Об особенностях архитектуры и программ фресковой декорации монастырских церквей Новгорода второй половины XIV века

Ключевые слова: древнерусское искусство, архитектура Великого Новгорода, средневековая монументальная живопись, фреска, храм, иконография, монастыри, литургическое пространство

Аннотация

При исследовании росписей новгородских монастырских храмов второй половины XIV века приходится сталкиваться с тем, что назначение внешних пристроек и отдельных внутренних компартиментов, их функционирование в богослужебном контексте всё ещё представляются нечётко. Такая неразработанность архитектурной «иконографии» дополнительных пространств осложняет понимание многослойности содержания росписей и их смысловых оттенков. Монастырские храмы Новгорода в этом плане бывали устроены весьма своеобразно и неодинаково, но имели тенденцию к редуцированию пристроек и, напротив, к увеличению западной части основного объёма. В статье делается попытка уточнить назначение этих пространств на примере новгородских загородных монастырских храмов, имевших роспись, и кратко охарактеризовать специфику фресковой декорации (там, где она сохранилась) исходя из полифункционального характера этих архитектурных частей и их символики. Более «учёная» программа росписи притвора церкви Успения в архиепископском Волотове монастыре служила своего рода увертюрой к декорации основного объёма и точно соответствовала началу вечерней службы на храмовый праздник Успения, наследуя традиции палеологовского ренессанса. Более демократичная программа притвора церкви Спаса в монастыре на Ковалёве, ктиторами которого были бояре, акцентировала тему связи исцеления тела и души со Спасением во Христе, указывая на приверженность местной традиции почитания и, вместе с тем, на знакомство с художественной культурой западных Балкан. Но, несмотря на различие традиций, декоративным программам притворов в равной степени свойственно приготовление входящего в основной объём храма как в мир средоточия Премудрости. Состав женских изображений в этих памятниках позволяет говорить о характере монастырей: в случае Волотова – мужского, Ковалёва – вероятно, смешанного. Особенность локализации монастырской тематики в росписи на хорах церкви ещё одного загородного монастыря – Рождества на Красном поле – обусловлена, на наш взгляд, спецификой монастыря, обслуживавшего большое кладбище.

Биография автора

Т. Ю. Царевская , Государственный институт искусствознания

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-304-324

Т. Ю. Царевская 
Государственный институт искусствознания,
Москва, Россия
tsarevskaya_t@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0774-9474

Аннотация
При исследовании росписей новгородских монастырских храмов второй половины XIV века приходится сталкиваться с тем, что назначение внешних пристроек и отдельных внутренних компартиментов, их функционирование в богослужебном контексте всё ещё представляются нечётко. Такая неразработанность архитектурной «иконографии» дополнительных пространств осложняет понимание многослойности содержания росписей и их смысловых оттенков. Монастырские храмы Новгорода в этом плане бывали устроены весьма своеобразно и неодинаково, но имели тенденцию к редуцированию пристроек и, напротив, к увеличению западной части основного объёма. В статье делается попытка уточнить назначение этих пространств на примере новгородских загородных монастырских храмов, имевших роспись, и кратко охарактеризовать специфику фресковой декорации (там, где она сохранилась) исходя из полифункционального характера этих архитектурных частей и их символики. Более «учёная» программа росписи притвора церкви Успения в архиепископском Волотове монастыре служила своего рода увертюрой к декорации основного объёма и точно соответствовала началу вечерней службы на храмовый праздник Успения, наследуя традиции палеологовского ренессанса. Более демократичная программа притвора церкви Спаса в монастыре на Ковалёве, ктиторами которого были бояре, акцентировала тему связи исцеления тела и души со Спасением во Христе, указывая на приверженность местной традиции почитания и, вместе с тем, на знакомство с художественной культурой западных Балкан. Но, несмотря на различие традиций, декоративным программам притворов в равной степени свойственно приготовление входящего в основной объём храма как в мир средоточия Премудрости. Состав женских изображений в этих памятниках позволяет говорить о характере монастырей: в случае Волотова – мужского, Ковалёва – вероятно, смешанного. Особенность локализации монастырской тематики в росписи на хорах церкви ещё одного загородного монастыря – Рождества на Красном поле – обусловлена, на наш взгляд, спецификой монастыря, обслуживавшего большое кладбище.

Ключевые слова: древнерусское искусство, архитектура Великого Новгорода, средневековая монументальная живопись, фреска, храм, иконография, монастыри, литургическое пространство

Библиография

ААЭ 1836 – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археологическою экспедициею Императорской Академии Наук. Т. 1. Санкт-Петербург, 1836.

Андреев 1989 – Андреев В. Ф. Новый список семисоборной росписи Новгорода // Новгородский исторический сборник. Вып. 3 (13). Ленинград, 1989. С. 219–223.

Анкудинов 2008 – Анкудинов И. Ю. Роспись Новгородских церквей 1615 г. // Новгородский исторический сборник.
Вып. 11 (21). Санкт-Петербург, 2008. С. 367–382.

Бабић 1978 – Бабић Г. Иконографски програм живописа у припратама цркава краља Милутина // Византийка уметност почетком XIV века. Београд, 1978. С. 105–126.

Вениамин 1999 – Новая Скрижаль или Объяснение о церкви,
о литургии и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. В четырёх частях. Москва, 1999.

Вздорнов 1989 – Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Москва, 1989.

Геров 2022 – Геров Г. П. Специфика росписей входных зон храма византийского ареала (XI–XIV вв.) // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 2. С. 227–255.

