Икона «Богоматерь с Младенцем (Умиление)» XIII века из московского частного собрания

Ключевые слова: Богоматерь Умиление, Елеуса, икона, иконография, живопись, скульптура, Византия, Сицилия, художественная традиция, культурное влияние

Аннотация

Происхождение иконы «Умиление» из московского частного собрания неизвестно. В 1949 г. образ находился в частном собрании в Риме. Памятник дошёл до нас с утратами. Доска иконы снизу и её поля опилены, фон заново загрунтован, красочные слои сохранились не полностью. Иконография образа византийская, типы ликов и манера письма исполнены преимущественно по византийским канонам. Однако лики и обнажённые части тела впечатляют своей статуарностью и вещественностью. Мы предполагаем местом создания иконы Сицилию. Решающим аргументом является органическое знание художником византийской традиции. Также можно предположить влияние скульптуры на художника-иконописца, что связано с высоким художественным уровнем каменной пластики на Сицилии и в Южной Италии в первой половине XIII в. Подобное подражание скульптурному образу было характерно для художников Рима, Пьетро Каваллини и Якопо Торрити, но уже во второй половине XIII века.

Биография автора

Л. М. Евсеева , Музей русской иконы имени Михаила Абрамова

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-400-410

Л. М. Евсеева
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова,
Москва, Россия
lilia.m.evseeva@gmail.com
ORCID
: https://orcid.org/0009-0006-3208-460X

Аннотация
Происхождение иконы «Умиление» из московского частного собрания неизвестно. В 1949 г. образ находился в частном собрании в Риме. Памятник дошёл до нас с утратами. Доска иконы снизу и её поля опилены, фон заново загрунтован, красочные слои сохранились не полностью. Иконография образа византийская, типы ликов и манера письма исполнены преимущественно по византийским канонам. Однако лики и обнажённые части тела впечатляют своей статуарностью и вещественностью. Мы предполагаем местом создания иконы Сицилию. Решающим аргументом является органическое знание художником византийской традиции. Также можно предположить влияние скульптуры на художника-иконописца, что связано с высоким художественным уровнем каменной пластики на Сицилии и в Южной Италии в первой половине XIII в. Подобное подражание скульптурному образу было характерно для художников Рима, Пьетро Каваллини и Якопо Торрити, но уже во второй половине XIII века.

Ключевые слова: Богоматерь, Умиление, Елеуса, икона, иконография, живопись, скульптура, Византия, Сицилия, художественная традиция, культурное влияние

Библиография

Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. К. А. Пиганович. Москва, 2002.

Лазарев 1956 – Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Москва, 1956.

Лазарев 1986 – Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва, 1986.

Маркова 2002 – Маркова В. Э. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи. Италия VIII–XVI веков. Москва, 2002.

Пиотровский, Пятницкий 2017 – Византия сквозь века / Под ред. М. Б. Пиотровского, Ю. А. Пятницкого. Санкт-Петербург, 2017.

Buchthal 1955 – Buchthal H. A School of Miniature Painting in Norman Sicily. Late Classical and Medieval Studies in Honor of Albert Matthias Friend, Jr. Ed. by K. Weitzmann. Princeton, 1955. Pp. 312–339.

Buschhausen 1978 – Buschhausen H. Die süditalienische Bauplastik im Königreich Jerusalem von König Wilhelm II. bis Kaiser Friedrich II. Wien, 1978.

Distelberger 2002 – Distelberger R. Die Kunst des Steinschnitts: Prunkgefasse, Kameen und Commessi aus der Kunstkammer. Wien, 2002.

Garrison 1949 – Garrison E. B. Italian Romanesque Panel Painting. An Illustrated Index. Florence, 1949.

Museo 1998 – Il Museo Campano di Capua. Capua, 1998.

Santoro 2010 – Santoro R. The Palatine Chapel and Royal Palace. Palermo, 2010.

Сведения об авторе

Лилия Михайловна Евсеева
кандидат искусствоведения
заместитель директора по научной работе
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова
Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 3, стр. 3
E-mail: lilia.m.evseeva@gmail.com

Для цитирования:
Евсеева Л. М. Икона «Богоматерь с Младенцем (Умиление)» XIII века из московского частного собрания // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 400–410. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-400-410

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Научные доклады
Просмотров
0
Скачиваний
0