О визуальной теологии

  • С. С. Аванесов Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия
Ключевые слова: визуальная теология, визуальная семиотика, религиозная коммуникация, сакральное изображение, оптика веры

Аннотация

В статье исследованы фундаментальные предпосылки и границы визуальной теологии как специфической познавательной программы. Уточняется понятие теологии как рациональной рефлексии над содержанием религиозного опыта. Определяется значение зрения и визуализации в поле теологического знания, а также предметная сфера визуальной теологии: (1) визуально тематизированные сегменты доктрины (суждения о видимом / невидимом и суждения в лингвистических формах зрения); (2) визуальные формы презентации и организации религиозного опыта; (3) визуальные формы и приёмы выражения теологического знания. Поскольку Священное Писание является фундаментом богословия в целом, постольку главные основания визуальной теологии мы должны искать именно в нём. В статье показано, как Писание ставит и решает ключевые вопросы соотношения бытия и зрения, зрения и знания, зрения и религиозной коммуникации, а также проблемы священного изображения, видимого образа невидимого мира и явления Самого Бога в Новом Завете. Доказано, что все фундаментальные предпосылки визуальной теологии обнаруживаются в Священном Писании; принципиальные начала сакральной архитектуры, организации священного пространства, литургической и сакраментальной символики содержатся там же. В контексте Боговоплощения зримая сторона религиозной культуры получает дополнительное оправдание и приобретает высочайший смысловой статус.

Биография автора

С. С. Аванесов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2019-1-13-43

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия
iskiteam@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

Аннотация
В статье исследованы фундаментальные предпосылки и границы визуальной теологии как специфической познавательной программы. Уточняется понятие теологии как рациональной рефлексии над содержанием религиозного опыта. Определяется значение зрения и визуализации в поле теологического знания, а также предметная сфера визуальной теологии: (1) визуально тематизированные сегменты доктрины (суждения о видимом / невидимом и суждения в лингвистических формах зрения); (2) визуальные формы презентации и организации религиозного опыта; (3) визуальные формы и приёмы выражения теологического знания. Поскольку Священное Писание является фундаментом богословия в целом, постольку главные основания визуальной теологии мы должны искать именно в нём. В статье показано, как Писание ставит и решает ключевые вопросы соотношения бытия и зрения, зрения и знания, зрения и религиозной коммуникации, а также проблемы священного изображения, видимого образа невидимого мира и явления Самого Бога в Новом Завете. Доказано, что все фундаментальные предпосылки визуальной теологии обнаруживаются в Священном Писании; принципиальные начала сакральной архитектуры, организации священного пространства, литургической и сакраментальной символики содержатся там же. В контексте Боговоплощения зримая сторона религиозной культуры получает дополнительное оправдание и приобретает высочайший смысловой статус.

Ключевые слова: визуальная теология, визуальная семиотика, религиозная коммуникация, сакральное изображение, оптика веры

Библиография

Аванесов 2011 – Аванесов С. С. Забота о внешнем // Человек.RU. 2011. № 7. С. 54–69.

Аванесов 2012 – Аванесов С. С. Введение в философию религии: Опыт систематизации философских концепций религии. Saarbrücken, 2012.

Аванесов 2013 – Аванесов С. С. Нормативная онтология: Петербургские доклады. Томск, 2013.

Аванесов 2014 а – Аванесов С. С. Теология как антропология // Метапарадигма. 2014. Вып. 2/3. С. 120–124.

Аванесов 2014 б – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.

Аванесов 2015 – Аванесов С. С. Визуально-антропологические коннотации в онтологии Парменида // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Том 9. Вып. 2. С. 292–305.

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Зрение и знание в философии Аристотеля // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Том 10. Вып. 2. С. 382–394.

Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. София–Логос. Киев, 2006.

Алексеев 2002 – Новый Завет на греческом и русском языках / Ред. А. А. Алексеев. Москва, 2002.

Анастасий 2003 – Анастасий Синаит. Об определениях / Пер., предисл. В. В. Баскаковой // Альфа и Омега. 2003. № 4 (38). С. 63-77.

