Культ святых и становление межрегиональных связей на Руси: сакральная визуализация кросскультурных процессов

Ключевые слова: региональные культуры, кросскультурные процессы, локальные культы святых, общее культурно-политическое пространство, средневековая Русь, Новгород, Москва, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, иконография, сакральная визуализация

Аннотация

Статья посвящена исследованию визуальных форм выражения кросскультурных процессов в средневековой Руси XV–XVI вв. на примере Новгорода и Москвы. В указанный период происходило формирование общего культурно-политического пространства Московского государства. Одним из наиболее выразительных аспектов данного процесса являлось помещение региональных святых («гениев места») в общее литературное, художественное и литургическое пространство. В статье анализируются первые случаи создания иконографических композиций (ансамблей), главными действующими лицами которых становились местночтимые святые – преподобный Варлаам Хутынский (Новгород) и преподобный Сергий Радонежский (Москва). Это (1) роспись церкви преп. Сергия Радонежского в Новгородском Кремле, (2) роспись церкви св. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре, (3) белый клобук Новгородского архиепископа Василия Калики, (4) московская икона Богоматери Одигитрии, (5) икона-таблетка из «святцев» Новгородского Софийского собора и (6) икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля. Исследование позволяет сделать вывод о том, что практика сакральной визуализации кросскультурных процессов демонстрирует важнейшую роль религиозного осмысления и художественного воплощения тех духовных авторитетов, которые могли выступить своеобразными гарантами объединительных тенденций. Священные изображения при этом не столько иллюстрировали, сколько инициировали новые культурно-политические тренды, входя в сферу повседневных религиозных практик в качестве прообразов или предвестников желаемого положения дел. Именно в таком качестве местночтимые святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, соприсутствуя в едином художественном пространстве, визуально отмечают формирование общерусской культурной традиции, тем самым перерастая свой прежний локальный статус и входя в глобальный круг подвижников вселенской Церкви.

Биография автора

С. С. Аванесов, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-337-367

С. С. Аванесов
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия
iskiteam@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1081-4871

Аннотация
Статья посвящена исследованию визуальных форм выражения кросскультурных процессов в средневековой Руси XV–XVI вв. на примере Новгорода и Москвы. В указанный период происходило формирование общего культурно-политического пространства Московского государства. Одним из наиболее выразительных аспектов данного процесса являлось помещение региональных святых («гениев места») в общее литературное, художественное и литургическое пространство. В статье анализируются первые случаи создания иконографических композиций (ансамблей), главными действующими лицами которых становились местночтимые святые – преподобный Варлаам Хутынский (Новгород) и преподобный Сергий Радонежский (Москва).
Это (1) роспись церкви преп. Сергия Радонежского в Новгородском Кремле, (2) роспись церкви св. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре, (3) белый клобук Новгородского архиепископа Василия Калики,
(4) московская икона Богоматери Одигитрии, (5) икона-таблетка из «святцев» Новгородского Софийского собора и (6) икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля. Исследование позволяет сделать вывод о том, что практика сакральной визуализации кросскультурных процессов демонстрирует важнейшую роль религиозного осмысления
и художественного воплощения тех духовных авторитетов, которые могли выступить своеобразными гарантами объединительных тенденций. Священные изображения при этом не столько иллюстрировали, сколько инициировали новые культурно-политические тренды, входя в сферу повседневных религиозных практик в качестве прообразов или предвестников желаемого положения дел. Именно в таком качестве местночтимые святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, соприсутствуя в едином художественном пространстве, визуально отмечают формирование общерусской культурной традиции, тем самым перерастая свой прежний локальный статус и входя в глобальный круг подвижников вселенской Церкви.

Ключевые слова: региональные культуры, кросскультурные процессы, локальные культы святых, общее культурно-политическое пространство, средневековая Русь, Новгород, Москва, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, иконография, сакральная визуализация

Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 24-18-00672 «Культурный код города: человек, история, идентичность», https://rscf.ru/project/24-18-00672/

Библиография

Антонова, Мнёва 1963 – Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. 1. Москва, 1963.

Бузыкина 2009 – Бузыкина Ю. Н. Архитектурные фоны в житийных циклах преподобного Сергия Радонежского XV–XVI вв. как идеальный образ православной обители // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2009. № 6. С. 89–100.

Бусева-Давыдова 2003 – Бусева-Давыдова И. Л. Господь посреди Него: об одном редком иконографическом образе Иисуса Христа // Искусствознание. 2003. № 2. С. 229–244.

Быкова, Чижикова 2011 – Иконы с изображениями суздальских святых в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника / Сост. М. А. Быкова, Е. И. Чижикова. Владимир, 2011.

Вздорнов 2017 – Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. Москва, 2017.

Герасимов 1979 – Герасимов Н. Н. Фрески церкви Симеона Богоприимца в новгородском Зверине монастыре // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1978. Ленинград, 1979.
С. 242–266.

Дионисий 1892 – Можайские акты. 1506–1775 / Под ред. архим. Дионисия. Санкт-Петербург, 1892.

Евсеева 2002 – Евсеева Л. М. Двусторонние иконы «на полотенцах» середины XV века из Троице-Сергиева монастыря в контексте духовных идей времени // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV – начала ХХ веков. Москва, 2002. С. 137–144.

