Визуальная репрезентация антирелигиозной пропаганды в СССР: «Чудотворец» Александра Пантелеева (1922)

Ключевые слова: христианство, антирелигиозная пропаганда в СССР, атеизм, визуализация, советское немое кино, «Чудотворец», чудо, разоблачение чудес

Аннотация

В статье рассматривается одна из первых советских антирелигиозных картин – фильм «Чудотворец» (1922) режиссёра А. П. Пантелеева как уникальный пример агитационно-массового искусства периода «культурной революции», который ранее детально не осмыслялся в научно-исследовательской литературе. Автор применяет визуально-семиотический и историко-культурный подходы для анализа идей, представленных в фильме, а также идеологического и культурного контекста, в рамках которого он был создан. Основное семиотическое значение фильма связано с критикой церкви и её представителей за счёт демонстрации их неверия в возможность свершения сверхъестественного события и стремления сконструировать чудо, руководствуясь исключительно прагматическими мотивами и желанием получить финансовую выгоду. Кроме того, «Чудотворец» служит художественным оправданием советской кампании по изъятию церковных ценностей, которая проводилась в первой половине 1922 года. Благодаря своему простому и понятному сюжету о фабрикации религиозных чудес, фильм пользовался популярностью у советского зрителя. Автор демонстрирует, что антирелигиозная идея «Чудотворца», направленная на дискредитацию действий священнослужителей, не затрагивает и не опровергает фундаментальные основы христианской веры. Более того, показывается, что в фильме есть сцены, связанные со значимостью религиозной веры в жизни народа, совершенно лишённые критического посыла. Несмотря на определённый вклад «Чудотворца» в борьбу советской власти с официальной церковью, его влияние на народную религиозность представляется несущественным.

Биография автора

Е. И. Спешилова, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-344-360

Е. И. Спешилова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург, Россия;
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
e.speshilova@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7859-3526

Аннотация
В статье рассматривается одна из первых советских антирелигиозных картин – фильм «Чудотворец» (1922) режиссёра А. П. Пантелеева как уникальный пример агитационно-массового искусства периода «культурной революции», который ранее детально не осмыслялся в научно-исследовательской литературе. Автор применяет визуально-семиотический и историко-культурный подходы для анализа идей, представленных в фильме, а также идеологического
и культурного контекста, в рамках которого он был создан. Основное семиотическое значение фильма связано с критикой церкви и её представителей за счёт демонстрации их неверия
в возможность свершения сверхъестественного события
и стремления сконструировать чудо, руководствуясь исключительно прагматическими мотивами и желанием получить финансовую выгоду. Кроме того, «Чудотворец» служит художественным оправданием советской кампании по изъятию церковных ценностей, которая проводилась в первой половине 1922 года. Благодаря своему простому и понятному сюжету
о фабрикации религиозных чудес, фильм пользовался популярностью у советского зрителя. Автор демонстрирует,
что антирелигиозная идея «Чудотворца», направленная на дискредитацию действий священнослужителей, не затрагивает
и не опровергает фундаментальные основы христианской веры. Более того, показывается, что в фильме есть сцены, связанные со значимостью религиозной веры в жизни народа, совершенно лишённые критического посыла. Несмотря на определённый вклад «Чудотворца» в борьбу советской власти с официальной церковью, его влияние на народную религиозность представляется несущественным.

Ключевые слова: христианство, антирелигиозная пропаганда
в СССР, атеизм, визуализация, советское немое кино, «Чудотворец», чудо, разоблачение чудес

Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 25-28-00277 «“Визуальный атлас конфессий”: (анти)религиозная пропаганда в СССР в 1920–
1930-е гг.» в Санкт-Петербургском государственном университете, https://rscf.ru/project/25-28-00277/

Библиография

Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗMΑ (Praxema). Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 1 (1). С. 10–22.

Аверинцев 1993 – Христианство: энциклопедический словарь.
Т. 1 / Под ред. С. С. Аверинцева. Москва, 1993.

Арнхейм 1960 – Арнхейм Р. Кино как искусство / Пер. с англ.
Д. Ф. Соколовой. Москва, 1960.

Булгаков 1935 – Булгаков С. Н. О чудесах Евангельских.
Париж, 1935.

Воротынцев 2020 – Воротынцев Г. В поисках «Чудотворца» // Профан – Исторический журнал. 2020, 19 декабря. URL: https://vk.com/@profunist-v-poiskah-chudotvorca?ysclid=mhd5h3b11q24194011 (дата обращения: 05.09.2025).

Гефнер 2009 – Гефнер О. В. Праздничная культура военных русской армии (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Вестник Омского университета. 2009. № 3(53). С. 77–87.

Гловацкий 1968 – Гловацкий Б. С. Первый советский кинорежиссер А. П. Пантелеев // Из истории Ленфильма: статьи, воспоминания, документы. 1920-е годы. Вып. 1. Ленинград, 1968. С. 68–80.

Головнев, Головнева 2025 – Головнев И. А., Головнева Е. В. Визуализация (анти)религиозности в СССР. По архивным материалам 1920–1930-х гг. // Вестник архи­виста. 2025. № 3.
С. 778–797. https://doi.org/10.28995/2073-0101-2025-3-778-797

Головнева 2023 – Головнева Е. В. Антирелигиозный фильм в СССР (по материалам кинопериодики конца 1920-х – начала 1930-х гг.) // Религиоведение. 2023. № 3. C. 150–159.

