Визуальные образы Палестины на страницах паломнических текстов конца XIX – начала XX вв.
Аннотация
Статья посвящена изучению визуальных образов, представленных в текстах о паломничестве в Палестину в конце XIX – начале XX века. В основе исследовательского интереса лежит представление об иллюстрации как способе преодоления рациональности языка. Автор в качестве важного методологического похода использует концепт «визуального поворота» в гуманитарных науках, который был обусловлен доминированием визуальных образов в культуре начала XX века. Активное проникновение изображений и визуальных образов в коммуникативное пространство началось ещё в XIX веке благодаря технологическим достижениям. Основными источниками исследования стали опубликованные паломнические тексты конца XIX – начала XX в. следующих авторов: Е. Ф. Муяки, епископа Никанора, А. А. Суворина, И. П. Ювачёва. Издания, посвящённые Святой Земле, содержат серии иллюстраций, которые сопутствуют тексту и помогают читателю наглядно представить описанную культурную реальность. Выделены ключевые образы, которые образуют визуальный каркас представлений о Святой Земле. Показано, как иллюстративный материал, сопровождаемый подписью, не только обогащал текстовые записи, но и в значительной степени способствовал формированию целостного и яркого образа Палестины, позволял читателям глубже понять описываемые события и места. Автор подчёркивает важность визуальных элементов для создания впечатления о культурных и исторических реалиях региона, описываемого в литературном тексте. Иллюстрация выступает не просто как дополнение к тексту, а как важный элемент сообщения, который может изменять восприятие и интерпретацию содержания, углубляя понимание историко-культурных событий. Визуальные образы становятся необходимым инструментом для исследователей, позволяя им создавать многослойные и многогранные интерпретации художественных и исторических текстов.