Гордиенко 2017 – Гордиенко Э. А. Роспись церкви Успения на Волотовом поле в системе богослужения // Славянская Библия в эпоху раннего книгопечатания. Санкт-Петербург, 2017. С. 283–295.

Греков 1987 – Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. Москва, 1987.

Ҕурић 1985 – Ҕурић С. Љубостиња. Црква Успења Богородичиног. Београд, 1985.

Дмитриева 2011 – Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 года. Москва, 2011.

Емченко 2000 – Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. Москва, 2000.

Желтов 2019 – Желтов М., свящ. Панагия // Православная энциклопедия. Т. 54. Москва, 2019. С. 384–387.

Заграевский 2010 – Заграевский С. В. О предназначении полатей (хор) в древнерусских храмах // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции. Владимир, 2010. С. 182–195.

Каргер 1961 – Каргер М. К. Новгород Великий. Москва, Ленинград, 1961.

Красноречьев 1977 – Красноречьев Л. Е. О датировке волотовских фресок // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. Москва, 1977. С. 149–152.

Лисицын 1911 – Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон. Санкт-Петербург, 1911.

Лифшиц 1987 – Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. Москва, 1987.

Макарий 1860 – Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. Москва, 1860.

Малков 1980 – Малков Ю. Г. О роли балканской художественной традиции в древнерусской живописи XIV в. Некоторые аспекты творчества Феофана Грека // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. Москва, 1980. С. 135–160.

Мацулевич 1912 – Мацулевич Л. А. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Волотове // Памятники древнерусского искусства. Вып. 4. Санкт-Петербург, 1912. С. 1–34.

Милонас 1995 – Милонас П. Заметки об архитектуре Афона // Древнерусское искусство: Балканы, Русь. Санкт-Петербург, 1995. С. 7–81.

НЛ 1879 – Новгородские летописи (Так называемые Новгородская вторая и Новгородская третья летописи). Санкт-Петербург, 1879.

Описи 2017 – Описи имущества Сковородского монастыря XVIII–XX вв. // Новгородский архивный вестник. Вып. 14. Великий Новгород, 2017. С. 117–129.

Опись 1984 – Памятники Отечественной истории. Вып. 3: Опись Новгорода 1617 года. Москва, 1984.

Орлова 2004 – Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI века. Часть 1. Москва, 2004.

Порфирьев 1877 – Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии Наук. Т. XVII. Приложение 1. Санкт-Петербург, 1877.

ПСРЛ 2000 а – Полное собрание русских летописей. Т. III: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Москва, 2000.

ПСРЛ 2000 б – Полное собрание русских летописей. Т. IV. Часть I: Новгородская Четвёртая летопись. Москва, 2000.

ПСРЛ 2000 в – Полное собрание русских летописей. Т. VI. Вып. I: Софийская первая летопись старшего извода. Москва, 2000.

ПСРЛ 2000 г – Полное собрание русских летописей. Т. XVI: Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. Москва, 2000.

Седов 1990 – Седов Вл. В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII – начала XVI веков // История архитектуры. Москва, 1990. С. 102–127.

Седов 1999 – Седов Вл. В. Собор Михаила Архангела Сковородского монастыря // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 5. История и культура древних и средневековых славян. Москва, 1999. С. 264–270.

Седов 2000 – Седов Вл. В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалёве // Общество историков архитектуры. Архив Архитектуры. XI. Новгородские древности. Вып. 5. Москва, 2000. С. 47–79.

Секретарь 2011 – Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. Москва, 2011.

Симеон 1856 – Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Санкт-Петербург, 1856.

Тодић 1988 – Тодић Б. Грачаница. Сликарство. Београд, Приштина, 1988.

Трифонова 2002 – Трифонова А. Н. Церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом: история изучения и реставрации (до 1944 г.) // Новгородский архивный вестник. Вып. 3. Великий Новгород, 2002. С. 12–51.

Царевская 2007 – Царевская Т. Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью и её место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. Москва, 2007.

Шаповалова 2016 – Шаповалова А. М. Материалы для изучения фресок церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря в Великом Новгороде из Отдела древнерусского искусства и Отдела рукописей Русского музея // Страницы истории отечественного искусства. Санкт-Петербург, 2016. С. 79–86.

Янин 1976 – Янин В. Л. Семисоборая роспись Новгорода // Средневековая Русь. Москва, 1976. С. 108–117.

Ćurčić 2006 – Ćurčić S. Monastic Cells in Medieval Serbian Church Towers. Survival of an Early Byzantine Monastic Concept and Its Meaning // ΣOΦIA. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. Москва, 2006. С. 491–514.

Tomeković 1988 – Tomeković S. Contribution à l’étude du programme du narthex des églises monastiques (XIe – première moitié du XIIIe siècle). Byzantion. 1988. T. 68. Pp. 140–154.

Tomeković 1989 – Tomeković S. Place des saints eremites et moines dans le décor de l’église byzantine. Liturgie, conversion et vie monastique. Roma, 1989. Pp. 307–331.

Сведения об авторе

Татьяна Юрьевна Царевская
доктор искусствоведения,
ведущий научный сотрудник сектора древнерусского искусства
Государственный институт искусствознания
Российская Федерация, 125375, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: tsarevskaya_t@mail.ru

Для цитирования:
Царевская Т. Ю. Об особенностях архитектуры и программ фресковой декорации монастырских церквей Новгорода второй половины XIV века // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 304–324. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-304-324

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
104
Скачиваний
14