № 2. С. 230–245.

Алпатов 1956 – Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. Т. 1. Москва, 1956.

Архангельский 2016 – Архангельский А. «Явление Мессии»: зашифрованное послание современникам // С-Т-О-Л. 19.10.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s-t-o-l.com/kultura/yavlenie-messii-zashifrovannoe-poslanie-sovremennikam/ (дата обращения: 13.09.2021).

Бенуа 1995 – Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. Москва, 1995.

Боткин 1880 а – Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806–1858 гг. / Под ред. М. П. Боткина. Санкт-Петербург, 1880.

Боткин 1880 б – Боткин М. П. Александр Андреевич Иванов (1806–1858). Берлин, 1880.

Виноградов 2000 – Виноградов И. Явление картины – Гоголь и Александр Иванов // Наше Наследие. 2000. № 54. С. 110–125.

Виноградов 2001 – Виноградов И. А. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. Москва, 2001.

Волошина 2015 – Волошина И. «Явление Христа народу»: какие важные христианские смыслы вложил художник в картину // Фома. 2015. № 1 (141). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foma.ru/dozhdatsya-hrista.html (дата обращения: 13.09.2021).

Герцен 1958 – Герцен А. И. А. Иванов // Собрание сочинений.
В 30 томах. Т. 13. Москва, 1958. С. 323–328.

Гоголь 1994 – Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собрание сочинений. В 7 томах. Т. 6. Москва, 1986.
С. 173–369.

Данилевский 2011 – Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Москва, 2011.

Даренский 2021 – Даренский В. Ю. Иконичность русской культуры // Тетради по консерватизму: Альманах. № 1. Москва, 2021.
С. 13–33.

Журавлёв 1950 – Журавлёв К. Примечания // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15 томах. Т. 5. Статьи 1858–1859. Москва, 1950. С. 919–954.

Зуммер 1918 – Зуммер В. М. О вере и храме Александра Иванова. Киев, 1918.

Зуммер 1929 – Зуммер В. М. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры. Харьков, 1929. Вып. 3. С. 387–409.

Клименко 2017 – Клименко А. Явление Мессии. Самой известной картине Александра Иванова – 160 лет // Аргументы и факты. Санкт-Петербург. 2017. № 34. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.aif.ru/culture/event/yavlenie_messii_samoy_izvestnoy_
kartine_aleksandra_ivanova_160_let (дата обращения: 13.09.2021).

Копировский 1999 – Копировский А. М. «Библейские эскизы» Александра Иванова – демифологизация или новая иконопись? // Мир Библии. 1999. Вып. 6. С. 87–97.

Описание 2020 – Описание и формально-стилистический анализ произведения А. А. Иванова «Явление Христа народу».
1837–1857 гг. Москва, ГТГ // Искусствоед. 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2020/03/02/opisanie-i-formalno-stilisticheskij-analiz-proizvedenija-a-a-ivanova-javlenie-hrista-narodu-1837-1857-gg-moskva-gtg/ (дата обращения: 13.09.2021).

Охоцимский 2018 – Охоцимский А. Эзотерическое христианство и художественный язык Александра Иванова // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку. Москва, 2018. С. 216–227.

Прокофьев 1930 – Прокофьев П. [Дмитрий Чижевский]. Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь. 1930. № 24 (октябрь). С. 41–57.

Тургенев 1983 – Тургенев И. С. Поездка в Альбано и Фраскати (Воспоминание об А. А. Иванове) // Полное собрание сочинений и писем. В 13 томах. Т. 11. Москва, 1983. С. 75–85.

Тургенев 1987 – Тургенев И. С. Письма. Т. 3. Москва, 1987.

Хомяков 2011 – Хомяков А. С. Художественные требования русского духа. Картина Иванова // Хомяков А. С. Всемирная задача. Москва, 2011. С. 514–533.

Сведения об авторе

Виталий Юрьевич Даренский
доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Луганский государственный педагогический университет.
Ул. Оборонная 2, Луганск, Украина, 91011
E-mail: darenskiy1972@rambler.ru

Для цитирования:
Даренский В. Ю. «Явление Христа народу» А. Иванова как предмет теологической герменевтики // Визуальная теология. 2021. № 2 (5). С. 25–52.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-2-25-52

Опубликован
2021-12-24
Раздел
Статьи