Пересечение видений Анны Шмидт и Владимира Соловьева: софийная одарённость или «ерундословие старухи»

  • Н. Х. Орлова Зеленогурский университет, Польша
Ключевые слова: Анна Николаевна Шмидт, Владимир Соловьёв, Серебряный век, мистическая философия, мистические видения, «Третий Завет».

Аннотация

Статья посвящена Анне Николаевне Шмидт (1851–1905) – одарённой представительнице русской философии Серебряного века. Её имя встречается в письмах и воспоминаниях многих философов и поэтов того времени. Среди них имена Сергея Николаевича Булгакова, Павла Флоренского, Андрея Белого, Александра Блока, Максима Горького, Юлии Данзас, Николая Бердяева, Владимира Соловьёва и других. С именем последнего у Анны Шмидт были связаны несколько мистических совпадений: они были почти ровесниками; почти в одно время каждый из них пережил опыт глубоких духовных потрясений; каждому из них явились видения, совершившие переворот в их мировоззрении. Это были встречи с идеальными образами Христа и Софии. Свои переживания мистического визионерского опыта каждый из них воплотил в философских сочинениях. Анна Николаевна Шмидт в 1885–1886 гг. написала мистическое сочинение «Третий Завет». В нём, как считала писательница, она чудесным образом совпала с героиней софианских прозрений Соловьёва. Идеи Анны Шмидт и её истовая вера в то, что именно в ней воплощается София Премудрость Божия, а в фигуре Соловьёва воплотился вновь Христос, вызывали недоумение у современников. Хотя время было плотно насыщено увлечениями мистикой и теософией, даже на этом фоне «Третий Завет» Анны Шмидт был пугающе неординарен. В статье приводятся примеры восприятия фигуры писательницы её современниками. Все они соглашались с тем, что она чрезвычайно одарённая и глубоко духовная личность. В тоже время они признавались, что общение с ней вызывало противоречивые чувства. Даже небольшой обзор «реплик» об Анне Шмидт убеждает в том, что она была весьма талантлива, самобытна и обладала огромной энергией веры в миссионерское призвание своё и Вл. Соловьёва. Такие люди воспринимаются скорее как юродивые; величием духа и скромностью образа жизни они часто тревожат, раздражают. В такой тональности об Анне Шмидт вспоминали, например, писатель Андрей Белый, племянник Вл. Соловьева – С. М. Соловьев, философ Юлия Данзас. Иначе о ней и её сочинениях отозвались философы Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев. В статье показано, что в восприятии мыслителей Серебряного века имена Анны Шмидт и Владимира Соловьёва были связаны. Вместе с тем, пережитый ими независимо друг от друга опыт религиозных видений вызывал полярные реакции. Видения Вл. Соловьёва воспринимались как гениальные прозрения. Визионерские переживания Анны Шмидт маркировались как бред.

Биография автора

Н. Х. Орлова, Зеленогурский университет, Польша

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-125-137

Н. Х. Орлова
Зеленогурский университет, Польша
nadinor@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3956-9574

Аннотация
Статья посвящена Анне Николаевне Шмидт (1851–1905) – одарённой представительнице русской философии Серебряного века. Её имя встречается в письмах и воспоминаниях многих философов и поэтов того времени. Среди них имена Сергея Николаевича Булгакова, Павла Флоренского, Андрея Белого, Александра Блока, Максима Горького, Юлии Данзас, Николая Бердяева, Владимира Соловьёва и других. С именем последнего у Анны Шмидт были связаны несколько мистических совпадений: они были почти ровесниками; почти в одно время каждый из них пережил опыт глубоких духовных потрясений; каждому из них явились видения, совершившие переворот в их мировоззрении. Это были встречи с идеальными образами Христа и Софии. Свои переживания мистического визионерского опыта каждый из них воплотил в философских сочинениях. Анна Николаевна Шмидт в 1885–1886 гг. написала мистическое сочинение «Третий Завет». В нём, как считала писательница, она чудесным образом совпала с героиней софианских прозрений Соловьёва. Идеи Анны Шмидт и её истовая вера в то, что именно в ней воплощается София Премудрость Божия, а в фигуре Соловьёва воплотился вновь Христос, вызывали недоумение у современников. Хотя время было плотно насыщено увлечениями мистикой и теософией, даже на этом фоне «Третий Завет» Анны Шмидт был пугающе неординарен. В статье приводятся примеры восприятия фигуры писательницы её современниками. Все они соглашались с тем, что она чрезвычайно одарённая и глубоко духовная личность. В тоже время они признавались, что общение с ней вызывало противоречивые чувства. Даже небольшой обзор «реплик» об Анне Шмидт убеждает в том, что она была весьма талантлива, самобытна и обладала огромной энергией веры в миссионерское призвание своё и Вл. Соловьёва. Такие люди воспринимаются скорее как юродивые; величием духа и скромностью образа жизни они часто тревожат, раздражают. В такой тональности об Анне Шмидт вспоминали, например, писатель Андрей Белый, племянник Вл. Соловьева – С. М. Соловьев, философ Юлия Данзас. Иначе о ней и её сочинениях отозвались философы Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев. В статье показано, что в восприятии мыслителей Серебряного века имена Анны Шмидт и Владимира Соловьёва были связаны. Вместе с тем, пережитый ими независимо друг от друга опыт религиозных видений вызывал полярные реакции. Видения Вл. Соловьёва воспринимались как гениальные прозрения. Визионерские переживания Анны Шмидт маркировались как бред.