Головнева, Головнев 2021 – Головнева Е. В., Головнев И. А. Советская антирелигиозная фильма. «Сектанты» Владимира Королевича (1930) // Религиоведение. 2021. № 3. С. 151–159. https://doi.org/10.22250/2072-8662.2021.3.151-159

Головнева, Головнев 2025 – Головнева Е. В., Головнев И. А. Антирелигиозная пропаганда в СССР в 1920–1930-е гг.: академический дискурс и концептуально-теоретические основы развития антирелигиозного кинематографа // Studia Religiosa Rossica. 2025. № 2. С. 132–149. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-2-132-149  

Графова 2024 – Графова М. А. «Надо б в церкви, для крепости»: почему в 1920-е годы в Советской России продолжали венчаться // Шаги/Steps. 2024. T. 10. № 1. С. 12–67.

Жанбосинова 2015 – Жанбосинова А. С. Кампания по изъятию религиозных ценностей в 20-е гг. ХХ в. как метод борьбы
с культом // Мировоззрение населения Южной Сибири
и Центральной Азии в исторической ретроспективе.
2015. № 8. С. 264–275.

Карлявина 2019 а – Карлявина А. И. Антирелигиозный кинематограф в советской пропаганде 1920-х годов // Артикульт. 2019. 35 (3). С. 97–104. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2019-3-97-104

Карлявина 2019 б – Карлявина А. И. Отражение кампании по изъятию церковных ценностей в антирелигиозных плакатах 1920-х гг. // Клио. 2019. № 10 (154). С. 105–109.

Кормина 2005 – Кормина Ж. В. Проводы в армию
в пореформенной России: опыт этнографического анализа. Москва, 2005.

Ленфильм 1968 – Из истории Ленфильма: статьи, воспоминания, документы. 1920-е годы. Вып. 1. Ленинград, 1968.

Лебедев 1965 – Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР: немое кино (1918–1934). Москва, 1965.

Мачерет 1961 – Советские художественные фильмы: аннотированный каталог. Том 1: немые фильмы (1918–1935)
/ Под ред. А. В. Мачерета. Москва, 1961.

Молчанов 1963 – Молчанов И. Г. Отражение антирелигиозной борьбы в советском киноискусстве // Известия Академии наук Армянской ССР. 1963. № 11. С. 67–76.

Новосёлов, Сальникова 2020 – Новосёлов А. Л, Сальникова А. А. «Поп с кулаком сварганил “чудо”»: антирелигиозная пропаганда на страницах детского журнала «Юные безбожники» // Современная научная мысль. 2020. № 2. С. 80–86.

Пальшкова 2024 – Пальшкова М. А. Особенности атеистического дискурса в кинематог­рафе «воинствующего безбожия» 1920-х гг. // Вестник ВГИК. 2024. № 1. С. 41–57.

Попова 2021 – Попова А. А. Священная история в сатирическом жанре советской антирелигиозной пропаганды 1920-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8. № 4 (32). С. 194–203.

Рейтблат 1992 – Рейтблат А. И. Зарин Андрей Ефимович // Русские писатели 1800–1917: биографический словарь. Том 2. Москва, 1992. С. 323–324.

Рудюк 2023 – Рудюк Е. С. Чудо как модель в драматургии фильма // Личность и социальные модели в кино: fiction и non-fiction. Москва, 2023. С. 315–324.

Туляков 1915 – Феофан (Туляков), митрополит. Чудо: христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Петроград, 1915.

Фолиева 2023 – Фолиева Т. А. Антирелигиозные фильмы и борьба с антисемитизмом в 20–30‑х гг. XX века в Советском Союзе // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28. № 1. С. 93–102.

ЦК РКП(б) 1922 – ЦК РКП(б). Циркуляр «О постановке антирелигиозной пропаганды» от 4 февраля 1922 г. // Конфессиональная политика советского государства.
1917–1991 гг.: документы и материалы: в 6 т. Т. 1 в 4 кн. 1917–1924 гг. Кн. 1. Центральные руководящие органы РКП(б): идеология вероисповедной политики и практика антирелигиозной пропаганды. Москва, 2017. С. 311–313.

Цыремпилова 2020 – Цыремпилова И. С. Антирелигиозная агитация и пропаганда в 1920-е годы: формы, опыт и эффективность (на материалах Байкальского региона) //
Власть. 2020. № 5. С. 208–214.

Шагурин 1930 – Шагурин Н. Безбожное кино в деревне:
методика и практика антирелигиозной пропаганды через кино.
Москва, 1930.

Шахнович 2021 – Шахнович М. М. Презентация культа христианских святых в антирелигиозных музейных экспозициях эпохи «великого перелома» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. Вып. 4. С. 706–717. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.410

Шахнович 2022 – Шахнович М. М. Современный взгляд
на концепт «научный атеизм»: история возникновения
и трансформации // Религиоведение в Казахстане в контексте мирового религиоведения: пройденный путь, традиции, тенденции развития. Астана, 2022. С. 90–97.

Шахнович 2023 – Шахнович М. М. Культ святых
в антирелигиозной пропаганде и исторической науке в СССР
в 1920-х – начале 1930-х гг. // Государство, религия, церковь
в России и за рубежом. 2023. № 41(1). С. 151–177.

Сведения об авторе

Елизавета Ивановна Спешилова
младший научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Российская Федерация, 191124, Санкт-Петербург,
ул. Смольного, 1/3;
старший преподаватель, научный сотрудник
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: e.speshilova@yandex.ru

Для цитирования:
Спешилова Е. И. Визуальная репрезентация антирелигиозной пропаганды в СССР: «Чудотворец» Александра Пантелеева (1922) // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 344–360. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-344-360

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Спешилова, Е. И. (2025). Визуальная репрезентация антирелигиозной пропаганды в СССР: «Чудотворец» Александра Пантелеева (1922). Визуальная теология, 7(2), 344-360. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/165
Раздел
Статьи
Просмотров
57
Скачиваний
18