Афонасин 2003 – Климент Александрийский. Строматы / Пер., комм. Е. В. Афонасина. В 3-х томах. Санкт-Петербург, 2003.

Бачинин 2005 – Бачинин В. А. Введение в христианскую эстетику. Санкт-Петербург, 2005.

Василик 1995 – Василик В. В. ΟΠΤΙΚΟΙ ΑΚΤΙΝΕΣ в контексте антииконоборческой полемики (Об одной античной реминисценции в ХVII гомилии патриарха Фотия) // Византинороссика. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1995. С. 252–258.

Вздорнов 1981 – Вздорнов Г. И. От составителя // Троица Андрея Рублёва: Антология. Москва, 1981. С. 7–18.

Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.

Гегель 1976 – Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Том 1 / Пер. с нем. М. И. Левиной. Москва, 1976.

Гильдебранд 1998 – Гильдебранд Д. фон. Новая Вавилонская башня. Избранные философские работы / Пер. с англ., нем. А. И. Смирнова. Санкт-Петербург, 1998.

Диди-Юберман 2001 – Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Пер. с фр. А. Шестакова. Санкт-Петербург, 2001.

Иоанн Дамаскин 1997 – Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер., комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. Москва, 1997.

Иоанн Златоуст 1999 – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Том 6. Кн. 2. Москва, 1999.

Иосиф 1993 – Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу // Философия русского религиозного искусства. Москва, 1993. С. 34–44.

Квливидзе 2010 – Квливидзе Н. В. Ветхий Денми // Православная энциклопедия. Том 8. Москва, 2010. С. 54–55. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/158288.html (дата обращения: 30.03.2019).

Комеч 1975 – Комеч А. И. Взгляды христианства II–IV столетий на эстетическую выразительность архитектурной формы // Культура и искусство Византии. Ленинград, 1975. С. 21-23.

Лихачёв 1956 – Лихачёв Д. С. Средневековый символизм в стилистических системах древней Руси и пути его преодоления (к постановке вопроса) // Академику Виктору Владимировичу Виноградову к его шестидесятилетию. Москва, 1956. С. 165-171.

Лосев 1993 – Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Москва, 1993.

Максим Исповедник 1993 – Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты / Пер., комм. А. И. Сидорова. Москва, 1993.

Маяцкий 2007 – Маяцкий М. А. Опсодицея // Эпистемы. Вып. 5. Екатеринбург, 2007. С. 127–131.

Озолин 2007 а – Озолин Н., прот. Герменевтическая проблема «Ветхозаветной Троицы» // «Св. Троица» преп. Андрея Рублёва в свете православного апофатизма. Иконоборчество: вчера и сегодня. Санкт-Петербург, 2007. С. 9–17.

Озолин 2007 б – Озолин Н., прот. Об описуемости Божественной ипостаси Спасителя // Икона и образ, иконичность и словесность. Москва, 2007. С. 8–25.

Сидоров 1997 – Творения древних отцов-подвижников / Пер., комм. А. И. Сидорова. Москва, 1997.

Торчинов 2005 – Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Москва, 2005.

Успенский 1997 – Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Москва, 1997.

Шаймухамбетова 1985 – Шаймухамбетова Г. Б. Философия и религия в историко-культурном развитии Востока (к постановке вопроса) // Философия и религия на зарубежном Востоке. ХХ век. Москва, 1985. С. 5–42.

Шмалий 2003 – Шмалий В., свящ. Космология святых отцов каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. 2003. № 2 (36). С. 152-170.

Шмеман 1993 – Шмеман А., протопресвитер. Введение в богословие. Москва, 1993.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теологии,
директор научно-образовательного центра
"Гуманитарная урбанистика".
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого.
Ул. Большая Санкт-Петербургская 41, Великий Новгород,
Россия, 173003
E-mail: iskiteam@yandex.ru

Для цитирования:
Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 13–43.
https://doi.org/10.34680/vistheo-2019-1-13-43

Опубликован
2019-12-13
Раздел
Статьи
Просмотров
1356
Скачиваний
451