Проблема идентичности античного философа в православном храме: внешность, одежда, изречения

Ключевые слова: иконография, античные философы, средневековые православные храмы, визуальный образ, идентификация, атрибуты идентичности

Аннотация

Статья посвящена проблеме идентичности античного философа в составе интерьерных росписей христианских, прежде всего православных, храмов. Автор опирается на визуально-теологические, визуально-антропологические и эстетико-антропологические принципы исследования. В статье представлен малоизвестный иконографический материал, раскрыто уникальное значение и исследованы особенности традиции изображения античных философов в средневековых православных храмах (в Византии, Греции, России, Болгарии, Румынии) в перспективе обсуждения проблемы определения идентичности изображённых лиц. Автор на широком материале обращается к анализу причин значительной актуальности этой проблемы, связанной с особым характером понимания образа античного философа в христианской средневековой культуре, отличного от его понимания в древней Греции и древнем Риме. Подробно исследуются такие элементы образа античных философов, как внешность, одежда и изречения, которые могут способствовать определению идентичности, но не являются универсальным средством решения этого вопроса (так, в разных региональных традициях за одним и тем же философом закрепляются разные изречения). Автор анализирует такие эстетические и иконографические атрибуты, как головной убор (широкополая шляпа, шапочка, восточный тюрбан, царская корона), борода, плащ философа. При исследовании внешности античных философов основанием являются «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота. Подчёркивается особое значение взаимосвязи текстового и визуального начал при формировании иконографической образности, например, влияние текста «Пророчества эллинских мудрецов» на иконографию античных философов на Руси в XVI–XVII вв. Особое внимание уделено иконографии Платона и Аристотеля.

Биография автора

Д. Ю. Дорофеев, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-280-303

Д. Ю. Дорофеев
Санкт-Петербургский горный университет
императрицы Екатерины II, Россия
dandorof@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1583-4545

Аннотация
Статья посвящена проблеме идентичности античного философа в составе интерьерных росписей христианских, прежде всего православных, храмов. Автор опирается на визуально-теологические, визуально-антропологические и эстетико-антропологические принципы исследования. В статье представлен малоизвестный иконографический материал, раскрыто уникальное значение и исследованы особенности традиции изображения античных философов в средневековых православных храмах (в Византии, Греции, России, Болгарии, Румынии) в перспективе обсуждения проблемы определения идентичности изображённых лиц. Автор на широком материале обращается к анализу причин значительной актуальности этой проблемы, связанной с особым характером понимания образа античного философа в христианской средневековой культуре, отличного от его понимания в древней Греции и древнем Риме. Подробно исследуются такие элементы образа античных философов, как внешность, одежда и изречения, которые могут способствовать определению идентичности, но не являются универсальным средством решения этого вопроса (так, в разных региональных традициях за одним и тем же философом закрепляются разные изречения). Автор анализирует такие эстетические и иконографические атрибуты, как головной убор (широкополая шляпа, шапочка, восточный тюрбан, царская корона), борода, плащ философа. При исследовании внешности античных философов основанием являются «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота. Подчёркивается особое значение взаимосвязи текстового и визуального начал при формировании иконографической образности, например, влияние текста «Пророчества эллинских мудрецов» на иконографию античных философов на Руси в XVI–XVII вв.
Особое внимание уделено иконографии Платона и Аристотеля.

Ключевые слова: иконография, античные философы, средневековые православные храмы, визуальный образ, идентификация, атрибуты идентичности

Финансирование: исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-00687 «Образы античных мыслителей в России в контексте европейского Просвещения: рецепция образов, их представление и воспитательное значение в Горном музее и других российских музеях», https://rscf.ru/project/23-28-00687/

Библиография

Болгова и др. 2021 – Болгова А. М., Денисова И. В., Синица М. М. Трибон – плащ философа поздней античности // Via in tempore. История. Политология. 2021. Т. 48. № 4. С. 784–798.

Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Древнерусская народная литература и искусство. Санкт-Петербург, 1861.

Гегель 2001 – Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера. Т. 2. Санкт-Петербург, 2001.

Гульманов 2023 – Эллинские мудрецы. Выставка / Сост. А. Л. Гульманов. Москва, 2023.

Гукова 2022 – Гукова С. Н. Иконография Иисуса Христа в восточнохристианской традиции. Москва, 2022.

Дионисий 1868 – Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом / Пер. Порфирия, еп. Чигиринского. Киев, 1868.

Дорофеев 2020 – Дорофеев Д. Ю. Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 70–94.

Дорофеев 2023 – Дорофеев Д. Ю. «Эллинские мудрецы» в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2023. Т. 17. Вып. 2. С. 993–1049.

Дорофеев и др. 2023 – Дорофеев Д. Ю., Боровкова Н. В., Васильева М. А. Горный музей как пространство науки и образования Горного университета // Записки Горного института. 2023. Т. 263. С. 674–689.

Зотов 2021 – Зотов С. О. Типология атрибутов инаковости в русской иконографии античных философов // Визуальная теология. 2021. № 2 (5). С. 73–85.

Зубов 1963 – Зубов В. П. Аристотель. Москва, 1963.

Казакова 1961 – Казакова Н. А. «Пророчества эллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVII. Ленинград, 1961. С. 358–368.

Панофский 2009 – Панофский Э. Этюды по иконологии / Пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. Санкт-Петербург, 2009.

Попова 2006 – Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. Москва, 2006.

Рёскин 2007 – Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции / Пер. с англ. А. Герцык под ред. А. Г. Образцовой. Санкт-Петербург, 2007.

Салько 1982 – Салько Н. Б. Живопись Древней Руси XI – начала
XIII века. Мозаики. Фрески. Иконы. Ленинград, 1982.

Сергеев 1985 – Сергеев В. Н. О надписях к изображению «эллинских мудрецов» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXVIII. Ленинград, 1985. С. 326–331.

Сергеев 2020 – Сергеев В. Н. Дорогами старых мастеров. Москва, 2020.

Трубецкой 1993 – Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Философия русского религиозного искусства. Москва, 1993. С. 195–220.

Феофан 2005 – Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В. И. Оболенского. Под ред. О. М. Бодянского // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта.
Приск Панийский. Сказания / Изд. подг. А. И. Цепков. Рязань, 2005. C. 7–434.

Флоренский 2023 – Флоренский П. Иконостас. Москва,
Санкт-Петербург, 2023.

Дуйчев 1978 – Дуйчев И. С. Древноезически мислители и писатели в старата българска живопис. София, 1978.

Schukina, Aouini 2023 – Schukina D., Aouini D. The Chronotope of Paris in the Poetry of First-Wave Russian Emigrants: A Case Study of Irina Knorring’s Poems. Bakhtiniana Revista de Estudos do Discurso. 2023. 18. 4. Pp. 1–21.

Studniczka 1908 – Studniczka F. Das Bildnis des Aristoteles. Leipzig, 1908.

Σπετσιέρης 1963–1964 – Σπετσιέρης Κ. Εικόνες Ελλήνων φιλοσόφων εις Εκκλησίας. Επιστημονική Επετηρίς της Φιλοσοφικής Σχολής του Πανεπιστημίου Αθηνών. 14 (1963–1964). Σ. 386–458.

Сведения об авторе

Даниил Юрьевич Дорофеев
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии
Санкт-Петербургский горный университет
императрицы Екатерины II
21-я линия Васильевского острова 2, Санкт-Петербург,
Российская Федерация, 199106
E-mail: dandorof@rambler.ru

Для цитирования:
Дорофеев Д. Ю. Проблема идентичности античного философа в православном храме: внешность, одежда, изречения // Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 280–303. https://doi.org/10.34680/vistheo-2024-6-2-280-303

Опубликован
2024-11-20
Раздел
Статьи
Просмотров
130
Скачиваний
28