Об одной группе орнаментальных мотивов во фресках церкви Успения на Волотовом поле

Ключевые слова: религиозное искусство, декорация сакрального пространства, средневековый Новгород, церковь Успения на Волотовом поле, фрески, орнамент, Византийское искусство, ориентализирующиe мотивы, Золотая Орда

Аннотация

Орнаментальный репертуар ансамбля росписи храма Успения на Волотовом поле отличался необыкновенным богатством и разнообразием. На стенах и столбах храма были помещены орнаментальные фризы с «архитектурными» мотивами антикизирующего характера. Это были разные варианты поребрика, брусковый и консольный фризы, меандр и геометризованные растительные формы на деревянных связях. Все они вполне традиционны для византийской живописи первой половины XIV в., отличающейся активным интересом к пластическим классицизирующим мотивам. Орнаментальные композиции в верхней части росписи, на откосах окон, на сводах камер на хорах и на своде предалтарной арки, а также в алтарной зоне имели особый характер. Это были вариации на темы восточной орнаментики и почти точные копии с образцов золотоордынской торевтики. Монгольские завоевания способствовали масштабным миграционным процессам, новым культурным контактам, зарождению новых вкусов и моды. Состав работавших у монголов мастеров был интернациональным, что сказывалось в формах и орнаментации их произведений. В Византии в палеологовскую эпоху внимание к ориентализирующим мотивам на фоне преобладающего интереса к античному наследию не было сколь-либо существенным. Они оказались не востребованными и в других новгородских ансамблях, относящихся обычно к той же, что и волотовская роспись, группе памятников – во фресках церквей Спаса на Ильине и Фёдора Стратилата, являясь своего рода загадкой. По-видимому, степень влияния золотоордынской цивилизации была настолько значительной, что орнаментальный репертуар её произведений имел более широкое хождение, большую доступность и популярность, чем мы можем предположить.

Биография автора

М. А. Орлова, Государственный институт искусствознания

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-325-336

М. А. Орлова
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
maria-orlova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6177-8818 

Аннотация
Орнаментальный репертуар ансамбля росписи храма Успения на Волотовом поле отличался необыкновенным богатством и разнообразием. На стенах и столбах храма были помещены орнаментальные фризы с «архитектурными» мотивами антикизирующего характера. Это были разные варианты поребрика, брусковый и консольный фризы, меандр и геометризованные растительные формы на деревянных связях. Все они вполне традиционны для византийской живописи первой половины XIV в., отличающейся активным интересом к пластическим классицизирующим мотивам. Орнаментальные композиции в верхней части росписи, на откосах окон, на сводах камер на хорах и на своде предалтарной арки, а также в алтарной зоне имели особый характер. Это были вариации на темы восточной орнаментики и почти точные копии с образцов золотоордынской торевтики. Монгольские завоевания способствовали масштабным миграционным процессам, новым культурным контактам, зарождению новых вкусов и моды. Состав работавших у монголов мастеров был интернациональным, что сказывалось в формах и орнаментации их произведений. В Византии в палеологовскую эпоху внимание к ориентализирующим мотивам на фоне преобладающего интереса к античному наследию не было сколь-либо существенным. Они оказались не востребованными и в других новгородских ансамблях, относящихся обычно к той же, что и волотовская роспись, группе памятников – во фресках церквей Спаса на Ильине и Фёдора Стратилата, являясь своего рода загадкой. По-видимому, степень влияния золотоордынской цивилизации была настолько значительной, что орнаментальный репертуар её произведений имел более широкое хождение, большую доступность и популярность, чем мы можем предположить.

Ключевые слова: религиозное искусство, декорация сакрального пространства, средневековый Новгород, церковь Успения на Волотовом поле, фрески, орнамент, Византийское искусство, ориентализирующиe мотивы, Золотая Орда

Библиография

Арутюнян 2019 – Арутюнян Ю. И. Интерпретация восточных влияний в византийской керамике IX–XV вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 146–150.

Вздорнов 1989 – Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Москва, 1989.

Крамаровский 2005 – Крамаровский М. Г. Золотая Орда как цивилизация // Золотая Орда. История и культура. Санкт-Петербург, 2005. С. 13–172.

Крадин 2016 – Крадин Н. Монгольская империя и её роль в мировой истории // Золотая Орда в мировой истории. Казань, 2016. С. 58–71.

Мацулевич 1912 – Мацулевич Л. А. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Волотове // Памятники древнерусского искусства. Вып. 4. Санкт-Петербург, 1912. С. 1–34.

Преображенский 2019 – Преображенский А. С. Прикладное искусство // История русского искусства. Т. 4. Искусство середины XIII – середины XIV века. Москва, 2019. С. 465–655.

Ballian 2018 – Ballian A. Exchanges between Byzantium and the Islamic World: Courtly Art and Material Culture. Heaven and Earth, Art of Byzantium from Greek Collections. 1. Athens, 2013. Pp. 292–296.

François, Spieser 2002 – François V., Spieser J.-M. Pottery and Glass in Byzantium. The Economic History of Byzantium. From the Seventh through the Fifteenth Century. Washington, 2002. Pp. 593–609.

Grabar 1951 – Grabar A. Le succès des arts orientaux à la cour byzantine sous les Macédoniens. Münchner Jahrbuch der Bildenden Kunst. 1951. Folge 3. Bd. 2. S. 32–60.

Nelson 1988 – Nelson R. S. Palaeologan Illuminated Ornament and the Arabesque. Wienner Jahrbuch für Kunstgeschicht. Vol. 41. Wien, Köln, Graz, 1988. Pp. 7–22, 151–162.

Pedone, Cantone 2013 – Pedone S., Cantone V. The Pseudo-Kufic Ornament and the Problem of Cross-Cultural Relationships between Byzantium and Islam. Opuscula Historiae Artium. 2013. 13 (62). Pp. 120–136.

Rice 1965 – Rice D. T. The Pottery of Byzantium and the Islamic World. Studies in Islamic Art and Architecture in Honor of Professor K. A. C. Creswell. Cairo, 1965. Pp. 194–236.

Сведения об авторе

Мария Алексеевна Орлова
доктор искусствоведения,
ведущий научный сотрудник сектора древнерусского искусства
Государственный институт искусствознания
Российская Федерация, 125375, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: maria-orlova@mail.ru

Для цитирования:
Орлова М. А. Об одной группе орнаментальных мотивов во фресках церкви Успения на Волотовом поле // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 325–336. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-325-336

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
0
Скачиваний
0