Евсеева 2023 – Евсеева Л. М. Выносные иконы и шитые плащаницы в богослужениях драматического характера Древней Руси // Визуальная теология. 2023. Т. 5. № 1. С. 22–45.

Замятина, Замятин 2007 – Замятина Н., Замятин Д. Гений места и город: варианты взаимодействия // Вестник Евразии. 2007. № 1. С. 62–87.

Извеков 1913 – Извеков Н. Д. Церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне, в Московском Кремле. Москва, 1913.

Кириллин 2004 – Кириллин В. М. «Повесть о новгородском белом клобуке»: время происхождения и соотношение первых редакций // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 11. Москва, 2004. С. 393–437.

Костомаров 1860 – Памятники старинной русской литературы / Под ред. Н. Костомарова. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1860.

Лазарев 1947 – Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. Москва, Ленинград, 1947.

Лифшиц 1987 – Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. Москва, 1987.

ЛЛС 2014 а – Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 14. Москва, 2014.

ЛЛС 2014 б – Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 16. Москва, 2014.

ЛЛС 2014 в – Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 18. Москва, 2014.

Макарий 1860 – Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Часть 2. Москва, 1860.

Маркина 2016 – Маркина Н. Ю. Надвратный образ на спасской башне Московского Кремля. Вопросы иконографии и происхождения памятника // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 3 (65). С. 133–152.

Мельник 2016 – Мельник А. Г. История распространения культа св. Варлаама Хутынского на Руси в XV–XVI вв. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (108). С. 136–140.

Мельник 2018 – Мельник А. Г. Визуальная репрезентация культа св. Сергия Радонежского в русских монастырях XVI – начала XVII в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сергиев Посад, 2018. С. 6–15.

Николаева 1977 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. Москва, 1977.

Петров 1995 – Петров Д. А. Архиепископ Иона Отенский как ктитор новгородского церковного строительства // Russia Mediaevalis. T. VIII. 1. München, 1995. С. 114–137.

Печников и др. 2004 – Печников М. В., Турилов А. А.,
Маханько М. А. Василий Калика // Православная энциклопедия. Т. 7. Москва, 2004. С. 200–203.

Печников и др. 2010 – Печников М. В., Антипов И. В.,
Маханько М. А
. Иона Отенский // Православная энциклопедия. Т. 25. Москва, 2010. С. 408–419.

Попов 1975– Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. Москва, 1975.

ПСРЛ 1841 – Полное собрание русских летописей. Т. 3.
Санкт-Петербург, 1841.

ПСРЛ 1853 – Полное собрание русских летописей. Т. 6.
Санкт-Петербург, 1853.

ПСРЛ 1889 – Полное собрание русских летописей. Т. 16.
Санкт-Петербург, 1889.

ПСРЛ 1904 – Полное собрание русских летописей. Т. 13. Часть 1. Санкт-Петербург, 1904.

ПСРЛ 1921 – Полное собрание русских летописей. Т. 24. Петроград, 1921.

ПСРЛ 2001 – Полное собрание русских летописей. Т. 6. Вып. 2. Москва, 2001.

Пуцко 2013 – Пуцко В. Г. Соловецкая икона «Спаса Смоленского» // Соловецкое море. 2013. № 12. С. 46–50.

Румянцев 1813 – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Часть 1 / Под. ред. Н. П. Румянцева. Москва, 1813.

Секретарь, Шалина 2003 – Секретарь Л. А., Шалина И. А. Варлаам Хутынский // Православная энциклопедия. Москва, 2003. Т. VI. С. 635–640.

Смирнова 1988 – Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Ленинград, 1988.

Смирнова и др. 1982 – Смирнова Э. С., Лаурина В. К.,
Гордиенко Э. А
. Живопись Великого Новгорода. XV век. Москва, 1982.

Спешилова 2023 – Спешилова Е. И. Urban imaginary: образ города и медиасреда // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. Т. 5. № 3. С. 35–54.

Строганов 1849 – Древности Российского государства /
Под ред. С. Строганова. Отделение 1. Москва, 1849.

Терешкина 2015 – Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» и русская словесность Нового времени. Великий Новгород, 2015.

Ульянов 2010 – Ульянов О. Г. О времени зарождения на Руси концепции «Москва – Третий Рим» («Donatio Constantini Magni»
и «Повесть о белом клобуке») // Терминология исторической науки. Историописание. Москва, 2010. С. 196–214.

Успенский 2023 – Успенский Б. А. Иона, архиепископ Новгородский, и вопрос о каноническом подчинении Новгородской епархии (К истории борьбы московской и литовской партии в Новгороде) // Slověne. 2023. Vol. 12. № 1. C. 42–82.

Сведения об авторе

Сергей Сергеевич Аванесов
доктор философских наук, профессор,
директор научно-образовательного центра
"Гуманитарная урбанистика"
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
E-mail: iskiteam@yandex.ru

Для цитирования:
Аванесов С. С. Культ святых и становление межрегиональных связей на Руси: сакральная визуализация кросскультурных процессов // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 337–367. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-337-367

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
81
Скачиваний
18