«Богоматерь Умиление» из частного собрания – итальянская икона середины (?) XIII века

  • O. E. Этингоф Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0002-8542-0949
Ключевые слова: икона, XIII век, Италия, Сицилия, Византия, Константинополь, Латинская империя, стиль, датировка, мастер, коллекция, атрибуция, реставрация

Аннотация

Мы касаемся в публикации лишь двух, основных, с нашей точки зрения, тем: произведением итальянского или византийского искусства является икона «Богоматерь Умиление» из московского частного собрания и каковы могут быть основные вехи для её датировки. Икона пережила в Москве коммерческие реставрации, что могло исказить её живопись. Ещё зимой 2021–2022 гг. были хорошо видны многочисленные вмешательства и тонировки, особенно на пострадавшем лике Богоматери, большая часть из них теперь удалена, хотя и до сих пор не полностью. Задачей той реставрации, вероятно, было создать иллюзию чисто византийской иконы в коммерческих целях. Предварительно можно заключить, что обсуждаемая икона не является византийским памятником, но создана итальянским мастером. Возможно, итальянский художник создавал её, ориентируясь на византийский образец. В её стиле нет чисто византийских черт, византийское влияние присутствует в ней настолько, насколько оно было присуще итальянскому искусству XIII в. и распространено в разных центрах и в разные периоды этого столетия. Версия о происхождении иконы с Сицилии или с юга Италии вполне правдоподобна, возможно, она верна. Однако для окончательного обоснования такой атрибуции нужно провести дополнительное детальное современное исследование. Пока определение иконы как итальянского произведения представляется наиболее осторожным и взвешенным. Датировки памятника концом XIII в. или первой четвертью столетия не представляются убедительными. Реминисценции позднекомниновского искусства встречаются ещё очень долго, в том числе и в памятниках конца XIII в., их присутствие не может рассматриваться как датирующий признак. Предварительная датировка, как нам представляется, может быть связана с серединой XIII в. или шире – с периодом между 1230-ми и 1260-ми годами.

Биография автора

O. E. Этингоф , Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-431-444

О. Е. Этингоф
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва, Российская Федерация;
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация
etinhof@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8542-0949

Аннотация
Мы касаемся в публикации лишь двух, основных, с нашей точки зрения, тем: произведением итальянского или византийского искусства является икона «Богоматерь Умиление» из московского частного собрания и каковы могут быть основные вехи для её датировки. Икона пережила в Москве коммерческие реставрации, что могло исказить её живопись. Ещё зимой 2021–2022 гг. были хорошо видны многочисленные вмешательства и тонировки, особенно на пострадавшем лике Богоматери, большая часть из них теперь удалена, хотя и до сих пор не полностью. Задачей той реставрации, вероятно, было создать иллюзию чисто византийской иконы в коммерческих целях. Предварительно можно заключить, что обсуждаемая икона не является византийским памятником, но создана итальянским мастером. Возможно, итальянский художник создавал её, ориентируясь на византийский образец. В её стиле нет чисто византийских черт, византийское влияние присутствует в ней настолько, насколько оно было присуще итальянскому искусству XIII в. и распространено в разных центрах и в разные периоды этого столетия. Версия о происхождении иконы с Сицилии или с юга Италии вполне правдоподобна, возможно, она верна. Однако для окончательного обоснования такой атрибуции нужно провести дополнительное детальное современное исследование. Пока определение иконы как итальянского произведения представляется наиболее осторожным и взвешенным. Датировки памятника концом XIII в. или первой четвертью столетия не представляются убедительными. Реминисценции позднекомниновского искусства встречаются ещё очень долго, в том числе и в памятниках конца XIII в., их присутствие не может рассматриваться как датирующий признак. Предварительная датировка, как нам представляется, может быть связана с серединой XIII в. или шире – с периодом между 1230-ми и 1260-ми годами.

Ключевые слова: икона, XIII век, Италия, Сицилия, Византия, Константинополь, Латинская империя, стиль, датировка, мастер, коллекция, атрибуция, реставрация

Библиография

Евсеева 2023 – Евсеева Л. М. Византия в Италии. Икона «Богоматерь Умиление» XIII века из частного собрания. Москва, 2023.

Залесская 1997 – Залесская В. Н. Литики XIII в. в собрании Государственного Эрмитажа // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век / Под ред. О. Е. Этингоф.
Санкт-Петербург, 1997. С. 150–156.

