Христианские ценности и проблема самопрезентации Сергея Параджанова: «святой на зоне»

Ключевые слова: Сергей Параджанов, художественное творчество, рисунок, коллаж, тюремный нарратив, символическое изображение, семиотика квази-иконы, квази-святой, архетипические оппозиции, самопрезентация

Аннотация

Статья посвящена анализу рисунков и коллажей Сергея Параджанова, выполненных им за время отбывания второго срока заключения (17 декабря 1973 – 30 декабря 1977). Показано, как Параджанов раскрывает свои тяжёлые переживания через визуализацию христианских образов и ценностей. На основе анализа эмпирического материала автор семиотически реконструирует эмоциональный мир Параджанова. В статье прослеживается, как инстинкты и этические ценности Параджанова-человека породили его архетипические визуальные тексты, основанные на оппозициях «вор vs святой», «верх vs низ», «правое vs левое» и т. д. Исследование визуального материала производится в контексте тюремных писем Сергея Параджанова, соответственно, его художественные произведения интерпретируются в контексте вербального дискурса. Такой подход позволяет увидеть творчество Параджанова в аспекте комбинации вымысла с реальностью. В статье обосновывается тезис, согласно которому заключённый Параджанов целенаправленно выражал свои эмоциональные состояния посредством архетипических (христианских) нарративов, оппозиций, символов. За время пребывания «на зоне» художником создано немало «сжатых» визуальных текстов – рисунков, коллажей, главным нарративом которых является «святой» в тюрьме в разных визуальных мизансценах.

Биография автора

Т. С. Симян, Ереванский государственный университет

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-382-397

Т. С. Симян
Ереванский государственный университет, Ереван, Армения
tsimyan@ysu.am
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9534-3505

Аннотация
Статья посвящена анализу рисунков и коллажей Сергея Параджанова, выполненных им за время отбывания второго срока заключения (17 декабря 1973 – 30 декабря 1977). Показано, как Параджанов раскрывает свои тяжёлые переживания через визуализацию христианских образов и ценностей. На основе анализа эмпирического материала автор семиотически реконструирует эмоциональный мир Параджанова. В статье прослеживается, как инстинкты и этические ценности Параджанова-человека породили его архетипические визуальные тексты, основанные на оппозициях «вор vs святой», «верх vs низ», «правое vs левое» и т. д. Исследование визуального материала производится в контексте тюремных писем Сергея Параджанова, соответственно, его художественные произведения интерпретируются в контексте вербального дискурса. Такой подход позволяет увидеть творчество Параджанова в аспекте комбинации вымысла с реальностью.
В статье обосновывается тезис, согласно которому заключённый Параджанов целенаправленно выражал свои эмоциональные состояния посредством архетипических (христианских) нарративов, оппозиций, символов. За время пребывания «на зоне» художником создано немало «сжатых» визуальных
текстов – рисунков, коллажей, главным нарративом которых является «святой» в тюрьме в разных визуальных мизансценах.

Ключевые слова: Сергей Параджанов, художественное творчество, рисунок, коллаж, тюремный нарратив, символическое изображение, семиотика квази-иконы,
квази-святой, архетипические оппозиции, самопрезентация

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке Республики Армения в рамках научного проекта № 21AG‐6C041

Библиография

Абрамян 2014 – Абрамян Л. Кинорежиссёр, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж. Сост. З. Саркисян. Ереван, 2014. С. 19–29.

Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25–81.

Бархударян, Журавлёва 2019 – Maestro. Сергей Параджанов / Сост. В. А. Бархударян, В. И. Журавлёва. Ереван, 2019.

Григорян 2011 – Григорян Л. Параджанов. Москва, 2011.

Карапетян 2006 – Карапетян Г. Сергей Параджанов // Крещатик. 2006. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/kreschatik/2006/4/sergej-paradzhanov.html (дата обращения: 03.06.2024).

Катанян 2001 – Катанян В. В. Параджанов. Цена вечного праздника. Нижний Новгород, 2001.

Кафтанджиев 2016 – Кафтанджиев Х. Мифологические архетипы в коммуникации. Харьков, 2016.

Корогодський, Щербатюк 1994 – Сергій Параджанов. Злет, трагедія, вічність / Упоряд. Р. М. Корогодський, С. І. Щербатюк. Київ, 1994.

Мадоян 2001 – Мадоян Р. «Цвет граната» и легенда Параджанова. Глендейл, 2001. На арм. яз.

Мечитов 2024 – Мечитов Ю. Сергей Параджанов. Хроника диалога. Москва, 2024.

Параджанов 2020 – Параджанов С. Письма из зоны /
Сост. Г. Закоян. Ереван, 2020.

Саркисян 2014 – Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян. Ереван, 2014.

Симян 2019 – Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3 (21).
С. 197–215.

Симян 2021 – Симян Т. С. Параджановский Киев советской эпохи: «Киевские фрески» // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 119–141.

Симян 2022 а – Симян Т. С. Сергей Параджанов и Тифлис: «гид» культурной памяти, городское пространство и его трансформация // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 198–215.

Симян 2022 б – Симян Т. С. Мир гуцулов глазами Сергея Параджанова: семиотический перевод, киноязык, бытийные инварианты // Русин. 2022. № 67. С. 375–389.

Симян 2024 – Симян Т. Сергей Параджанов в поисках идентичности: между самопохоронами и рефлексией о смерти // Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 2. С. 422–435.

Хачатурян 1993 – Рассказ Гаяне Хачатурян о последнем пути // Киносценарии. 1993. № 6. С. 27–31.

Церетели 2008 – Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь – игра / Сост., комм. К. Церетели. Нижний Новгород, 2008.

Церетели 2017 – «Мне Тифлис горбатый снится…»: Фрагмент книги воспоминаний Коры Церетели // ORLOFF. Русский журнал. 23.10.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orloffmagazine.com/content/mne-tiflis-gorbatyy-snitsya (дата обращения: 03.06.2024).

Simyan 2022 – Simyan T. “Guilty of Being Free”: An Intellectual vs. Soviet Penal System (Prison Letters and Drawings of Sergei Parajanov). Changing Societies & Personalities. 2022. Vol. 6 (1). Pp. 197–216.

Сведения об авторе

Тигран Сержикович Симян
доктор филологических наук,
профессор кафедры зарубежной литературы
Ереванский государственный университет
Армения, 0025, Ереван, ул. Алека Манукяна, 1
E-mail: tsimyan@ysu.am

Для цитирования:
Симян Т. С. Христианские ценности и проблема самопрезентации Сергея Параджанова: «святой на зоне» // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 382–397. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-382-397

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
138
Скачиваний
17