Рисунок Льва Карсавина: от визуализации метафизики – к библейским стихам

  • В. И. Шаронов Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-9708-1446
Ключевые слова: Лев Карсавин, символика креста, Максим Исповедник, Николай Кузанский, православие, гностицизм, каббала, визуализация метафизики, совпадение противоположностей, философское обращение

Аннотация

Исследование посвящено уникальному документу из архива семьи Л. П. Карсавина – рисунку восьмиконечного православного креста, оформленного визуальными элементами и фрагментами из Библии на греческом и древнееврейском языках. Композиционная цельность изображения – креста, текстовых фрагментов и сети геометрических элементов – позволили автору статьи выдвинуть предположение, что ключ к пониманию рисунка находится в теоретических работах Карсавина. Проверка гипотезы подтвердила связь рисунка с книгой «О началах», содержащей оригинальную философскую трактовку библейских стихов. Это позволило увидеть в рисунке пример символической визуализации, выражающей связь философских идеей с их религиозными основаниями. Одновременно автор статьи находит аргументы в пользу того, чтобы видеть в символизме рисунка и личное (интимное) значение, связанное с тем, что начало работы над книгой сопровождалось историей возникновения и развития любви Л. П. Карсавина к Е. Ч. Скржинской. Она стала философской музой Карсавина, а её ожидаемый, но несостоявшийся приезд к нему в 1930 г. автор статьи считает значительным мотивом для создания рисунка. В композиции с крестом философ стремился выразить свои любовь, веру, и память о совместно проведённом времени. В статье отмечаются произведения, повлиявшие на создание графического произведения: схема, приписываемая прп. Максиму Исповеднику, и работы, посвящённые символике креста. Введение в научный оборот рисунка Л. П. Карсавина заметно обогащает историю русской религиозной философии уникальным примером визуализации и позволяет по-новому взглянуть на теоретическое наследие философа.

Биография автора

В. И. Шаронов, Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-228-257

В. И. Шаронов
Западный филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
Калининград, Россия
sharonovvi@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0000-0002-9708-1446

Аннотация
Исследование посвящено уникальному документу из архива семьи Л. П. Карсавина – рисунку восьмиконечного православного креста, оформленного визуальными элементами и фрагментами из Библии на греческом и древнееврейском языках. Композиционная цельность изображения – креста, текстовых фрагментов и сети геометрических элементов – позволили автору статьи выдвинуть предположение, что ключ
к пониманию рисунка находится в теоретических работах Карсавина. Проверка гипотезы подтвердила связь рисунка
с книгой «О началах», содержащей оригинальную философскую трактовку библейских стихов. Это позволило увидеть в рисунке пример символической визуализации, выражающей связь философских идеей с их религиозными основаниями. Одновременно автор статьи находит аргументы в пользу того, чтобы видеть в символизме рисунка и личное (интимное) значение, связанное с тем, что начало работы над книгой сопровождалось историей возникновения и развития любви Л. П. Карсавина к Е. Ч. Скржинской. Она стала философской музой Карсавина, а её ожидаемый, но несостоявшийся приезд
к нему в 1930 г. автор статьи считает значительным мотивом
для создания рисунка. В композиции с крестом философ стремился выразить свои любовь, веру, и память о совместно проведённом времени. В статье отмечаются произведения, повлиявшие на создание графического произведения: схема, приписываемая прп. Максиму Исповеднику, и работы, посвящённые символике креста. Введение в научный оборот рисунка Л. П. Карсавина заметно обогащает историю русской религиозной философии уникальным примером визуализации
и позволяет по-новому взглянуть на теоретическое наследие философа.

Ключевые слова: Лев Карсавин, символика креста, Максим Исповедник, Николай Кузанский, православие, гностицизм, каббала, визуализация метафизики, совпадение противоположностей, философское обращение

Библиография

Бурмистров 2011 – Бурмистров К. Ю. Примечания к лекции № 5 // Соловьёв В. С. Полное собрание сочинений и писем. Т. 4. Москва, 2011. С. 786–790.

Ванеев 1990 – Ванеев А. А. Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина // Звезда. 1990. № 12. С. 138–151.

