САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (7). К ТИПОЛОГИИ НАДВРАТНЫХ ХРАМОВ

  • С. С. Аванесов Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия
Ключевые слова: визуальная семиотика, городской текст, христианская архитектура, сакральное простран-ство, архитектурная доминанта, надвратный храм, культурно-семиотический трансфер, иеротопия, новые Иерусалимы

Аннотация

В статье продолжено исследование принципов и способов формирования пространства традиционного русского города как визуального текста. Такой текст имеет по преимуществу сакральное содержание. В нём выражаются религиозные установки, ориентиры и ценности, а также транслируются священные образцы и демонстрируются эсхатологические образы. Синтаксис городского визуального текста определяется ключевыми архитектурными доминантами, несущими на себе основную смысловую нагрузку. Такие доминанты в традиционном христианском городе – это собор и парадные ворота, объединённые в одну пространственную синтагму. Комплекс «собор–ворота» является прямой аллюзией на сакральную топику Иерусалима. Создание такого ансамбля является распространённым на Руси способом осуществления культурно-семиотического трансфера, то есть воспроизведения иерусалимской пространственной «программы». При этом специфика русской версии «новых Иерусалимов» заключается в особой конструкции ворот, соединяющих в себе проездную башню и надвратный храм. В статье критически анализируется тезис о происхождении русского надвратного храма от византийских образцов. Показано, что надвратный храм является чисто русским архитектурным «изобретением», а происхождение и широкое распространение этой конструкции объясняется решением семиотической задачи – стремлением создать «пространственную икону» Иерусалима как центра Святой Земли. В статье также предложена типология надвратных храмов. Цель такой типологии – уточнить объём и содержание понятия «надвратный храм», выделить и характеризовать разновидности этого сооружения, а также указать на те варианты композиции «храм–ворота», которые мы не можем отнести к категории надвратных храмов в точном смысле. Предложены пять типов надвратного храма и определены архитектурные сооружения, относящиеся к этим типам. Исследование призвано уточнить тезис о важнейшей роли русского надвратного храма в создании сакрального пространства (иеротопии) восточнохристианского города.

Биография автора

С. С. Аванесов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-29-66

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия
iskiteam@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

Аннотация

В статье продолжено исследование принципов и способов формирования пространства традиционного русского города как визуального текста. Такой текст имеет по преимуществу сакральное содержание. В нём выражаются религиозные установки, ориентиры и ценности, а также транслируются священные образцы и демонстрируются эсхатологические образы. Синтаксис городского визуального текста определяется ключевыми архитектурными доминантами, несущими на себе основную смысловую нагрузку. Такие доминанты в традиционном христианском городе – это собор и парадные ворота, объединённые в одну пространственную синтагму. Комплекс «собор–ворота» является прямой аллюзией на сакральную топику Иерусалима. Создание такого ансамбля является распространённым на Руси способом осуществления культурно-семиотического трансфера, то есть воспроизведения иерусалимской пространственной «программы». При этом специфика русской версии «новых Иерусалимов» заключается в особой конструкции ворот, соединяющих в себе проездную башню и надвратный храм. В статье критически анализируется тезис о происхождении русского надвратного храма от византийских образцов. Показано, что надвратный храм является чисто русским архитектурным «изобретением», а происхождение и широкое распространение этой конструкции объясняется решением семиотической задачи – стремлением создать «пространственную икону» Иерусалима как центра Святой Земли. В статье также предложена типология надвратных храмов. Цель такой типологии – уточнить объём и содержание понятия «надвратный храм», выделить и характеризовать разновидности этого сооружения, а также указать на те варианты композиции «храм–ворота», которые мы не можем отнести к категории надвратных храмов в точном смысле. Предложены пять типов надвратного храма и определены архитектурные сооружения, относящиеся к этим типам. Исследование призвано уточнить тезис о важнейшей роли русского надвратного храма в создании сакрального пространства (иеротопии) восточнохристианского города.

Ключевые слова: визуальная семиотика, городской текст, христианская архитектура, сакральное пространство, архитектурная доминанта, надвратный храм, культурно-семиотический трансфер, иеротопия, новые Иерусалимы

Библиография

Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Визуальность и коммуникация // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 11–25.

Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.

Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (5). Собор и ворота // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 70–92.

Аванесов 2019 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (6). Семантика надвратного храма // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 1 (19). С. 120–149.

Арутюнян, Сафарян 1951 – Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества. Москва, 1951.

Асеев 1984 – Асеев Ю. С. Зодчество древнего Киева Х–ХIII вв. в контексте мирового архитектурного процесса // Древнерусский город. Материалы Всесоюзной археологической конференции, посвящённой 1500-летию города Киева. Киев, 1984. С. 5–10.

Баран 1986 – Археология Украинской ССР. Том 3: Раннеславянский и древнерусский периоды / Отв. ред.
В. Д. Баран. Киев, 1986.

Беридзе 1948 – Беридзе В. В. Архитектура Грузии. Москва, 1948.

Бусева-Давыдова 1996 – Бусева-Давыдова И. Л. Архитектура // Художественно-эстетическая культура древней Руси. ХI–ХVII века / Под ред. В. В. Бычкова. Москва, 1996. С. 426–457.

Виноградов 2016 – Виноградов А. Ю. Храмик над главными воротами Эски-Кермена и средневековая традиция надвратных церквей // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XXI. Симферополь, 2016. С. 174–192.

