ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО В МУЗЕЙНОЙ РАМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПОКАЗА

  • Е. В. Волкова Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: церковное искусство, способы показа, визуализация, музейный дизайн, музейный предмет, экс-позиция, сакральное пространство.

Аннотация

В статье рассматриваются современные способы показа церковного искусства в музеях и выставочных залах. История его экспонирования насчитывает около 150 лет. На всём протяжении своего музейного бытования роль церковного искусства по-разному понималась обществом и самим музеем. Поэтому цели и задачи, а также методы демонстрации были весьма различны. Современные музейные исследования определяют музей как идеологическую инстанцию; при этом идеологией называется процесс производства смыслов и закрепления их в статусе норм. В качестве одного из методов формирования смыслов выступают способы показа. По тому, как музей показывает те или иные объекты, можно судить не только о трансляции доминирующих знаний, но и о самих принципах восприятия реальности. Анализ разнообразия музейных интерпретаций церковного искусства на протяжении всего времени его экспонирования позволяет выделить три основные подхода: церковное искусство понимается (1) как иллюстрация идей и концепций, (2) как художественное произведение и (3) как сакральный объект. Каждый из подходов имеет свои концептуализацию, историю применения и примеры использования в современной практике. Задача данной статьи – попытаться проследить, как уже наработанные приёмы, иногда несколько видоизменяясь, находят применение в экспозициях музеев последних двух-трёх десятилетий. Один из подходов к демонстрации икон, храмовых скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства богослужебного назначения в современном музее рассматривает их в качестве иллюстраций некоторых мировоззренческих или социокультурных концепций, а также как исторические документы. Одним из вариантов такого подхода является представление церковного искусства как этнографического материала. Другой подход к экспонированию базируется на отношении к иконе и богослужебным предметам как к произведениям искусства. Они рассматриваются в качестве признанных шедевров, которые должны вызвать у зрителя эстетическое наслаждение. Важным проявлением художественно-эстетических позиций при рассмотрении такого искусства является использование для его описания характерных искусствоведческих понятий: живописные особенности региона или школы, манера письма. В современной экспозиционной практике этот тип демонстрации является наиболее распространённым. В основе третьего типа экспонирования лежит понимание произведения церковного искусства как сакрального объекта. В этом случае с помощью экспозиционных приёмов в залах музея реконструируется пространство храма, а предметы показа символически возвращаются в их изначальное окружение. В результате анализа трёх основных приёмов экспонирования церковного искусства автор приходит к выводу, что современная практика музейной демонстрации совмещает в себе ранее наработанные способы показа. Три основные приёма, описанные в статье, позволяют лишь достаточно условно разделить всё многообразие существующих экспозиций. Реальная музейная деятельность значительно сложнее, и подчас в одной выставке сочетаются элементы разных приёмов, которые взаимно дополняют друг друга.

Биография автора

Е. В. Волкова, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-114-124

Е. В. Волкова
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
elenavolkova196@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1538-4030

Аннотация

В статье рассматриваются современные способы показа церковного искусства в музеях и выставочных залах. История его экспонирования насчитывает около 150 лет. На всём протяжении своего музейного бытования роль церковного искусства по-разному понималась обществом и самим музеем. Поэтому цели и задачи, а также методы демонстрации были весьма различны. Современные музейные исследования определяют музей как идеологическую инстанцию; при этом идеологией называется процесс производства смыслов и закрепления их в статусе норм. В качестве одного из методов формирования смыслов выступают способы показа. По тому, как музей показывает те или иные объекты, можно судить не только о трансляции доминирующих знаний, но и о самих принципах восприятия реальности. Анализ разнообразия музейных интерпретаций церковного искусства на протяжении всего времени его экспонирования позволяет выделить три основные подхода: церковное искусство понимается (1) как иллюстрация идей и концепций, (2) как художественное произведение и (3) как сакральный объект. Каждый из подходов имеет свои концептуализацию, историю применения и примеры использования в современной практике. Задача данной статьи – попытаться проследить, как уже наработанные приёмы, иногда несколько видоизменяясь, находят применение в экспозициях музеев последних двух-трёх десятилетий. Один из подходов к демонстрации икон, храмовых скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства богослужебного назначения в современном музее рассматривает их в качестве иллюстраций некоторых мировоззренческих или социокультурных концепций, а также как исторические документы. Одним из вариантов такого подхода является представление церковного искусства как этнографического материала. Другой подход к экспонированию базируется на отношении к иконе и богослужебным предметам как к произведениям искусства. Они рассматриваются в качестве признанных шедевров, которые должны вызвать у зрителя эстетическое наслаждение. Важным проявлением художественно-эстетических позиций при рассмотрении такого искусства является использование для его описания характерных искусствоведческих понятий: живописные особенности региона или школы, манера письма. В современной экспозиционной практике этот тип демонстрации является наиболее распространённым. В основе третьего типа экспонирования лежит понимание произведения церковного искусства как сакрального объекта. В этом случае с помощью экспозиционных приёмов в залах музея реконструируется пространство храма, а предметы показа символически возвращаются в их изначальное окружение. В результате анализа трёх основных приёмов экспонирования церковного искусства автор приходит к выводу, что современная практика музейной демонстрации совмещает в себе ранее наработанные способы показа. Три основные приёма, описанные в статье, позволяют лишь достаточно условно разделить всё многообразие существующих экспозиций. Реальная музейная деятельность значительно сложнее, и подчас в одной выставке сочетаются элементы разных приёмов, которые взаимно дополняют друг друга.

Ключевые слова: церковное искусство, способы показа, визуализация, музейный дизайн, музейный предмет, экспозиция, сакральное пространство

Библиография

Беньямин 1996 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Пер. с нем. С. А. Ромашко. Москва, 1996.

Бюрен 2009 Бюрен Д. Функция Музея // Художественный журнал. 2009. № 73–74. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/museum-function/ (дата обращения: 12.11.2019).

Круглов 2016 Василий Кандинский и Россия. Альманах / Автор ст. В. Ф. Круглов. Санкт-Петербург, 2016.

Никифорова 2013 Никифорова Л. В. Современные зарубежные исследования дворцов и их музейных судеб в жанре культурной истории // Памятник архитектуры – от дворца к музею. Санкт-Петербург, 2013. С. 76–86.

Осокина 2018 Осокина Е. А. Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусского искусства. 1920–1930-е годы. Москва, 2018.

Тарасов 2007 Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. Москва, 2007.

Харрис 2011 Харрис Дж. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: музеефикация и новая музеология / Пер. с англ.
Л. О. Оглоблиной // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 31–41.

Hooper-Greenhill 1992 Hooper-Greenhill E. Museums and the Shaping of Knowledge. London and New York, 1992.

Marstine 2006 Marstine J. What is New Museum Theory? // New Museum Theory and Practice: An Introduction. Oxford, 2006. P. 1–36.

Сведения об авторе

Елена Владимировна Волкова
Дизайнер экспозиций.
Государственный Русский музей.
Ул. Инженерная 4, Санкт-Петербург, Россия, 191186
E-mail: elenavolkova196@yandex.ru

Для цитирования:
Волкова Е. В. Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 114–124.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-114-124

Опубликован
2020-06-26
Раздел
Статьи