МОТИВ ВРАЧЕВАНИЯ БОЛЕЗНИ И ЕГО ВИЗУАЛИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ «ИСТОРИИ АРМЕНИИ» АГАТАНГЕЛОСА

Ключевые слова: визуальная семиотика, болезнь, исцеление, Армения, принятие христианства, семантика вепря, визуализация крещения, Трдат III, Григорий Просветитель

Аннотация

В статье детально рассматриваются мотивы болезни и врачевания на основе «Истории Армении» Агатангелоса. Этот текст является продуктом христианской социальной памяти, а его переводы на разные языки (сирийский, греческий) указывают на его транснациональный характер. В ходе описания названных мотивов анализируются их визуализации в армянских средневековых рукописях, миниатюрах и в живописи. Описания болезни и врачевания армянского царя Трдата III и аристократии стали ключевыми мотивами в «Истории Армении» Агатангелоса, поскольку они играли важную роль в воздействии на раннесредневековых читателей. Визуализации деталей и персонажей текста «Истории Армении» можно обнаружить в разных «форматах» искусства – таких как миниатюры, стеллы, гобелены, картины и т. д. Анализ материала показал, что мотив болезни и её врачевания стал ключевым генератором в истории принятия христианства армянами. Избиение 37 девушек-христианок, среди которых были святые Гаянэ и Рипсимэ, стало причиной болезни царя Трдата III. Процесс исцеления царя проходит разные этапы (например, облачение тела). Кроме того, сама болезнь становится причиной того, что сестра царя, Хосровадухт, через сон вспомнила о Григории Просветителе, о будущем лекаре, вылечившем аристократию не только на телесном, но и на духовном уровне. Болезнь царя стал поводом для его покаяния. Из повествования Агатангелоса очевидно, что позиция автора является теистической: Бог активно участвует в процессе принятия христианских ценностей и вразумляет язычников через разные визуальные «каналы» (звероподобность, сон Хосровадухт). Через недуг и покаяние социальный «верх» и Трдат III приобрели, во-первых, красоту (переход от свиньи к человеку), во-вторых, добро (этика горизонтальных отношений), в-третьих, истину (познание Бога, установление вертикальных экзистенциальных отношений). Иными словами, царь познаёт христианские ценности и тем самым подготавливается к таинству Крещения. Анализ разных форматов и жанров визуализации «Истории» Агатангелоса показал, что в раннем средневековье царь Трдат чаще изображался звероподобно, в последующих веках, с XV по XIX вв., более всего визуализировали другой сюжет – Крещение. Частность этого сюжета даёт основание предположить, что мотив запугивания (звероподобность Трдата III) меняется на подчёркивание значимости Крещения, но с асимметричными акцентами в моделировании образов. Григорий Просветитель всегда представляется в более крупном размере, чем все остальные фигуры. В позах и расположении фигур (верх vs низ, крупно vs мелко и т. д.) всегда существует асимметричность изображённых. Кроме визуальных мотивов Крещения и молитвы на коленях в армянской миниатюре позднего времени можно увидеть Трдата III изображённым с двойным кодированием, т. е. с нимбом и короной; вместе с тем встречаются изображения, где он представлен только в тиаре. Эти примеры показывают, что авторы сами решали, как изображать царя: одновременно со знаками светской власти и святости или только с одним из них.

Биография автора

Т. С. Симян, Ереванский государственный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-124-143

Т. С. Симян
Ереванский государственный университет, Армения
tsimyan@ysu.am
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9534-3505

Аннотация
В статье детально рассматриваются мотивы болезни и врачевания на основе «Истории Армении» Агатангелоса. Этот текст является продуктом христианской социальной памяти, а его переводы на разные языки (сирийский, греческий) указывают на его транснациональный характер. В ходе описания названных мотивов анализируются их визуализации в армянских средневековых рукописях, миниатюрах и в живописи. Описания болезни и врачевания армянского царя Трдата III и аристократии стали ключевыми мотивами в «Истории Армении» Агатангелоса, поскольку они играли важную роль в воздействии на раннесредневековых читателей. Визуализации деталей и персонажей текста «Истории Армении» можно обнаружить в разных «форматах» искусства – таких как миниатюры, стеллы, гобелены, картины и т. д. Анализ материала показал, что мотив болезни и её врачевания стал ключевым генератором в истории принятия христианства армянами. Избиение 37 девушек-христианок, среди которых были святые Гаянэ и Рипсимэ, стало причиной болезни царя Трдата III. Процесс исцеления царя проходит разные этапы (например, облачение тела). Кроме того, сама болезнь становится причиной того, что сестра царя, Хосровадухт, через сон вспомнила о Григории Просветителе, о будущем лекаре, вылечившем аристократию не только на телесном, но и на духовном уровне. Болезнь царя стал поводом для его покаяния. Из повествования Агатангелоса очевидно, что позиция автора является теистической: Бог активно участвует в процессе принятия христианских ценностей и вразумляет язычников через разные визуальные «каналы» (звероподобность, сон Хосровадухт). Через недуг и покаяние социальный «верх» и Трдат III приобрели, во-первых, красоту (переход от свиньи к человеку), во-вторых, добро (этика горизонтальных отношений), в-третьих, истину (познание Бога, установление вертикальных экзистенциальных отношений). Иными словами, царь познаёт христианские ценности и тем самым подготавливается к таинству Крещения. Анализ разных форматов и жанров визуализации «Истории» Агатангелоса показал, что в раннем средневековье царь Трдат чаще изображался звероподобно, в последующих веках, с XV по XIX вв., более всего визуализировали другой сюжет – Крещение. Частность этого сюжета даёт основание предположить, что мотив запугивания (звероподобность Трдата III) меняется на подчёркивание значимости Крещения, но с асимметричными акцентами в моделировании образов. Григорий Просветитель всегда представляется в более крупном размере, чем все остальные фигуры. В позах и расположении фигур (верх vs низ, крупно vs мелко и т. д.) всегда существует асимметричность изображённых. Кроме визуальных мотивов Крещения и молитвы на коленях в армянской миниатюре позднего времени можно увидеть Трдата III изображённым с двойным кодированием, т. е. с нимбом и короной; вместе с тем встречаются изображения, где он представлен только в тиаре. Эти примеры показывают, что авторы сами решали, как изображать царя: одновременно со знаками светской власти и святости или только с одним из них.

