Визуальные проекции почитания сорока Севастийских мучеников в праздничной обрядности русской традиционной культуры

Ключевые слова: традиционная культура, визуализация, Севастийские мученики, праздник «Сороки», обрядовое печенье, семантика птиц, христианская символика

Аннотация

Устоявшееся в науке и общественной жизни мнение о языческом (дохристианском) происхождении обрядов и обычаев русской традиционной культуры подвергается критике на основе анализа обрядности Дня памяти сорока Севастийских мучеников и её сопоставления с иконографией и текстами отцов Церкви, посвящёнными этим святым. Раннее появление почитания и культа 40 мучеников на Руси даёт основание полагать, что традиции празднования 22 марта, фиксируемые этнографами и связываемые в народной культуре с подвигом и прославлением Севастийских мучеников, складывались одновременно с христианизацией Руси и формированием русского праздничного календаря в процессе консолидации разрозненных восточнославянских племён в единый русский этнос. Многочисленные локальные и региональные традиции Сороков (выпекание 40 хлебных изделий, преимущественно в виде птиц, «жаворонков», а также действия с ними) являются отражением христианского почитания святых Севастийских мучеников на Руси.

Биография автора

Д. Е. Крапчунов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-60-84

Д. Е. Крапчунов
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Россия
daniil.krapchunov@novsu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7804-9945

Аннотация
Устоявшееся в науке и общественной жизни мнение о языческом (дохристианском) происхождении обрядов и обычаев русской традиционной культуры подвергается критике на основе анализа обрядности Дня памяти сорока Севастийских мучеников и её сопоставления с иконографией и текстами отцов Церкви, посвящёнными этим святым. Раннее появление почитания и культа 40 мучеников на Руси даёт основание полагать, что традиции празднования 22 марта, фиксируемые этнографами и связываемые в народной культуре с подвигом и прославлением Севастийских мучеников, складывались одновременно с христианизацией Руси и формированием русского праздничного календаря в процессе консолидации разрозненных восточнославянских племён в единый русский этнос. Многочисленные локальные и региональные традиции Сороков (выпекание 40 хлебных изделий, преимущественно в виде птиц, «жаворонков», а также действия с ними) являются отражением христианского почитания святых Севастийских мучеников на Руси.

Ключевые слова: традиционная культура, визуализация, Севастийские мученики, праздник «Сороки», обрядовое печенье, семантика птиц, христианская символика

Библиография

Агапкина 2000 – Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. Москва, 2000.

Бернштам 2003 – Бернштам Т. А. Птичья символика в традиционной культуре восточных славян // Фольклор и фольклористика в СПбГУ. Санкт-Петербург, 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://folk.spbu.ru/Reader/bernshtam1.php?rubr=Reader–articles%20–%20_edn1 (дата обращения: 21.03.2021).

Василий 2009 – Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. В 2-х томах. Том 1. Москва, 2009.

Василик 2020 – От Евфрата до берегов Ла-Манша. Церковь и Лира: церковная поэзия Востока и Запада / Пер. В. В. Василика. Санкт-Петербург, 2020.

Виноградов 2019 – Виноградов А. Ю. О хронологии русских митрополитов XI в. (по поводу новой гипотезы А. П. Толочко) // Slověne. 2019. Vol. 8. № 1. C. 477–485.

Григорий 2000 – Григорий Богослов. Собрание творений. Том 1. Москва, 2000.

Дубровина 2019 – Дубровина С. Ю. «Привычки милой старины»: семиотика традиционной выпечки в советский и постсоветский периоды на территории Центрального Черноземья // Art Logos. 2019. № 2 (7). С. 119–128.

Ефименко 2015 – Ефименко П. С. Дневник народных праздников Харьковской губернии // Змиевское краеведение. 2015. № 1.
С. 80–89.

Жиров, Жирова 2015 – Жиров М. С., Жирова О. Я. Народный календарь весенне-летнего периода в контексте полевых исследований (на материале Белгородской области) // Наука. Искусство. Культура. 2015. Вып. 2 (6). С. 168–185.

Захарова 2011 – Захаровa А. В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи македонской династии // Христианское чтение. 2011. № 6 (41). С. 194–222.