Ключевые слова: Анна Николаевна Шмидт, Владимир Соловьёв, Серебряный век, мистическая философия, мистические видения, «Третий Завет»

Библиография

Аккерман 2005 – Аккерман Г. Загадка Анны Шмидт // Континент. 2005. № 123 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/continent/2005/123/zagadka-anny-shmidt.html (дата обращения: 20.04.2020).

Бекетова 1927 – Бекетова М. А. Примечания // Письма Александра Блока к родным. Ленинград, 1927. С. 301–359.

Белый 1990 – Белый А. Начало века / Подг. текста, комм.
А. Лаврова. Москва, 1990.

Белый 2019 – Белый А. Воспоминания о Блоке. Москва, 2019.

Бердяев 2004 – Бердяев Н. А. Повесть о небесном роде: Из рукописей А. Н. Шмидт // Бердяев Н. А. Мутные лики. Москва, 2004. С. 140–146.

Блок 1904 а – Блок А. А. Письмо Андрею Белому, 16 мая 1904 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blok.lit-info.ru/blok/letter/letter-54.htm (дата обращения: 17.04.2020).

Блок 1904 б – Блок А. А. Письмо Г. Чулкову, 15 июня 1904 г. Прим. Г. Чулкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blok.lit-info.ru/blok/letter/letter-468.htm (дата обращения: 17.04.2020).

Блок 1905 – Блок А. А. Шуточные программы журналов. «Новый путь», 1905. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blok.lit-info.ru/blok/chernovik/shutochnye-programmy-zhurnalov.htm (дата обращения: 17.04.2020).

Булгаков 1996 – Булгаков С. Н. Владимир Соловьев и Анна Шмидт // Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва, 1996. С. 51–82.

Булгаков, Флоренский 1995 – Булгаков С., Флоренский П. Анна Николаевна Шмидт (1851–1905). Предисловие к книге «Из рукописей А. Н. Шмидт» // Флоренский П. Сочинения. Том 2. Москва, 1995. С. 708–724.

Горький 1973 – Горький М. А. Н. Шмит // Горький М. Полное собрание сочинений. Том 17. Москва, 1973. С. 45–57.

Данзас 1998 – Данзас Ю. Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии // Символ. 1998. № 39. С. 121–149.

Козырев 2000 – Козырев А. П. Нижегородская сивилла // История философии. 2000. № 6. С. 62–80.

Соловьёв 1923 – Соловьёв Вл. Письма. Том IV / Под ред. Э. Л. Радлова. Петербург, 1923.

Соловьёв 1997 – Соловьёв С. М. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция. Москва, 1997.

Тимшевский 1904 – Тимшевский А. О будущем // Новый путь. 1904. Июнь. С. 187–199.

Чешихин 1915 – Люди Нижегородского Поволжья. Выпуск I: Краткий словарь писателей-нижегородцев / Под. ред. В. Е. Чешихина. Нижний Новгород, 1915.

Шмидт 1916 – Шмидт А. Н. Из рукописей: О Будущности. Третий Завет. Из дневника. Письма / Ред., предисл. свящ.
П. Флоренского, С. Н. Булгакова. Москва, 1916.

Шмидт 1993 – Шмидт А. Н. Третий Завет. Санкт-Петербург, 1993.

Флоренский 1914 – Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914.

Флоренский 1995 – Флоренский П. А. По поводу «Сочинений» А. Н. Шмидт // Флоренский П. А. Сочинения. В 4-х томах. Том 2. Москва, 1995. С. 725–734.

Danzas 1936 – Danzas J. Les réminiscences gnostiques dans la philosophie religieuse russe moderne // Revue des Sciences Philosophiques et Theologiques. 1936. T. XXV. P. 658–685.

Сведения об авторе

Надежда Хаджимерзановна Орлова
доктор философских наук, научный сотрудник.
Зеленогурский университет, Польша.
Ул. Лицеальна 9, Зелёна Гура, Польша, 65-417
E-mail: nadinor@mail.ru

Для цитирования:
Орлова Н. Х. Пересечение видений Анны Шмидт и Владимира Соловьева: софийная одарённость или «ерундословие старухи» // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 125–137.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-125-137

Опубликован
2020-06-26
Раздел
Статьи
Просмотров
554
Скачиваний
183