Ванеев 1950-е – Ванеев А. А. Рисунок восьмиконечного православного креста с гимном из трактата Карсавина Л. П. «София земная и горная». 1950-е гг. // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт‑Петербурга. Фонд Р-1012. Оп. 1. Д. 33.

Генон 2003 – Генон Р. Символика креста / Пер. с фр. Т. М. Фадеевой. Москва, 2003.

Герд 2004 – Герд Л. А. Е. Ч. Скржинская: жизнь и труды
(по материалам личного фонда) // Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2004. С. 458–521.

Дьяков 2003 – Дьяков А. В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа. Москва, 2003.

Евлампиев 2010 – Евлампиев И. И. Два полюса восприятия Николая Кузанского в русской философии (С. Франк и Л. Карсавин) // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 125–138.

Евлампиев 2022 – Евлампиев И. И. Философия Л. П. Карсавина
и мистическое учение каббалы // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2022. Т. 16. № 2.
С. 634–643.

Епифанович 1917 – Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника.
Киев, 1917.

Зайцева 2012 – Зайцева Ю. В Абези на могиле русского религиозного философа Л. П. Карсавина установлен памятник // Благовест. 27.11.2012. URL: https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=50091 (дата обращения: 15.01.2025).

Иларион 2013 – Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: введение в историю и проблематику имяславских споров. Санкт-Петербург, Москва, 2013.

Ильин 1928 – Ильин В. Н. Основные вопросы символики креста Господня // Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. 1928. № 1. С. 122–193.

Карсавин 1919 – Карсавин Л. П. Saligia. Петроград, 1919.

Карсавин 1922 – Карсавин Л. П. София земная и горняя (Неизданное гностическое сочинение) // Стрелец. 1922. № 3. С. 70–90.

Карсавин 1928 – Карсавин Л. П. Россия и евреи // Версты. 1928. № 3. С. 65–86.

Карсавин 1929 – Карсавин Л. П. О личности. Каунас, 1929.

Карсавин 1932 – Карсавин Л. П. Поэма о смерти. Каунас, 1932.

Карсавин 1951 a – Карсавин Л. П. Письмо к Л. Н. Карсавиной от 21.02.1951 // Vilniaus universiteto bibliotekos rankraščių skyrius. F. 138. Ap. 88.

Карсавин 1951 б – Карсавин Л. П. Письмо к Л. Н. Карсавиной от 7.03.1951 // Vilniaus universiteto bibliotekos rankraščių skyrius. F. 138. Ap. 88.

Карсавин 1990 a – Карсавин Л. П. Комментарий [к Венку сонетов
и Терцинам] // Ванеев А. А. Два года в Абези. В память
о Л. П. Карсавине. Париж, Брюссель, 1990. С. 299–327.

Карсавин 1990 б – Карсавин Л. П. Краткий комментарий [к Венку сонетов и Терцинам] // Ванеев А. А. Два года в Абези. В память
о Л. П. Карсавине. Париж, Брюссель, 1990. С. 328–332.

Карсавин 1994 a – Карсавин Л. П. О началах. Санкт-Петербург, 1994.

Карсавин 1994 б – Карсавин Л. П. О свободе // Карсавин Л. П. Малые сочинения. Санкт-Петербург, 1994. С. 447–469.

Карсавина 1955 a – Карсавина И. Л. Письмо А. А. Ванееву от 26.06.1955 // Центральный государственный архив литературы
и искусства Санкт‑Петербурга. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 71. Л. 16.

Карсавина 1955 б – Карсавина С. Л. Письмо А. А. Ванееву от 27.06.1955 // Центральный государственный архив литературы
и искусства Санкт‑Петербурга. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 72. Л. 37.

Карсавина 1956 a – Карсавина С. Л. Письмо А. А. Ванееву от 06.05.1956 // Центральный государственный архив литературы
и искусства Санкт‑Петербурга. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 72. Л. 44.

Карсавина 1956 б – Карсавина С. Л. Письмо А. А. Ванееву от 17.06.1956 // Центральный государственный архив литературы
и искусства Санкт‑Петербурга. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 72. Л. 46.

Клементьев 1994 – Клементьев А. К. Послесловие // Карсавин Л. П. О началах. Санкт-Петербург, 1994. С. 363–371.