Ключевые слова: визуальная семиотика, болезнь, исцеление, Армения, принятие христианства, семантика вепря, визуализация крещения, Трдат III, Григорий Просветитель

Библиография

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Одетый человек (К проблеме антропологической семиотики власти) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 34–46.

Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер Софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3. С. 45–70.

Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (5). Собор и ворота // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1. С. 70–92.

Агатангелос 2004 – Агатангелос. История Армении / Пер. с древнеарм., вступ. статья, комм. К. С. Тер-Давтян,
С. С. Аревшатяна. Ереван, 2004.

Азарян 1965 – Азарян Л. Р. Стелы Одзуна и Брдадзора // Историко-филологический журнал. 1965. № 4. С. 212–220.
На арм. языке.

Акопян 2015 а – Акопян З. Изображения со звериным ликом на раннесредневековых четырехгранных стелах Армении // Роща Рождения: Сборник статей, посвящённый памяти Феликса Тер-Мартиросова․ Ереван, 2015. С. 267–284. На арм. языке.

Акопян 2015 б – Акопян З. А. Образ святого Христофора в раннесредневековой скульптуре Армении (VII век) // Труды государственного Эрмтажа. Том LXXIV. Санкт-Петербург, 2015.
С. 119–132.

Акопян 2019 – Акопян З. А. К вопросу о происхождении четырёхгранных стел и мемориальных колонн в раннесредневековом искусстве Армении // Труды государственного Эрмтажа. Том XCIX. Санкт-Петербург, 2019.
С. 133–158.

Арутюнян, Саакян 2002 – Арутюнян А., Саакян С. Трдат // Христианская Армения. Энциклопедия․ Ереван, 2002. С. 1024–1026. На арм. языке.

Геворкян 2005 – Геворкян А. Армянские безимянные миниатюристы. Библиография. IX–XVII вв. Каир, 2005.

Золян 2002 – Золян С. От мифа к истории (Близнечный миф и сюжетная организация «Истории Армении» Агатангелоса-Агафангела) // Контекст-2002: Сборник статей. Ереван, 2002.
С. 17–22.

Курдыбайло, Шагинян 2016 – Курдыбайло Д. С., Шагинян А. К.
О некоторых особенностях раннесредневековой армянской библейской экзегезы в «Учении святого Григора» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17.
Вып. 2. С. 25–39.

Манукян 2015 – Манукян С. Армянская иконография в Румынии // Сборник статей в честь 90-летия академика Левона Ахвердяна. Материалы конференции. Ереван, 2015. С. 33–45. На арм. языке.

Мелик-Оганджанян 1934 – Мелик-Оганджанян К. Иранские мифологические и эпические мотивы, спетые у Фирдоуси, в творчестве Агатангелоса и Бузанда // Фирдоуси. Сборник статей, посвящённый 1000-летию поэта. Ереван, 1934. С. 3–116.
На арм. языке.

Невская 1983 – Невская Л. Г. Тавтология как один из способов организации фольклорного текста // Текст: семантика и структура / Отв. ред. Т. В. Цивьян. Москва, 1983. С. 192–197.

Оганесян 1998 – Oганесян Л. Ш. Наименования одежды в древнеармянском языке // Вестник Ереванского государственного университета. 1998. № 1 (94). С. 126–134.
На арм. языке.

Петросян 1975 – Петросян Езник, свящ. Празднуемые локальные святые Армянской церкви // Эчмиaдзин. 1975. № 9. С. 33–48.
На арм. языке.

Симян 2009 – Симян Т. С. Мотив болезни и врачевания в литературе Средневековья и Возрождения (Гартман фон Ауэ – Боккаччо – Рабле) // Дживелеговские чтения. Вып. А. Часть II. Ереван, 2009. С. 261–275. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/simyan-motiv-bolezni-i-vrachevaniya.htm (дата обращения: 09.09.2020).

Хоренаци 2016 – Хоренаци М. История Армении / Пер. с древнеарм., прим. Г. Саркисяна. Изд. 2-е, доп. Ростов-на-Дону, 2016.

Strzygowski 1918 – Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa: Ergebnisse einer vom Kunsthistorischen Institute der Universität Wien 1913. Wien, 1918. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/strzygowski1918bd2/0269 (дата обращения: 09.09.2020).

Сведения об авторе

Тигран Сержикович Симян
доктор филологических наук,
профессор кафедры зарубежной литературы.
Ереванский государственный университет.
Ул. Алека Манукяна 1, Ереван, Армения, 0025
E-mail: tsimyan@ysu.am

Для цитирования:
Симян Т. С. Мотив врачевания болезни и его визуализация на примере «Истории Армении» Агатангелоса // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 124–143.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-2-124-143.

Опубликован
2020-12-25
Раздел
Статьи