Лазарев 1986 – Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва, 1986.

Маркова 2002 – Маркова В. Э. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи. Италия VIII–XVI веков. Т. I. Москва, 2002.

Пиотровский, Пятницкий 2017 – Византия сквозь века / Под ред. М. Б. Пиотровского, Ю. А. Пятницкого. Санкт-Петербург, 2017.

Саминский 1997 – Саминский А. Л. Пути константинопольской живописи времени латинской оккупации по миниатюрам Евангелия (GR. QU. 66) Гос. библиотеки в Берлине. Фонд Прусского культурного наследия // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век / Под ред. О. Е. Этингоф.
Санкт-Петербург, 1997. С. 114–138.

Acheimastou-Potamianou 1998Acheimastou-Potamianou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998.

Baltoyanni 1998 – Baltoyanni Ch. Conversation with God: Icons from the Byzantine Museum of Athens (9th – 15th Centuries). Athens, 1998.

Belting et al. 1978 – Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Dumbarton Oaks Studies. 15. Washington, 1978.

Boskovits 2024 аBoskovits M. Byzantine 13th Century, Enthroned Madonna and Child, c. 1250/1275. Italian Paintings of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. National Gallery of Art Online Edition. URL: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.37004.html (accessed June 07, 2024).

Boskovits 2024 b – Boskovits M. Byzantine 13th Century, Madonna and Child on a Curved Throne, c. 1260/1280. Italian Paintings of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. National Gallery of Art Online Edition. URL: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.35.html (accessed June 07, 2024).

Castiñeiras 2020Castiñeiras M. Un nuovo contesto per la Madonna Kahn? Michele VIII, l’Unione delle Chiese e la sconcertante connessione con Calahorra. Arte Medievale. 2020. IV Serie. 10. Рp. 261–282.

Cormack 1981 – Cormack R. Interpreting the Mosaics of S. Sophia
at Istanbul. Art History. 1981. Vol. 4. 2. Pp. 131–149.

Cormack 2000 – Cormack R. The Mother of God in the Mosaics of Hagia Sophia at Constantinople. Mother of God: Representations of the Virgin in Byzantine Art. Ed. by M. Vassilaki. Milano, 2000.
Рp. 107–123.

Evans 2004 – Byzantium: Faith and Power (1261–1557).
Ed. by H. C. Evans. New York, New Haven, London, 2004.

Garrison 1949 – Garrison E.B. Italian Romanesque Panel Painting.
An Illustrated Index. Florence, 1949.

Jolivet-Lévy 2012 – Jolivet-Lévy C. La peinture à Constantinople au XIIIe siècle. Contacts et échanges avec l’Occident. Orient et Occident méditerranéens au XIIIe siècle. Les programmes picturaux.
Ed by F. Joubert, J.-P. Caillet. Paris, 2012. Pp. 21–40.

Pace 1982 – Pace V. Pittura bizantina nell’Italia maeridionale
(secoli XI–XIV). I Bizantini in Italia. Milano. 1982. Pp. 427–494.

Pace 2000 – Pace V. Between East and West. Mother of God: Representations of the Virgin in Byzantine Art. Ed. by M. Vassilaki. Milano, 2000. Рp. 425–432.

Papadopoulou 2007 – Papadopoulou V. N. Byzantine Arta and
Its Monuments. Athens, 2007.

Whittemore 1952 – Whittemore Th. The Mosaics of Hagia Sophia
at Istanbul. Fourth Preliminary Report (Work done in 1934–1938):
The Deesis Panel of the South Gallery. Oxford, 1952.

Γκιολες 1994 – Γκιολες Ν. Οι ψηφιδωτές εικόνες του Οικουμενικού Πατριαρχείου και οι αναθέτες τους. Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 1994. Т. 17. Σ. 249–258. https://doi.org/10.12681/dchae.1110.

Сведения об авторе

Ольга Евгеньевна Этингоф
доктор искусствоведения,
главный научный сотрудник
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21, стр. 5;
главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6
E-mail: etinhof@mail.ru

Для цитирования:
Этингоф О. Е. «Богоматерь Умиление» из частного собрания – итальянская икона середины (?) XIII века // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 431–444. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-431-444

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Научные доклады
Просмотров
145
Скачиваний
17