Малинов 2011 – Малинов А. В. Понятие единства у Николая Кузанского и Льва Карсавина // Verbum. Вып. 13.
Санкт-Петербург, 2011. С. 496–514.

Махлак 1997 – Махлак К. А. Триадология Л. П. Карсавина на материале трактата «О личности» // Начало. 1997. № 5. URL: https://teolog.info/theology/triadologiya-l-p-karsavina-na-material/ (дата обращения: 15.02.2025).

Мелих 2000 – Мелих Ю. Б. Значение понятия «стяжённое» Н. Кузанского и его интерпретация в учении Л. П. Карсавина // Историко-философский ежегодник. 2000. Москва, 2002. С. 263–277.

Николай Кузанский 1980 ‒ Николай Кузанский. Игра в шар // Сочинения. Т. 2. Москва, 1980. С. 249–416.

Орен, Прат 1996 – Краткая еврейская энциклопедия. Т. 8 /
Ред. И. Орен, Н. Прат. Иерусалим, 1996.

Родин 2006 – Родин Е. В. Гностический этос и нравственная метафизика Л. П. Карсавина. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тула, 2006.

Соловьёв 1894 – Соловьёв В. С. Каббала // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 26. Санкт-Петербург, 1894.
С. 782–784.

Соловьёв 1896 – Соловьёв В. С. Предисловие [к кн.:] Д. Г. Гинцбург. Каббала, мистическая философия евреев // Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 3 (33). С. 277–279.

Соловьёв 2011 – Соловьёв В. С. Лекции, читанные на Высших женских (Бестужевских) курсах в 1882 году. Лекция 5 // Полное собрание сочинений и писем. Т. 4. Москва, 2011. С. 459–464.

Указ 1999 – Указ Главы Республики Коми № 6 от 14.01.1999
«О включении объектов исторического и культурного значения
в перечень памятников истории и культуры местного (республиканского) значения» // Республика. 02.02.1999. Сыктывкар, 1999. С. 2.

Шаронов 2021 – Шаронов В. И. «Незнаем ты без них и без меня». Предисловие к первой публикации полной редакции «Венка сонетов» и «Терцин» Л. П. Карсавина // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 117‒151.

Шаронов 2023 – Шаронов В. И. Философ, не научившийся мудрости // Человек. 2023. Т. 34. № 5. С. 83‒113.

Юдина 1930 – Юдина М. В. Письмо Е. Ч. Скржинской от 26 декабря 1930 // Юдина М. В. Высокий стойкий дух. Переписка 1918–1945. Москва, 2006. С. 193–194.

Юдина 1965 – Юдина М. В. Письмо Е. Ч. Скржинской от 5 марта 1965 // Юдина М. В. Нереальность зла. Переписка 1964–1966 гг. Москва, 2010. С. 219–221.

Ginsburgh 1992 – Ginsburgh Y. The Hebrew letters channels of creative consciousness. Jerusalem, 1992.

Guénon 1931 – Guénon R. Le Symbolisme de la Croix. Paris, 1931.

Karsavin 2002 – Karsavin L. P. Tai tu mane kvieti. Vertėjas Alfonsas Bukontas. Vilnius, 2002.

Kozyrev 2022 – Kozyrev A. P. The seductions of Gnosticism: Lev Karsavin and gnosis. Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. 6. Pp. 473–488.

Maritain 1929 – Maritain J. Préface. Bruno de J. M. Fr. Saint Jean
de la Croix
. Paris, 1929. Pp. 1–28.

Reuchlin 1993 – Reuchlin J. On the art of the Kabbalah. Lincoln, 1993.

Сведения об авторе

Владимир Иванович Шаронов
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Западный филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Российская Федерация, 236016, Калининград,
Артиллерийская ул., 62
E-mail: sharonovvi@gmail.com

Для цитирования:
Шаронов В. И. Рисунок Льва Карсавина: от визуализации метафизики – к библейским стихам // Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 228–257. https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-228-257

Опубликован
2025-11-20
Как цитировать
Шаронов, В. И. (2025). Рисунок Льва Карсавина: от визуализации метафизики – к библейским стихам. Визуальная теология, 7(2), 228–257. извлечено от https://visualtheology.ru/index.php/journal/article/view/159
Раздел
Статьи
Просмотров
42
Скачиваний
33