Визуальная репрезентация антирелигиозной пропаганды в СССР: «Чудотворец» Александра Пантелеева (1922)
Аннотация
В статье рассматривается одна из первых советских антирелигиозных картин – фильм «Чудотворец» (1922) режиссёра А. П. Пантелеева как уникальный пример агитационно-массового искусства периода «культурной революции», который ранее детально не осмыслялся в научно-исследовательской литературе. Автор применяет визуально-семиотический и историко-культурный подходы для анализа идей, представленных в фильме, а также идеологического и культурного контекста, в рамках которого он был создан. Основное семиотическое значение фильма связано с критикой церкви и её представителей за счёт демонстрации их неверия в возможность свершения сверхъестественного события и стремления сконструировать чудо, руководствуясь исключительно прагматическими мотивами и желанием получить финансовую выгоду. Кроме того, «Чудотворец» служит художественным оправданием советской кампании по изъятию церковных ценностей, которая проводилась в первой половине 1922 года. Благодаря своему простому и понятному сюжету о фабрикации религиозных чудес, фильм пользовался популярностью у советского зрителя. Автор демонстрирует, что антирелигиозная идея «Чудотворца», направленная на дискредитацию действий священнослужителей, не затрагивает и не опровергает фундаментальные основы христианской веры. Более того, показывается, что в фильме есть сцены, связанные со значимостью религиозной веры в жизни народа, совершенно лишённые критического посыла. Несмотря на определённый вклад «Чудотворца» в борьбу советской власти с официальной церковью, его влияние на народную религиозность представляется несущественным.