Иванова 2006 – Иванова Т. Ф. Народно–поэтические истоки стихотворений Д. П. Ознобишина о сельской жизни // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 390–395.

Игнатий 1860 – Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам // Памятники древней христианской письменности / Пер.
П. Преображенского. Том 2. Москва, 1860. С. 402–409.

Иоанн 1898 – Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Полное собрание творений. В 12 томах. Том 4. Книга 2. Санкт-Петербург, 1898.

Коган 2018 – Коган Е. С. Святость и святые в зеркале диалектного дискурса Волго–Двинского междуречья // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 6 (175). С. 120–124.

Косяков 2007 – Косяков Г.В. Мифопоэтика образа крылатой души в русской романтической поэзии // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 294. С. 24–27.

Кукс, Лукьянова 2014 – Кукс Ю. М., Лукьянова Т. А. История развития фрески. Часть 1. Древнерусская фреска. Две трансформации // Перспективы науки и образования. 2014.
№ 4 (10). С. 127–135.

Лушников 2016 – Лушников А. А. Антиязыческие произведения XI–XIII веков как разновидность дидактической литературы в Древней Руси // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 4 (30). С. 64–70.

Никифорова 2012 – Никифорова А. Ю. Структура богослужебных последований в Тропологии VIII–IX вв. и Минеях IX–XIV вв. // Вестник Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2012. Вып. 2 (28). С. 74–88.

Паевский 2019 – Паевский В. А. Поэты и птицы: заметки орнитолога // Русский орнитологический журнал. 2019. Т. 28.
№ 1840. С. 5005–5015.

Панин 2015 – Панин Л. Г. К исследованию языка славянских переводов Памяти сорока мучеников Севастийских Ефрема Сирина // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2015. № 4–2. С. 91–97.

Прохоров 1987 – Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. Ленинград, 1987.

Прохоров 2010 – Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий...». Древняя Русь как историко–культурный феномен. Санкт-Петербург, 2010.

Розина 2015 – Розина О. В. Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии // Humanity space. International almanac. 2015. Vol. 4. № 5. С. 994–1001.

Роменский 2012 – Роменский А. А. Русско–византийские отношения в 987–989 гг.: вариант реконструкции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2012. №1 (120). С. 45–51.

Роменский 2016 – Роменский А. А. Под сенью Божьей Премудрости // Новгородский исторический сборник. 2016.
№ 16 (26). С. 421–427.

Сафонова, Руделев 2009 – Сафонова О. В., Руделев В. Г.
О бусовых воронах и дебрьских санях в кошмарном Сне Святослава (к реконструкции и герменевтике «Слова о полку Игореве») // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8 (76). С. 201–204.

Ситникова 2018 – Ситникова С. А. Реликты змеиного культа в тверской традиционной культуре // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 94–106

Страхов 1991 – Страхов А. БКульт хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования. München, 1991.

Филиппова 2009 – Филиппова И. А. О некоторых мифопоэтических доминантах весеннего календаря казачьих поселений юга Челябинской области // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1 (23). С. 457–463.

Хазанович, Кулабухов 2020 – Хазанович М. В., Кулабухов В. С. Особенности языческой культуры древних восточных славян и литовцев: сходства и различия на примере наиболее почитаемых богов // Universum: общественные науки. 2020.
№ 10–11 (69). С. 4–7.

Царевская 2008 – Царевская Т. Ю. Идейный замысел росписи входного пространства церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 8 (32). С. 141–144.

Шангина 2007 – Шангина И. И. Русские девушки. Санкт-Петербург, 2007.

Сведения об авторе

Даниил Евгеньевич Крапчунов
кандидат философских наук,
и. о. директора Гуманитарного института.
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого.
Ул. Большая Санкт-Петербургская 41, Великий Новгород,
Россия, 173003
E-mail: daniil.krapchunov@novsu.ru

Для цитирования:
Крапчунов Д. Е. Визуальные проекции почитания сорока Севастийских мучеников в праздничной обрядности русской традиционной культуры // Визуальная теология. 2021. № 1 (4).
С. 60–84.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2021-1-60-84

Опубликован
2021-06-28
Раздел
Статьи
Просмотров
524
Скачиваний
422