Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа
Аннотация
В статье рассматриваются современные способы показа церковного искусства в музеях и выставочных залах. История его экспонирования насчитывает около 150 лет. На всём протяжении своего музейного бытования роль церковного искусства по-разному понималась обществом и самим музеем. Поэтому цели и задачи, а также методы демонстрации были весьма различны. Современные музейные исследования определяют музей как идеологическую инстанцию; при этом идеологией называется процесс производства смыслов и закрепления их в статусе норм. В качестве одного из методов формирования смыслов выступают способы показа. По тому, как музей показывает те или иные объекты, можно судить не только о трансляции доминирующих знаний, но и о самих принципах восприятия реальности. Анализ разнообразия музейных интерпретаций церковного искусства на протяжении всего времени его экспонирования позволяет выделить три основные подхода: церковное искусство понимается (1) как иллюстрация идей и концепций, (2) как художественное произведение и (3) как сакральный объект. Каждый из подходов имеет свои концептуализацию, историю применения и примеры использования в современной практике. Задача данной статьи – попытаться проследить, как уже наработанные приёмы, иногда несколько видоизменяясь, находят применение в экспозициях музеев последних двух-трёх десятилетий. Один из подходов к демонстрации икон, храмовых скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства богослужебного назначения в современном музее рассматривает их в качестве иллюстраций некоторых мировоззренческих или социокультурных концепций, а также как исторические документы. Одним из вариантов такого подхода является представление церковного искусства как этнографического материала. Другой подход к экспонированию базируется на отношении к иконе и богослужебным предметам как к произведениям искусства. Они рассматриваются в качестве признанных шедевров, которые должны вызвать у зрителя эстетическое наслаждение. Важным проявлением художественно-эстетических позиций при рассмотрении такого искусства является использование для его описания характерных искусствоведческих понятий: живописные особенности региона или школы, манера письма. В современной экспозиционной практике этот тип демонстрации является наиболее распространённым. В основе третьего типа экспонирования лежит понимание произведения церковного искусства как сакрального объекта. В этом случае с помощью экспозиционных приёмов в залах музея реконструируется пространство храма, а предметы показа символически возвращаются в их изначальное окружение. В результате анализа трёх основных приёмов экспонирования церковного искусства автор приходит к выводу, что современная практика музейной демонстрации совмещает в себе ранее наработанные способы показа. Три основные приёма, описанные в статье, позволяют лишь достаточно условно разделить всё многообразие существующих экспозиций. Реальная музейная деятельность значительно сложнее, и подчас в одной выставке сочетаются элементы разных приёмов, которые взаимно дополняют друг друга.