Виноградов 2018 – Виноградов А. Ю. Зарождение и развитие феномена надвратных храмов в византийском мире // Византийский временник. 2018. Том 102. С. 249–273.

Воронова 2019 – Воронова А. А. Средневековая архитектура Сербии. Москва, 2019.

Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.

Выголов 1994 – Выголов В. П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. Москва, 1994. С. 3–36.

Геров 2007 – Геров Г. О венценосных ктиторах Бачковского монастыря // От Царьграда до Белого моря: Сборник статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. Москва, 2007. С. 65–88.

Губер 1966 – Всеобщая история архитектуры. Том 4: Архитектура Западной Европы. Средние века / Отв. ред. А. А. Губер. Ленинград, Москва, 1966.

Евсеева, Шведова 2011 – Евсеева Л., Шведова М. Иверская икона Богоматери Портаитиссы. Афонская святыня в России // Гора Афон. Образы Святой Земли / Под ред. А. М. Лидова. Москва, 2011. С. 70–79.

Ерицов 1882 – Ерицов А. Д. Татевский монастырь. Историко-археологический очерк // Пятый археологический съезд в Тифлисе. Москва, 1882. С. 404–420.

Иларион 1994 – Иларион. Слово о законе и благодати / Пер.
В. Я. Дерягина. Москва, 1994.

Казарян 2009 – Казарян А. Ю. «Новый Иерусалим» в пространственных концепциях и архитектурных формах средневековой Армении // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Под ред. А. М. Лидова. Москва, 2009. С. 520–543.

Каргер 1980 – Каргер М. К. Новгород. Ленинград, 1980.

Кирилко 1989 – Кирилко В. П. Надвратная церковь средневекового укрепления Фуна. Датировка и атрибуция // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII–XVI веках. Ростов-на-Дону, 1989. С. 62–73.

Комеч 2007 – Комеч А. И. Об особенностях пространственной структуры Спасо-Преображенского собора в Чернигове // От Царьграда до Белого моря: Сборник статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. Москва, 2007. С. 161–182.

Крашенинникова 2003 – Крашенинникова Н. Н. Гелатский монастырь. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40305.htm (дата обращения: 27.01.2020).

Крашенинникова и др. 2010 – Крашенинникова Н. Н., Мамалашвили И., Мачабели К. Гелати // Православная энциклопедия. Том 10. Москва, 2010. С. 551–555. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/161963.html (дата обращения: 27.01.2020).

Куюмджиев и др. 2018 – Куюмджиев А., Мутафов Е., Ванев И. и др. Корпус на стенописите от първата половина на XIX век в България. София, 2018.

Лазарев 1986 – Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва, 1986.

Лев 1988 – Лев Диакон. История / Пер. М. М. Копыленко. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. Комм. М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова. Москва, 1988.

Меписашвили, Цинцадзе 1977 – Меписашвили Р., Цинцадзе В. Кутаиси. Гелати. Гегути. Тбилиси, 1977.

Мнацаканян 1976 – Мнацаканян С. С. Композиция двухъярусных мартириумов в армянском раннесредневековом зодчестве // Историко-филологический журнал. 1976. № 4. С. 213–230.

Мыц 1991 – Мыц В. Л. Укрепления Таврики X–XV вв. Киев, 1991.

Нессельштраус 1964 – Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Ленинград, Москва, 1964.

Рабинович 1956 – Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство. 1956. Вып. 6. С. 57–86.

Седов 2009 – Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 544–584.

Степанян 2008 – Степанян Н. Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении // Историко-филологический журнал. 2008. № 2. С. 210–229.

Токарский 1961 – Токарский Н. М. Архитектура Армении IV−XIV вв. Изд. 2-е. Ереван, 1961.

Толстая и др. 2009 – Толстая Т. В., Турилов А. А., Гусева Э. К. Иверская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том 21. Москва, 2009. С. 8–22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/293359.html (дата обращения: 27.01.2020).

Трифонова 2005 – Трифонова И. О. Город как сакральное пространство // Русь средневековая. Интернет-альманах. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medievalrus.narod.ru/trifonova.htm (дата обращения: 27.01.2020).

Хрушкова 2004 – Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения) // Византийский временник. 2004. Том 63 (88). С. 167–194.

Шахкян 2009 – Шахкян Г. Ахпатский монастырь / Пер. с арм. Х. Диланяна. Эчмиадзин, 2009.

Якобсон 1947 – Якобсон А. Л. Из истории армянской средневековой архитектуры. III. Татевский монастырь // Советская археология. 1947. Вып IX. С. 303–328.

Яралов 1966 – Всеобщая история архитектуры. Том 3: Архитектура Восточной Европы. Средние века / Отв. ред. Ю. С. Яралов. Ленинград, Москва, 1966.

Meißner 1972 – Meißner G. Tore und Türme in Europa. Leipzig, 1972.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теологии,
директор научно-образовательного центра
"Гуманитарная урбанистика".
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого.
Ул. Большая Санкт-Петербургская 41, Великий Новгород,
Россия, 173003
E-mail: iskiteam@yandex.ru

Для цитирования:
Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (7). К типологии надвратных храмов // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 29–66.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-29-66

Опубликован
2020-06-26
Раздел
Статьи